«Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое» (Альфонс Карр).
Так вот, дорогой Альфонс: уже давно придумали! И сегодня такое явление, как коррупция, в той или иной степени характерно для всех стран, являясь прямой угрозой их национальной безопасности.
При том, что все используют свои методы борьбы с коррупцией, каких-то уникальных (а главное - эффективных) методик пока что в этой сфере не придумано. У всех эта самая борьба зиждется на трёх китах: ужесточение ответственности, профилактика (создание системы обнаружения фактов подкупа и взяточничества, контроль за доходами и расходами чиновников, выявление конфликтов интересов) и создание законодательных условий, при которых коррупция в принципе будет невозможна (антикоррупционная экспертиза нормативных актов, практика постоянной ротации чиновников и т.д.).
Правда, есть ещё один подход (замечу - чреватый для любого государства) - не замечать это явление, считая его частью государственной системы.
Исследование природы и анализ чиновничьего воровства позволяют сделать неутешительный вывод: меньше тащить не стали. Хотя борьба с коррупцией в России началась отнюдь не сегодня. И даже не вчера...
Хотите в том убедиться? Тогда посмотрите идущий по второму каналу телесериал Андрея Кончаловского «Хроники русской революции», в котором киноперсонаж Юры Борисова показан честным офицером в коррумпированной системе. Он видит перед собой чиновников, грызущихся друг с другом, как крысы, но заразных и, следовательно, представляющих опасность для страны. В общем, внизу - преступность, наверху - преступность, поэтому остаётся служить только Родине. При этом император знает о коррупции, покрывает её и не даёт с ней бороться. На примере Борисова-Прохорова показано, что в той России любой человек, у которого вообще была совесть, понимал, что страна агонизирует и нуждается в резких переменах.
Но вернёмся к «нашим баранам». Пока запутанным и коррупциогенным остаётся законодательство о госзакупках, не всегда понятны правила назначения руководителей и не осуществляется контроль за доходами-расходами чиновников и их близких (последнее - это вообще «тёмный лес»!), говорить о серьёзных подвижках на этом фронте не приходится. Корень всех этих явлений - в сохраняющихся возможностях для различных схем незаконного обогащения чиновников, сращивания их с бизнесом, а порой и для развития собственного высокодоходного бизнеса за казённый счёт, попытках подстраивания под это законодательной базы.
На мой взгляд, борьба с коррупцией прежде всего должна представлять собой не охоту за персоналиями, а системную модернизацию: прозрачные закупки, цифровые реестры, независимый аудит и отслеживание активов. Кстати, положительные примеры борьбы с низовым ведомственным мздоимством у нас имеются: появились МФЦ, одно окно, оценка услуг и автоматизированные алгоритмы - и коррупционеров хотя бы на этом уровне не стало.
Депутаты, губернаторы, судьи, высокопоставленные лица МВД - это всего лишь винтики механизма, и проблема не в них, а в состоянии общественной системы в целом. Если правила работают, то и лазейки исчезают! И тут необходимо в первую очередь изменить систему общественных отношений - она должна основываться на принципах неотвратимости наказания и отсутствия неприкасаемых. Иначе все так и будут продолжать понимать, что очередному арестованному чиновнику «просто не повезло»...
Увы, пока в стране не существует нетерпимого отношения к коррупции, эту проблему не решить только лишь усилиями правоохранительных органов. А потому важным является изменение менталитета граждан - общество не только должно осуждать людей, замешанных в коррупционных делах (и не только чиновников высшего эшелона власти), но и помогать бороться с ними.
Сегодня сообщения о задержании очередного взяточника, перепутавшего «свою личную шерсть с государственной», приходят едва ли не каждый день. Только за восемь месяцев 2025 года уголовные дела возбуждены против сотни высокопоставленных чиновников.
Чтобы представить масштабы этого явления, «Российская газета» на днях опубликовала наиболее громкие коррупционные дела, поражающие изъятым имуществом, «нажитым непосильным трудом»...
Так, в собственности госсекретаря Дагестана в 2021-2025 гг. Магомеда-Султан Магомедова (в отношении которого возбуждено уголовное дело о мошенничестве и легализации преступных доходов) и его 16 родственников обнаружено 53 объекта недвижимости общей стоимостью свыше 500 млн рублей (рыночная превышает 1 млрд). Среди них несколько десятков земельных участков, жилая и коммерческая недвижимость в Дагестане, Ставропольском крае, а также в престижных районах Москвы. Ранее у Магомедова были конфискованы объекты бывшего госпредприятия «Дагнефтепродукт», занимающегося транспортировкой нефти через морской порт Махачкалы. Совокупная капитализация этих компаний, по данным надзора, превышает 100 млрд рублей, а ежегодный доход - более 10 млрд рублей.
У обвиняемого в вымогательстве и хищении Владимира Кайшева, преуспевающего бизнесмена и главы правительства Карачаево-Черкесии в 2008-2010 годах, конфисковано в пользу государства имущество на умопомрачительную сумму 42 млрд рублей. Когда в нему в дом вошли оперативники, картина их ошеломила: четыре этажа, колонны из мрамора, люстры из хрусталя, золочёные панели; в сейфах - украшения, коллекционные вина, редкие часы; в гараже - коллекция дорогих машин. Под контролем Кайшева находились: агрофирма «Село имени Ворошилова» (переименованная в «Село имени Кайшева»), Пятигорский молочный комбинат, ипподром, санаторий «Елизавета - минеральные воды», 67 участков земли, 35 нежилых зданий и сооружений, квартиры и жилые дома в Подмосковье и Ставропольском крае.
Владимир Николаев, мэр Владивостока с 2004 по 2008 годы, получивший условный срок за злоупотребление служебным положением, лишился имущества на общую сумму 14,8 млрд. рублей. В госсобственность возвращён 821 объект недвижимости, в том числе: апарт-отель «Магнум» (322 квартиры, 269 машино-мест), 12 земельных участков, санаторий «Амурский залив» и др. В сентябре 2025 года Генпрокуратура подала ещё один иск, требуя изъять у Николаева, его родных и доверенных лиц ещё 130 объектов недвижимости на общую сумму в 5,3 млрд рублей, незаконно выведенных им из муниципальной собственности.
Генпрокуратура России требует также обратить в доход государства активы экс-мэра Сочи Алексея Копайгородского, его родственников, а также ряда физических и юридических лиц, на общую сумму 1,6 млрд рублей. В числе этих активов 77 объектов недвижимости, в т.ч. 14 квартир, расположенных в Краснодарском крае, Ленинградской области, Санкт-Петербурге и Москве.
У Евгения Шулепова, мэра Вологды в 2008-2016 годах (умер в сентябре 2025 года), обвинённого в получении взятки и превышении должностных полномочий и использовавшего для незаконного обогащения административный ресурс, прокуратура требует изъять: имущество Вологодского станкостроительного завода, 10 квартир и домов (включая элитную недвижимость на Красной Пресне в Москве), 22 нежилых помещения, дом площадью 748,9 кв. м на крупном земельном участке в Подмосковье, загородный комплекс на живописном берегу реки Кубена Вологодской области, 12 земельных участков, люксовые автомобили, маломерное судно, квадроцикл и снегоход.
У бизнесмена (и бывшего мэра ивановского городка Плёса) Алексея Шевцов и членов его семьи, оказывавшего покровительство аффилированным организациям и монополизировавшего в городе рынки недвижимости, гостиничных услуг и общепита, прокуратура требует изъять 1,162 млрд рублей, а также 150 объектов недвижимости общей площадью 80 тыс. кв. м., в т.ч. 61 земельный участок, 33 нежилых здания, 16 жилых зданий, 14 нежилых помещений, 3 объекта незавершённого строительства (563 кв. м) и прочее имущество. Также в доход РФ требуют обратить 100% долей в уставном капитале 8 компаний, зарегистрированных в Плёсе.
Немало нечистых на руку и в судейской среде. В августе 2025 года Волжский городской суд Волгоградской области обратил в доход государства активы Аслана Трахова (он с 1998 по 2019 год возглавлял судебную систему Адыгеи) и его близких родственников на сумму более 13 млрд рублей. По данным Генпрокуратуры, Трахов оформлял дорогую недвижимость в Адыгее и Краснодарском крае на членов своей семьи и доверенных лиц. В собственность государства возвращены 214 объектов недвижимости, в том числе: 118 земельных участков, 71 коммерческое здание и помещение площадью 13 тыс. кв. м., 11 жилых зданий и помещений, 14 объектов незавершённого строительства, дома и доли в земельных участках и нежилых помещениях в Краснодаре, Сочи и Адыгее.
Тогда же в августе 2025 года Красногорский городской суд Московской области обратил в доход государства 87 объектов недвижимости общей стоимостью свыше 13 млрд рублей, принадлежавших Александру Чернову, главе Краснодарского краевого суда в 1994-2019 годах (подумать только - четверть века!), обвинённому в незаконном предпринимательстве. В их числе: сельхозпредприятие «Дмитриевское» в Краснодарском крае, 25 земельных участков, 19 коммерческих зданий, 18 офисных помещений, 12 квартир в Москве и Сочи. Кроме того, на счетах Чернова и его близких обнаружены и арестованы средства на общую сумму 1,2 млрд рублей.
В сентябре 2025 года Высшая квалификационная коллегия судей за нарушения требований антикоррупционного законодательства прекратила полномочия Виктора Момотова, председателя Совета судей с 2016 года. При этом Московский суд арестовал активы Момотова на 9 млрд рублей, среди которых 44 земельных участка и 51 объект недвижимости, использовавшихся для предоставления гостиничных услуг, размещения банных комплексов и кальянных (в т.ч. сеть из 40 отелей Marton в Москве, Краснодарском крае, Ростовской, Воронежской, Волгоградской, Нижегородской и Калининградской областях).
Переходим к коррупционерам в погонах. Их тоже хоть отбавляй! Выберем наиболее известных.
Заместитель министра обороны в 2016-2024 годах Тимур Иванов, обвинённый в трёх особо крупных взятках (общую сумму взяток следователи определили в 1,35 млрд рублей), легализации имущества, приобретённого преступным путём, и в незаконном хранении оружия, являлся владельцем: 16 домов, квартир и нежилых строений в Москве, Подмосковье и Тверской области общей стоимостью 427,4 млн рублей, доли в общедолевом праве семи нежилых помещений общей стоимостью 222,2 млн рублей, 28 земельных участков в Карелии, Московской и Тверской областях оценочной стоимостью 126,7 млн рублей. У него изъяты наличные на сумму 281,7 млн руб., 170 ювелирных изделий, 30 картин, 26 единиц холодного и огнестрельного оружия, 44 единицы часов наручных, карманных и настольных, 23 автомобиля (включая раритетные и люксовые), 14 мотоциклов, моторное судно.
У Владимира Панова, бывшего начальника управления расквартирования и строительства Главкомата внутренних войск МВД РФ - зам. начальника тыла, обвиняемого в получении взятки в особо крупном размере при выполнении гособоронзаказа, следствие обнаружило более 40 объектов недвижимости, оформленных на него и членов его семьи, арестовав имущество генерала на 240 млн рублей.
Одной из самых известных из-за размера взяток стала коррупционная история осуждённого полковника МВД России Дмитрия Захарченко, курировавшего в ведомстве борьбу с преступлениями в топливно-энергетическом комплексе. В ходе расследования следователи обнаружили у экс-полицейского 27 объектов недвижимости (13 квартир, 14 машиномест в элитных районах Москвы), четыре автомобиля, золотой полукилограммовый слиток, валюту на 8,5 млрд рублей, €2 млн и более $120 млн наличными. Позже правоохранители нашли ещё миллиард рублей. В августе 2018 года всё имущество Захарченко (в совокупности порядка 9 млрд рублей) обратили в доход государства.
Вспомнился к месту анекдот: фраза «превышение должностных полномочий» у нас означает, что чиновник украл больше, чем позволено, и при этом не поделился...
Надо ли понимать, что ужесточение борьбы с коррупционерами высшего звена в последние годы - это не спонтанный всплеск, не очередная штурмовщина, а системная работа и сигнал обществу, что у государства нет «неприкасаемых»? При этом очевидно, что все эти цифры - лишь вершина айсберга. За доказательствами далеко ходить не надо - достаточно побывать на VIP-аэродромах с реактивными частными самолётами, на тщательно охраняемых причалах с белоснежными яхтами или в элитных посёлках с их роскошными дворцами за трёхметровыми заборами, «майбахами» и «бентли» в гаражах. А ведь их миллиарды появились не вчера...
Ну, и как тут не согласиться с сатириком Задорновым: «Проблема России не в том, что она не может накормить бедных, а в том, что богатые никак не могут нажраться»?! Так что, борьба с многоголовой гидрой коррупции ещё далека от завершения...
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!