Сегодня начинаю представлять последнее до сих пор не охваченное моими рассказами направление Мосузла. Символично, что последнее оставшееся направление ещё и весьма противоречиво организовано: на ней совсем мало дальних поездов, причём отправляющихся с других вокзалов. Сам вокзал нынче обслуживает только пригородные поезда. Направление ещё и, пожалуй, самое инфраструктурно неразвитое, но потенциал у него просто дикий. Ну что же, добро пожаловать на Савёловское направление!
Стрелка почти 12 с того момента, как мы начали. Символично, что Савёловское направление было некогда одним большим ответвлением Ярославского, с которого я когда-то начинал рассказывать о пригородных направлениях поимённо. Ещё одно северное направление Мосузла. Вообще забавно: уже 3-е направление в Тверскую область после Рижского и хода Петербург — Москва. Итак, обо всём по порядку…
Сначала дорога, потом вокзал
Линию строили по инициативе Саввы Мамонтова, но достроить дорогу он из-за ложных обвинений в растрате не успел. Она бы связала деревню Савёлово с Первопрестольной. А далее её бы пробили и в Калязин, и в Углич, и в Рыбинск… Но на момент открытия дороги ещё не было ясно, где вокзал ставить, поэтому и пришлось построить дорогу, впоследствии известную как Бескудниковскую, чтобы можно было подавать поезда. Сама дорога в таком режиме, от Бескудникова до Савёлова плюс сама ветвь от ст. Лосиноостровская и пл. Северянин до ст. Бескудниково, чтобы можно было поезда сюда вообще подавать из Москвы, работала первые 2 года своего существования, с 1900 года, когда всё это было открыто, по 1902-ой, когда вокзал у Бутырской заставы был наконец открыт.
К слову, где-то найдёте сообщение, что вокзал назывался Бутырским, по заставе, но сейчас преобладает версия, что вокзал был Савёловским все времена. Впрочем, ж/д станция официально называется Москва-Бутырская, но и Москву-Савёловскую тоже где-то найдёте.
Однако продолжить дорогу до Калязина удалось только в 1920 году! А в Углич так и вовсе уже в 1930-е гг., причём под стройку Угличского водохранилища. Под другую стройку первых пятилеток, канал имени Москвы и Иваньковское водохранилище, было открыто ответвление от Вербилок сначала до ст. Большая Волга, и только в 1969 г. его продлили на 1 остановку, до ст. Дубна, когда как раз этот городок и возник. Кстати, в годы Великой Отечественной войны это ответвление разбирали.
Электрификация сюда пришла как-то поздно, только в 1954 году, на отрезке от Москвы до Икши, пусть и на 3 кВ сразу — не пришлось потом перешивать. Что потом сказалось на окончании электрификации Бескудниковской ветви — её электрификацию закончили спустя год (первый участок был электрифицирован только в 1945 г. на 1,5 кВ и охватывал лишь участок от Лосиноостровской до Института Пути, соответственно, в 1955 г. он был перешит) — как нетрудно догадаться, в годы "перестройки" при закрытии и разборе всей ветви была снята и электрификация. В 1956 г. электрификация по главному ходу была продлена до Дмитрова. В 1961 г. был охвачен участок от Дмитрова до Каналстроя (на 1 остановку продлили), и, чтобы не было недоразумений: часть Савёловского направления действительно идёт вдоль канала имени Москвы. В 1970 г. электрификация была продлена до Большой Волги — это значит, что по главному ходу охват идёт только до Вербилок, откуда и идёт ответвление в Дубну (небольшой перегон от Большой Волги до Дубны тоже электрифицирован). По главному ходу электрификация до Савёлова была продлена только в 1979 г. Далее электрификации по этому направлению нет.
Савёловское направление инфраструктурно неразвитое ещё и в плане путей. 2-ой путь тут только до Дмитрова, далее путь только 1. И сегодня это отдельная боль для грузопотоков между столицами. Дело в том, что собственно дорога Петербург — Москва, та самая, что была открыта ещё при Николае I и про которую я рассказывал ранее, сегодня нагружена перевозкой пассажиров настолько сильно, что грузового движения там сейчас нет вообще. Савёловское направление в этом плане могло бы помочь (забавно, что последний дальний поезд с Савёловского вокзала отправлялся как раз в Петербург, причём на Витебский вокзал, а не Московский), но из-за того, что после Дмитрова путь только 1, от него мало пользы. Видел версию, что сейчас для грузовых поездов в ходу маршрут с Ярославского вокзала — очевидно, через Вологду, и именно из-за инфраструктуры (на Ярославке 5 путей до Мытищ, 4 до Пушкина и далее 2).
Есть ли что-то интересное?
Дмитров и Кимры — города старинные. А откуда взялись тут Кимры? Всё дело в том, что деревню Савёлово уже в советские годы Кимры таки "пожрали" — теперь это район верхневолжского городка. В них обоих сохранились многие старинные постройки. Кремль и Борисоглебский монастырь в Дмитрове, многие купеческие и не только постройки в Кимрах, ох, про это, конечно, буду рассказывать.
Ещё я знаю, что в районе Икши есть какой-то горнолыжный курорт. Во всяком случае, какие-то публикации по этой теме попадались мне.
Ну и в контексте Дубны Московское море тоже никто не отменял.
Как здесь организовано движение?
Организация движения на Савёловском направлении просто не может не хромать — для исправления этого нужны 3-ий и 4-ый пути до Дубны, если не до Дмитрова, и хотя бы 2 пути до Сонкова — ключевой станции к северу от Савёлова. Обсуждается идея проложить 3-ий и 4-ый пути в Лобню, да, равно как и 2-ой путь в Савёлово, но пока ничего из этого не построено.
В общем, варианты конечных поездов здесь: Лобня, Икша, Дмитров, Талдом (самое северное путевое развитие на этом ходу в границах Московской области), Савёлово. Если речь об ответвлении в Дубну, то там конечной может быть как сама Дубна, так и Большая Волга. Ну и вы знаете, что ответвление в аэропорт Шереметьево идёт именно от Савёловского направления, оно начинается от пл. Шереметьевская.
Ещё в 1981 году был открыт сквозной ход с Савёловского вокзала на Белорусский к югу отсюда, поэтому есть сквозное движение между этими ходами, распространяющееся и на аэроэкспрессы — они идут от ст. Одинцово. Ну и надо ли говорить, что здесь со старта есть система МЦД, потому что путевое развитие просто намекает на такое развитие событий? Поезда МЦД идут не далее Лобни, где также находится депо и для них, и для Савёловского направления как такового.
Как вы знаете, Савёловский вокзал не принимает дальних поездов. Никаких. Вот уже 28 лет. Последний отправлялся на тот самый Витебский вокзал Петербурга. Поезд в Рыбинск многие годы отправлялся с Белорусского вокзала по Бутырской соединительной ветви (той самой, что соединяет Белорусский вокзал и Савёловский), сейчас же он идёт с Восточного вокзала — Малое кольцо МЖД, как известно, имеет съезды на все радиальные направления Мосузла, включая Савёловское. Равно как и терминал Аэроэкспресса вскоре съехал на всё тот же Белорусский вокзал.
Ну и так, добивка: у Савёловского направления с Большим кольцом МЖД есть общий участок от Икши до Яхромы, есть у БМО и ход от Иванцева до Дмитрова. Причём участок БМО между Савёловским и Ярославским направлениями тоже частично однопутный (но там из-за рельефа)!…
Пересадки на метро
Метро к Савёловскому вокзалу пришло позже, чем ко всем остальным — только в 1988 году! До этого, по некоторым сведениям, от "Новослободской" до вокзала ходил бесплатный автобус. Причём "Новослободская" до того же 1988 года оставалась последней станцией Кольцевой линии метро, не имевшей пересадки ни на что другое.
Зато теперь у направления образовалось несколько пересадок на метро раньше вокзала:
- Тимирязевская — на одноимённую станцию метро.
- Окружная — на одноимённые станции метро и МЦК.
- Лианозово — на одноимённую станцию метро, открывшуюся недавно.
В будущем планируется построить ещё 2 платформы: Дмитровскую для пересадки на одноимённые станцию метро и остановку Рижского направления, и Петровско-Разумовскую на кросс-платформенную станцию метро и платформу железной дороги Петербург — Москва, где, кстати, планируется построить остановку уже высокоскоростной железной дороги между столицами России.
На этом с общей информацией всё, а далее пройдусь по ключевым интересным городкам этого направления! А пока расскажите, есть ли у вас какая-то история, связанная с Савёловским направлением? Есть ли у вас любимые места на этом направлении, помимо тех, что я назвал?
Если вам понравилась эта публикация, буду рад, если подпишетесь на мой канал!
Могу ли я вас заинтересовать другими публикациями на моём канале? Например, про ещё одно направление — Горьковское, самое литературное?
Или же разными историями про столицу части моей малой родины — Челябинска?
А, может, вы захотите прочитать про Транссиб? Как раз Савёловское направление начиналось как ответвление начала современного главного хода Транссиба…
Или же вас привлечёт значение гостиниц возле вокзалов и аэропортов? Как раз мы начинаем рассказ о направлении — быть может, захочется остановиться около вокзала для удобства?