Найти в Дзене

Джейн Остин и теория разума: как литературная фантастика помогает «читать мысли»

В начале произведения «Гордость и предубеждение», самого известного романа Джейн Остин, главная героиня Элизабет Беннет подслушивает, как мистер Дарси плохо о ней отзывается. Это, естественно, заставляет ее сформировать о нем негативное мнение.

Однако она не знает о настоящих причинах его слов, а мистер Дарси, со своей стороны, не подозревает, что его подслушали. Так начинается эмоциональный и ментальный танец между двумя персонажами, каждый из которых на протяжении всего романа пытается разгадать мысли и чувства другого.

Читатель, тем временем, выступает в роли всеведущего третьего лица, знакомого с сокровенными мыслями персонажей. Это означает, что интерпретация эмоций в книге происходит не только в рамках самого сюжета, но и в сознании читателя.

Остин и «теория разума»

Наше удовольствие от литературы и художественной прозы основано на теории разума: когнитивной способности приписывать другим людям психические состояния (намерения, желания, мысли, эмоции) и понимать их поведение. Все мы обладаем этой способностью, и она имеет основополагающее значение для любых социальных отношений.

Этот навык необходим для понимания повествования, поскольку то, что мы читаем, было бы бессмысленным, если бы мы не могли поставить себя на место персонажей, чтобы понять мотивы, движущие их действиями.

Исследование 2013 года, опубликованное в журнале Science, показало, что чтение художественной литературы улучшает эту способность. Произведения Джейн Остин особенно хорошо подходят для тренировки навыков «чтения мыслей».

Размышления о мыслях

Используя сюжеты, основанные на недоразумениях, обмане, иронии и социальных ожиданиях, Остин отражает социальную психологию своей эпохи — конца XVIII и начала XIX веков. Мысли ее героев занимают центральное место, и попытки понять их вызывают конфликты в рассказах, создавая персонажей, с которыми легко сопереживать.

Таким образом, в «Гордости и предубеждении» Остин не только представляет любовную историю, а запутывает читателя в паутине мыслей о мыслях, настоящем гобелене того, что известно как ментальная рекурсия. Этот концепт, центральный для теории разума, относится к нашей способности представлять ментальные состояния других людей в нашем собственном уме, и делать это на нескольких уровнях или «порядках».

Рекурсия первого порядка проста — она происходит, когда Элизабет говорит, что знает, что ее сестра Джейн несчастна. Но Остин редко останавливается на этом, поскольку ее романы развивают гораздо более сложные структуры.

Это может включать в себя следующее: Элизабет думает, что Дарси считает ее заинтересованной в Уикхеме. Это рекурсия третьего порядка, поскольку она включает в себя мысли трех разных персонажей: главного героя, второстепенного героя и человека, с которым они оба имеют связь. В ключевые моменты романа эти уровни пересекаются, порождая недоразумения, напряжение и повороты сюжета, все из которых наполнены смыслом.

Этот тип сложного мышления не только определяет характеры персонажей, читатель также участвует в нем. Чтобы понять недоразумения в определенных сценах, читателю нужно знать больше, чем сами персонажи, а также то, что персонажи считают, что другие знают, и то, чего они не знают, о чем они не подозревают.

Это означает, что когда Элизабет читает письмо Дарси, которое он дал ей после того, как она отвергла его, читатель должен вместе с ней перестроить все предыдущие уровни интерпретации: что она думала, что он чувствовал, что он думал, что она чувствовала, какие намерения, по ее мнению, у него были, и какие намерения, по ее мнению, у него есть сейчас.

Когнитивная психология предполагает, что человеческий разум может с легкостью обрабатывать до трех уровней рекурсии. Литературная художественная проза, особенно та, которая исследует сложные межличностные отношения, является естественным способом тренировать эту способность. В этом смысле чтение Остин похоже на поднятие умственных гантелей. Ее персонажи приглашают нас думать вместе с ними, о них, а иногда и против них.

Слышать мысли других

Одним из самых мощных приёмов, которые Остин использует, чтобы погрузить нас в мысли своих героев, является свободная косвенная речь.

Этот повествовательный приём служит мостом между рассказчиком и героями, давая доступ к их мыслям и эмоциям, не обозначая их явно как таковые. Свободная косвенная речь устраняет следы мысли и представляет её как плавную часть повествовательного дискурса, не указывая на смену точки зрения.

В таких предложениях не совсем ясно, кто говорит: рассказчик или персонаж. Именно эта неоднозначность заставляет нас, читателей, часто прибегать к теории разума, поскольку мы должны делать выводы о том, кто говорит, о чем они на самом деле думают, говорят ли они правду и есть ли противоречие между тем, что они говорят, и тем, что они чувствуют.

Эта форма повествования является тренировкой в «чтении мыслей», потому что, поскольку мысли персонажей не выражаются прямо, мы должны их реконструировать. Другими словами, свободная косвенная речь не только показывает, что думает персонаж, но и заставляет нас думать, как он, по крайней мере, в течение нескольких страниц.

Способ понять других людей

Читать Джейн Остин – значит погрузиться в сложные слои скрытых мыслей и эмоций, что тренирует наши подсознательные способности. С помощью свободной непрямой речи и многоуровневой рекурсии писательница позволяет читателю проникнуть в сознание каждого из персонажей и почувствовать себя одним из членов того своеобразного общества, которое она изображает в своих произведениях.

В психологии мы знаем, что это погружение происходит не случайно, поскольку, когда мы читаем, то активируем и тренируем важнейший навык — умение ориентироваться в мыслях других людей. Чтение произведений Остин — это не только источник развлечения, но и тонкое совершенствование способности поставить себя на место других людей (и залезть в их головы).

Возможно, именно поэтому чтение, даже произведений, которым более двух веков, никогда не выходит из моды.

Оригинальная статья на русском языке: Джейн Остин и теория разума: как литературная фантастика помогает «читать мысли»

ПсиБлог.рф — ресурс программы Дистанционного Обучения Психологии

Оригинальная статья: Carmen Barajas, Noelia Lopez-Montilla - Jane Austen and theory of mind: how literary fiction sharpens your ‘mindreading’ skills, October 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: freepik.com

Ключевые слова: психология, литература, фантастика, эмпатия, Джейн Остин