Найти в Дзене
Bellalavanda

Непокорная его воле

«Лучше мне умереть под ногами твоими», — без надежды писала княгиня брату. Дни складывались в недели, недели в месяцы, а она томилась в плену без всякой надежды. Ей прислуживали как королеве, не препятствовали, ежели желала получить прибор для письма, но каждая служанка, каждый прислужник при ней были шпионами и доносчиками, а казна ее и все драгоценности отправлены королю Великого княжества Литовского. Дочь великого князя Московского Ивана III Васильевича и Софии Палеолог выдана была замуж за Александра Ягеллончика, великого князя литовского и короля Польского. Брак этот должен был стать залогом дружбы между государствами. За Еленой Ивановной дали огромное приданое, в Вильно за ней въехал свадебный поезд, что вез «20 сороков соболей, да 20000 белки, да 2000 горностаев», ткани — «шелковые рухляди», «бархаты венедицкие», «бархаты бурские», камку, тафту, «розные шелка», драгоценности, среди которых «цепь золота», «запанка золота с яхонты и с лальски зерны новгородскими», и другие ценност

«Лучше мне умереть под ногами твоими», — без надежды писала княгиня брату. Дни складывались в недели, недели в месяцы, а она томилась в плену без всякой надежды. Ей прислуживали как королеве, не препятствовали, ежели желала получить прибор для письма, но каждая служанка, каждый прислужник при ней были шпионами и доносчиками, а казна ее и все драгоценности отправлены королю Великого княжества Литовского.

худ. К. Маковский
худ. К. Маковский

Дочь великого князя Московского Ивана III Васильевича и Софии Палеолог выдана была замуж за Александра Ягеллончика, великого князя литовского и короля Польского. Брак этот должен был стать залогом дружбы между государствами. За Еленой Ивановной дали огромное приданое, в Вильно за ней въехал свадебный поезд, что вез «20 сороков соболей, да 20000 белки, да 2000 горностаев», ткани — «шелковые рухляди», «бархаты венедицкие», «бархаты бурские», камку, тафту, «розные шелка», драгоценности, среди которых «цепь золота», «запанка золота с яхонты и с лальски зерны новгородскими», и другие ценности. Сопровождали невесту знатные бояре с семьями, кому поручено было вести переговоры и проследить за выполнением условий брачного контракта. В документ включено было условие, что Елена Ивановна сохранит православную веру и будет для нее выстроен православный храм, где могла бы она молиться и совершать обряды по православному образцу.

-2

Свадьбу сыграли по католическому и православному обряду. Александр Ягеллончик был доволен невестой. Не только красота ее и белизна пленили супруга, старшего на пятнадцать лет, но и ее образованность и разумные суждения. Елена получила образование, играла на музыкальных инструментах, могла поддержать беседу об искусстве и много читала. Мать, София Палеолог, позаботилась, чтобы ее дети изучали языки и даже дочерей учили грамоте.

После свадьбы бояр, сопровождавших Елену, отослали. Свекровь и муж рассчитывали, что, лишившись поддержки, она согласится принять католичество, кардинал Фридрих часто вел с ней беседы и даже угрожал, но молодая женщина держалась уверенно и отвергала эти настойчивые предложения. Для православного населения Литовского княжества она стала посредником между католической знатью и приверженцами православия.

Александр I Ягеллончик, худ. Ян Матейко
Александр I Ягеллончик, худ. Ян Матейко

Православный храм в Вильно так и не был построен, не выделил супруг и волостей для кормления, на средства из собственного приданого приобрела она имение Жагоры. В свою очередь, великий князь Московский отказался возвращать земли, отвоеванные в ходе русско-литовской войны. Иван III вел переписку с дочерью и ценил ее сообщения.

Несмотря на это, Александр был щедр к непокорной супруге, одаривал ее подарками. Еще настойчивее стали его уговоры отринуть православие, когда он стал королем Польши. Короновать Елену Ивановну было невозможно, поскольку она не была католичкой. От короля Александра требовали отказаться от жены и даже предать ее церковному суду, но он отвергал эти наветы.

Король Александр II Ягеллон и Елена Ивановна Московская
Король Александр II Ягеллон и Елена Ивановна Московская

Двух детей родила Елена супругу, но мальчики не прожили и года. А потому, когда в 1506 году бездетный Александр Ягеллончин скончался, вдова засобиралась вернуться на родину. Ее ничто не держало в чужой стороне, а польская шляхта с молчаливого согласия нового короля Сигизмунда I безнаказанно разграбляла ее земли. Лишилась она и политического влияния, что имела, пока жив был ее супруг.

Елена Ивановна неоднократно писала к брату Василию III, стараясь убедить его не воевать с литовскими панами, а когда война все же разразилась, Сигизмунд I отказался отпускать вдовствующую некоронованную королеву. Он желал не только использовать ее как знатную заложницу, что может повлиять на московского государя, но и завладеть ее богатствами.

Елена Ивановна Московская
Елена Ивановна Московская

В 1511 году Елена Ивановна решила уехать без дозволения, Василий III выслал отряд, что должен был забрать ее у границы. Но заговор был разоблачен, женщину схватили. Ее грубо вывели из церкви, на имущество был наложен арест.

Еще через два года великая княгиня Елена Ивановна скончалась. Таинственная смерть молодой женщины породила множество слухов. Говорили, что ее отравил ключник по приказу магната Радзивилла. Богатства и драгоценности Елены достались супруге короля Сигизмунда Барбаре Запольской.

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки! Без вас невозможно развитие канала, а сейчас мне так нужна поддержка!