Сегодня свой профессиональный праздник отмечают милицейско-полицейские дознаватели.
Самостоятельные подразделения дознания в структуре советской милиции появились 5 августа 1982 года в соответствии с приказом МВД СССР № 254 «О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении примерного Положения о них».
Однако Днём образования службы дознания принято считать 16 октября 1992 года, когда приказом МВД России № 368 «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствовании раскрытия преступлений, предварительное следствие по которым необязательно» в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения дознания в составе милиции общественной безопасности. Именно с этой даты и ведёт отсчёт своей истории эта служба.
Бытует утверждение, что дознание - это малое следствие. Отчасти так, хотя у двух этих родственных (процессуальных) структур имеются существенные отличия.
Находящиеся в производстве дознания уголовные дела - это дела небольшой и средней тяжести, которые чаще всего раскрываются участковыми, инспекторами по делам несовершеннолетних, патрулями ППС и ГИБДД, отделами миграционного контроля и прочими низовыми подразделениями органов внутренних дел. И у дознавателей их гораздо больше, чем у следователей: так, ежегодно ими рассматриваются, возбуждаются
и расследуются порядка миллиона уголовных дел и материалов проверок по 158 составам преступлений! Представьте себе - какая нагрузка! Особенно если учесть, что большинство дознавателей в МВД - женщины...
К тому же, в процессуальном плане дознаватели более зависимы от прокурорского контроля (у прокурорских тоже наблюдается «палочный» принцип), который проще осуществлять за дознанием, нежели за следствием. Если следователь хотя бы де юре наслаждается самостоятельностью и уведомляет прокуратуру только о ключевых своих решениях по делу (возбуждение уголовного дела, состав обвинительного заключения), то у отделов дознания такой свободы нет, и формально практически на все процессуальные действия дознаватели должны получить санкцию прокурора. Да и внутри самой системы МВД у них в большей степени «руки связаны» жёсткой иерархической подчинённостью начальнику ОМВД-УМВД.
Не будем забывать, что функционал дознавателя решением руководства может передаваться некоторым другим категориям сотрудников полиции - чаще всего участковым. И подавляющее большинство отказных материалов всегда выносили те же участковые, формально выступающие в статусе дознавателя.
Отдельная песня - «палочная система» в дознании, наивысший расцвет которой приходится на начало 2000-ых. С дознавателей, как и со всех сотрудников милиции того времени, тоже требовали показатели (думается, что с тех пор мало что изменилось). А это, как известно, - возбуждённые и направленные в суд уголовные дела с лицами. В обязательном порядке им ежемесячно ставился соответствующий план, а дел с лицами в производстве катастрофически не хватало. На помощь в таких случаях приходили сотрудники подразделения по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка (эта милицейская структура имела замысловатую аббревиатуру БПСПРиИАЗ, хотя сотрудники между собой именовали её «псориазом»), заваливавшие дознание материалами с признаками ст.200 УК РФ - была раньше такая (обмеривание, обвешивание, обсчёт или иной обман потребителей). В те времена результат приносила чуть ли не каждая контрольная закупка в сфере торговли, да и поддельных медицинских книжек выявлялось немало.
В целом «двухсотая» отрабатывалась дознавателями довольно легко, и дела потоком шли в суд. Тогда ещё протокольная форма проходила: обвинительный акт печатай и в суд! При этом никого не сажали, большинство дел вследствие изменения обстановки прекращали, либо ограничивались штрафом или условным наказанием. И всё равно эти бесконечные «движухи» с делами, чтобы те ушли в суд в более-менее сносном виде, отнимали много нервов и моральных сил.
Как-то недавно общался с одним из бывших дознавателей и тот поведал, что всегда с тяжёлым сердцем принимал материалы по «двухсотой»: людям и так есть было нечего, а тут ещё и менты с недовесом-недоливом. Понимая, что кто-то тащит вагонами... Возможно, поэтому тот и не задержался в этом подразделении.
Одно время расследование в форме дознания проводилось только в отношении установленных лиц, а потому «висяков» в дознании не было вообще! Аресты были крайне редки, после проведения первоначальных следственных действий всё передавали в следствие - там дела нередко подолгу лежали мёртвым грузом, потом их приостанавливали...
А потом ужесточился прокурорский контроль, при котором дознаватели стали ходить в прокуратуру не советоваться (как это было прежде), а как на заклание. И дела стали пачками возвращаться на доп.расследование по надуманным основаниям.
Здесь сделаю лирическое отступление. В поэтическом арсенале Сергея Кухтова (тот долгое время работал старшим участковым уполномоченным милиции) имеется немало стихов-посвящений дознавателям. Как ироничных, так и душевных. Давайте насладимся некоторыми...
У меня в руках портфель участкового, -
Сколько там лежит всего бестолкового!
Только это не имеет значения -
Есть в портфеле у меня поручение...
Дознаватель молодой начинающий
Сочинил его, в носу ковыряючи.
Хочет он, чтоб я сегодня полтретьего
Притащил к нему слепого свидетеля.
Должен я ещё в различных инстанциях
Пачку справок получить и квитанции.
А ещё он поручил сдуру-смолоду,
Чтоб подробно допросил я полгорода,
Всех доставленных чтоб сфотографировал,
А судимых передактилоскопировал,
С потерпевшим сочинил фотороботы
(У бандитов на лице были хоботы)...
Как я понял из его поручения,
Хочет он, чтоб я раскрыл преступление.
Я прочёл всё это очень внимательно:
Для чего ж тогда нужны дознаватели?!
У дознания всегда было женское лицо. Что, в общем-то неудивительно: не каждый мужчина может выдержать такую нагрузку документооборота, ибо дознавателю приходится ежемесячно расследовать и направлять в суд до десятка уголовных дел. Мужчинам же легче всю ночь в засаде просидеть, чем выслушать жену, которую муж избивает, и мать, сын которой из дома вещи постоянно выносит и бьёт её. С этим приходится справляться, хотя такие допросы положительных эмоций явно не добавляют...
И ещё одно поэтическое посвящение от Сергея Кухтова, теперь - в женскую тему:
Мужики! Мы палку перегнули,
Строя на Земле социализм,
Отправляя девушек под пули,
Чтоб скорее победить фашизм.
Заросли окопы и воронки,
Мы вошли в другую колею,
Но, как прежде, хрупкие девчонки
С нами наравне в одном строю!
Люди, сочинившие законы,
Где-то упустили пункт один,
Что носить погоны и шевроны -
Это назначение мужчин.
Пусть идут домой, мы им поможем
Дом согреть и воспитать детей...
Дознаватель-женщина?! О боже!
Я снимаю шляпу перед ней!
Сегодня в дознании мало что изменилось. Пожалуй, лишь с материально-техническим обеспечением нет проблем, в остальном же всё плачевно: гайки очень сильно закрутили, институт наставничества уничтожен на корню, профессионалов в службе не осталось совсем. Сотрудники вздыхают: раньше к каждой памятной дате поощрение, сейчас строгий выговор - в порядке вещей. И ходят теперь все круглосуточно по форме, ну а толку-то?!
Мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!