Найти в Дзене
Путешествия со смыслом

Единственный в России мост, где машины ездят по рельсам: находка инженеров или опасный компромисс

Представьте мост, где нет разделения на автомобильную и железную дорогу. Это одно полотно. Машины катятся прямо по рельсам, а когда приближается поезд, светофор просит их подождать.
Фантастика? Нет, это 280-метровый мост через реку Ингоду - уникальный для России инженерный шедевр в Забайкальском крае, у поселка Первомайский. Но что это на самом деле? Блестящее решение, продиктованное необходимостью, или отголосок того самого «русского авось», которое всегда ходит по краю?
Чтобы понять этот мост, нужно вернуться в 1961 год. В разгар Холодной войны и космической гонки СССР остро нуждался в тантале, ниобии, бериллии и, главное, литии.
Единственным поставщиком литиевых концентратов в стране был Забайкальский ГОК. Для его нужд и была проложена железнодорожная ветка, ключевым звеном которой стал мост через Ингоду. Изначально мост был исключительно железнодорожным. Но в 90-е годы комбинат, как и многие гиганты советской промышленности, пришёл в упадок. Движение поездов практически прекр
Представьте мост, где нет разделения на автомобильную и железную дорогу. Это одно полотно. Машины катятся прямо по рельсам, а когда приближается поезд, светофор просит их подождать.


Фантастика? Нет, это 280-метровый мост через реку Ингоду -
уникальный для России инженерный шедевр в Забайкальском крае, у поселка Первомайский.

Но что это на самом деле? Блестящее решение, продиктованное необходимостью, или отголосок того самого «русского авось», которое всегда ходит по краю?

Чтобы понять этот мост, нужно вернуться в 1961 год. В разгар Холодной войны и космической гонки СССР остро нуждался в тантале, ниобии, бериллии и, главное, литии.


Единственным поставщиком литиевых концентратов в стране был
Забайкальский ГОК. Для его нужд и была проложена железнодорожная ветка, ключевым звеном которой стал мост через Ингоду.

Сюрреалистичная картина: автомобили на железнодорожном полотне. Не фотошоп, а обычный день на мосту у Первомайского
Сюрреалистичная картина: автомобили на железнодорожном полотне. Не фотошоп, а обычный день на мосту у Первомайского

Изначально мост был исключительно железнодорожным.

Но в 90-е годы комбинат, как и многие гиганты советской промышленности, пришёл в упадок. Движение поездов практически прекратилось.

Что делать с дорогостоящим, но почти неиспользуемым мостом? Сносить и строить рядом автомобильный в условиях тотального безденежья?


Тогда и было принято решение, которое можно назвать гениальным в своей простоте - не сносить, а
адаптировать. Мост получил вторую жизнь, став спасительной артерией для местных жителей и обеспечив им связь с «большой землёй».

-3

Как это работает и неужели не опасно?

Многих пугает сама мысль о том, что машины ездят по рельсам. Но система, регулирующая движение на этом «гибридном» мосту, проста и удивительно надёжна. Один шлагбаум и один светофор с каждой стороны. Встречные потоки автомобилей также регулируются.

-4

Когда приближается поезд (что происходит всего пару раз в неделю), светофор загорается красным, а шлагбаум опускается.

За более чем 30 лет такого режима - ни одной серьёзной аварии. Система, которая по современным нормативам не имеет права на существование, демонстрирует образцовую безопасность.

Для водителей поездка по мосту - небольшой аттракцион. Ощущения незабываемые!

-5

Современные мосты, такие как Крымский или Хабаровский, - это великолепные, но невероятно дорогие двухъярусные или параллельные конструкции.

Проект у Первомайского - пример того, как можно решать сложные задачи не гигантскими бюджетами, а нестандартным подходом и глубоким пониманием реальных рисков.
-6

В последние годы мир снова обратил внимание на редкоземельные металлы, особенно на литий, необходимый для электромобилей и «зелёной» энергетики.

Появились инвесторы, рассматривающие проекты возобновления добычи на
Забайкальском ГОКе. Если это произойдёт, мост может снова стать важной промышленной артерией.

-7

Но даже если этого не случится, объект уже заслужил свой статус. Он стал уникальной туристической достопримечательностью, живым музеем под открытым небом и частью культурного кода Забайкалья.

Он - символ русской стойкости и умения находить выход там, где другие видят тупик. Не всегда по учебнику, но это работает!


А как думаете вы? Этот мост - гениальное решение, которое стоит тиражировать, или уникальный "музейный экспонат"? И хотели бы вы прокатиться по такому мосту?

Следить за публикациями и оставить комментарий можно в нашем телеграм канале Путешествия со смыслом / Алексей Жирухин!

Ждем вас в комментариях!

Популярное на канале:

Съездил в Бодайбо и посмотрел, как строят Витимский мост: чем уникален сложнейший проект стройки века через Витим
Путешествия со смыслом
4 июля