Найти в Дзене
Александр Долгих

Как наш образ жизни влияет на гены наших внуков

Долгое время в науке господствовала простая и, казалось бы, незыблемая догма о том, что наши гены раз и навсегда предопределяют наследственный код, который мы передаём своим детям и внукам. Мы наследуем от родителей цвет глаз, рост, предрасположенности к болезням и не можем на это повлиять. Однако в последние десятилетия с появлением и бурным развитием эпигенетики это представление кардинально изменилось. Эпигенетика — это наука, которая изучает изменения в активности генов, не затрагивающие саму последовательность ДНК. Самое удивительное и революционное открытие эпигенетики заключается в том, что наш образ жизни, то есть то, что мы едим, сколько спим, как справляемся со стрессом и даже чем дышим, может оставлять свои метки на наших генах, и эти метки способны передаваться следующим поколениям, влияя на здоровье наших детей и внуков. Представь, что гены — это как сценарий фильма. Текст в нём написан и его не изменить. Это ДНК. Но один и тот же сценарий можно снять по-разному. Можно сд

Долгое время в науке господствовала простая и, казалось бы, незыблемая догма о том, что наши гены раз и навсегда предопределяют наследственный код, который мы передаём своим детям и внукам. Мы наследуем от родителей цвет глаз, рост, предрасположенности к болезням и не можем на это повлиять. Однако в последние десятилетия с появлением и бурным развитием эпигенетики это представление кардинально изменилось.

Эпигенетика — это наука, которая изучает изменения в активности генов, не затрагивающие саму последовательность ДНК. Самое удивительное и революционное открытие эпигенетики заключается в том, что наш образ жизни, то есть то, что мы едим, сколько спим, как справляемся со стрессом и даже чем дышим, может оставлять свои метки на наших генах, и эти метки способны передаваться следующим поколениям, влияя на здоровье наших детей и внуков.

Представь, что гены — это как сценарий фильма. Текст в нём написан и его не изменить. Это ДНК. Но один и тот же сценарий можно снять по-разному. Можно сделать весёлую комедию, а можно и мрачную драму. Всё зависит от режиссёра. Вот эпигенетика — это и есть такой «режиссёр».

Он не меняет слова в сценарии (гены), но он берёт и помечает необходимое специальным фломастером. Какие-то сцены он подсвечивает и актёры играют их ярко и громко. А другие сцены он зачёркивает или закрывает стикером и их почти не видно, они «спят».

Эти «пометки фломастером» ничто иное как простые химические выключатели и включатели на наших генах. Наши привычки, еда, стресс, спорт, курение, посылают сигналы нашему «режиссёру». Если мы едим много вредной пищи, «режиссёр» может зачеркнуть гены, отвечающие за здоровый обмен веществ. Если мы занимаемся спортом, он, наоборот, подсветит гены, которые укрепляют сердце и мышцы. А сильный стресс может заставить его заклеить гены, которые защищают от тревоги.

-2

Мы своими действиями постоянно говорим «режиссёру», что ему делать с нашим «сценарием».

Самое удивительное вот что. Когда у человека рождаются дети, он передаёт им не только базовые гены, но и часть этих «режиссёрских пометок» на них.

Классическим и несколько пугающим примером служат исторические исследования последствий голода в Нидерландах в конце Второй мировой войны. Дети женщин, переживших этот голод, рождались с повышенной предрасположенностью к ожирению, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям. Их гены были в порядке, но эпигенетические метки, нанесённые голодом, «настроили» их метаболизм на работу в условиях дефицита. Когда же эти дети росли в условиях изобилия, такая настройка привела к лишнему весу. Что ещё более показательно, эти эффекты прослеживались и в следующем поколении, то есть у внуков переживших голод.

В 2013 году учёными из Университета Эмори был проведен очень наглядный эксперимент с мышами. Они давали самцам мышей лёгкий удар током одновременно с запахом вишни. Вскоре мыши начали бояться этого запаха. После учёные изучали их потомство и обнаружили, что детёныши этих мышей тоже панически боялись запаха вишни, хотя их никогда не били током и они с этим запахом раньше не сталкивались. Отцовский опыт стресса, связанный с конкретным запахом, был передан через эпигенетические метки на генах, отвечающих за распознавание запахов и реакцию страха.

Существует порода мышей-агути, у которых из-за особого гена шерсть жёлтая, и они склонны к ожирению и болезням. Учёные взяли двух таких одинаковых мышей и изменили рацион одной из них во время беременности, добавив в него продукты, богатые фолиевой кислотой. По итогу мышь, которая хорошо питалась, родила совершенно здоровых бурых мышат с нормальным весом! Эпигенетические «метки» из еды буквально закрыли дефектный ген агути. Ген никуда не делся, но он перестал работать, как работал раньше.

-3

Но дело не только в питании. Хронический стресс, пережитый родителями, может через эпигенетические механизмы повысить тревожность и ухудшить способность к обучению у их потомства.

Курение, злоупотребление алкоголем, воздействие токсинов из окружающей среды — все эти факторы оставляют свой след не только на здоровье самого человека, но и на эпигенетическом профиле его будущих детей. Кажется, что это возлагает на нас колоссальную ответственность, граничащую с грузом вины. Однако у этой медали есть и светлая, обнадёживающая сторона. Если дурные привычки могут навредить, значит, что и хорошие привычки способны исцелить.

-4

Регулярная физическая активность, сбалансированное питание, практики осознанности и снижения стресса, оказываются не просто сиюминутной заботой о себе, а инвестицией в здоровье будущих поколений. Мы можем буквально «переписывать» эпигенетические инструкции, которые передадим своим потомкам, делая тем самым своих детей лучше нас самих.

Если было интересно, подписывайся на мой Телеграм, чтобы не пропустить полезные статьи, а ниже ещё несколько интересных статей: