В одной рубахе, простоволосая, распростерлась перед ним невестка. «Хороша, волосы словно змеи вьются, плечи и грудь белые, как молоко», — облизнулся государь. Женщина у его ног молила о милости, о пощаде.
— Извела грекиня мужа моего, а теперь и за меня с сыном принялась! В покоях Софья привечает колдунов да ворожей, боюсь я пробовать яства, что мне подают, и сыну не даю, к кубку за столом не прикоснусь! Защити, великий князь!
Иван III Васильевич поднял невестку с колен и, вновь залюбовавшись ее молодыми прелестями, дал слово наказать виновных. Он очень не хотел ввязываться во вражду между собственной женой, гречанкой Софьей Палеолог, и невесткой, вдовой старшего своего сына Ивана.
Две жены было у великого князя. Тверская княжна Мария подарила ему сына и скончалась, тогда взял он в жены наследницу византийских императоров Софью Палеолог. Многие годы была она верной союзницей и советницей, родила ему множество дочерей и сыновей. Но князь был тверд: старший сын унаследует власть.
В тереме своем, качая колыбель, Софья любовалась своим сыном Василием. Грыз ее червь ревности и ненависти, неужели потомок византийских императоров будет всегда позади сына тверской девки? А чтобы предотвратить все интриги, великий князь Иван решил старшего сына женить и венчать на царство, посадить рядом с собой на троне, пусть Иван Молодой учится и перенимает его мудрость, пробует себя в государственных делах.
В жены Ивану избрал государь дочь валашского господаря Стефана Великого. Елена, прозванная Волошанкой, всем была хороша. Собой пригожа, умна, горда. Великий князь и сам невольно представлял себя на месте сына, слишком уж велик был соблазн молочной кожи, больших миндальных глаз, что умели посмотреть с такой страстью, а потом вдруг взмах ресниц, и вновь царевна становилась кроткой птичкой.
Свадьба Ивана Молодого и Елены Волошанки была сыграна со всей пышностью московского царства. В качестве свадебного дара Великий князь решил преподнести невестке драгоценные украшения своей первой жены, Марии Тверской. Да когда послали за ними в сокровищницу, оказалось, что княгиня Софья уже сама распорядилась, да раздарила жемчуга и ожерелья своей племяннице на свадьбу с князем верейским. Наказывать жену государь не стал, но обрушил свой гнев на родственников Софьи, пришлось тем бежать из Москвы в Литву.
Глядя на счастливую невестку, поглаживающую живот, княгиня Софья глотала обиду. Сильная, здоровая молодая женщина в чреве своем носила еще одного соперника ее собственным сыновьям. Елена Волошанка разродилась сыном, получившим имя Дмитрий. Мальчик на четыре года младше любимого сына Софии, ее первенца-мальчика, Василия.
В великокняжеской семье долго не рождались сыновья, и Софья Палеолог ездила в Троице-Сергиеву лавру, где молилась у гроба Сергия Радонежского. И было ей видение святого с младенцем на руках, а через девять месяцев родила она Василия. С тех пор она верила в великую судьбу для своего сына и не намеревалась сдаваться.
В 1490 году Иван Молодой заболел ломотой в ногах. Не помогали ни лекарские снадобья, ни молитвы, ноги князя покрывались язвами, его мучили боли и слабость. Лечить Ивана вызвался иностранный лекарь Леон, а когда царевич умер, врач заплатил за это собственной головой. По Москве поползли слухи, что в ранней смерти Ивана Молодого повинна великая княгиня.
Сын Ивана Молодого наследовал отцу, и теперь великий князь внука готовил в наследники. Двор разделился на противоборствующие партии – одни поддерживали Елену Волошанку и ее сына, другие выступали на стороне Софьи Палеолог. Но стареющая княгиня чувствовала, что проигрывает. Супруг терял к ней интерес, накопились обиды и недовольство. Союзников у гречанки было не так уж и много, а Иван Васильевич тяготел к внуку.
Когда до Софьи дошла весть, что муж собирается назначить Дмитрия соправителем, она пришла в ярость. Опять ее сына обошли! Царский венец, положенный ему по праву рождения, опять уплывал из рук. Умная и хитрая дочь византийских императоров готова была на все, если нужно, даже свергнуть собственного супруга.
Но и Елена Волошанка была не из робкого десятка. Не теремная царевна она была, а дочь молдавского государя. Зная, что свекр неравнодушен к ее красоте и любит внука, она бросилась в ноги к великому князю и молила защитить ее от колдунов и ворожей, что собрались вокруг Софьи.
— Защити меня, великий государь! Защити невинного своего внука, царевича Дмитрия, не дай ей извести нас, как извела она супруга моего, сына твоего!
В гневе Иван Васильевич приказал всех знахарок и ворожей утопить в Москве-реке, потом дошла очередь и до Софьи с Василием. Доказательств ее вины великой княгини не было, но за своенравие князь наказал ее равнодушием.
Когда Дмитрию Внуку исполнилось пятнадцать лет, великий князь Иван Васильевич посадил его рядом с собой на трон и объявил соправителем, дав понять, что именно ему планирует передать власть. Мальчик был венчан на царство и почувствовал себя равным деду. Стал сам вершить суд и миловать под неустанным присмотром своей матери. Елена Волошанка не поняла, что свекр всего лишь хочет продемонстрировать свою волю, а не делиться властью. Когда же она стала подначивать Ивана III на войну с Литвой, чтобы помочь собственному отцу, великий князь решил, что пора положить конец этому самоуправству, и вернул из опалы Софью Палеолог.
Терпеливая княгиня мудро рассудила, что не упреками стоит осыпать мужа, вновь проявившего милость, но ласками и нежностью. Она умела ждать, и наконец случай окончательно покончить с дерзкой соперницей, что так и не покорилась, представился.
Елена Волошанка приблизила к себе жидовствующего проповедника, и вокруг нее собрался кружок еретиков. Нашептав великому князю, что мать его наследника обратилась к еретическому учению, Софья нанесла неотразимый удар.
Елена Волошанка была допрошена и заточена в тюрьме. Иван III отменил решение о назначении царевича Дмитрия наследником и лишил права называться великим князем. Вместе с матерью Дмитрия подвергли заключению, их имена запрещено было упоминать в богослужениях.
Василий был официально назван наследником своего отца, свершилось то, чего так желала Софья Палеолог. Она скончалась в 1503 году, счастливая от осознания, что совершила всё, что могла, для величия своего сына. Великий князь Иван III на полтора года пережил супругу.
Достигнув всего, о чем мечтала, Софья уговорила мужа освободить Елену Волошанку, но царевна не успела выйти на волю, умерла «нужной смертью», как говорили в народе.
Что до царевича Дмитрия, его судьба стала предтечей печального заточения младенца-императора Иоанна Антоновича. Юноша провел остаток жизни в заключении, «окован в железо» и скончался в 1509 году.
О дочери Ивана III и Софии Палеолог:
Bellalavanda в телеграм
Bellalavanda теперь и в MAX
Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!