Один из интернет-обзоров на Ульяновск утверждал: «Если вкратце, то это самое крутое место, где можно впасть в депрессию ещё глубже». Не знаю, как депрессуют в Ульяновске в спальных районах, но исторический центр города, который я посетил, мне не показался унылым. Разве что в первый день знакомства с городом погода была серой. Точнее, светло-серой, вполне приемлемой и тёплой для начала марта, но не то чтобы безумно радостной.
Для тех, кто вдруг не знает, сообщу, что дореволюционное название Ульяновска – Симбирск. Надо объяснить, откуда оно взялось. Слово «Симбирск» – нерусского происхождения. Ещё до основания города в 1648 году нынешняя Ульяновская гора именовалась Симберской на карте немецкого географа Адама Олеария, в XVII веке встречались и разные топонимы с буквой Н – «Синбир», «город Синбирской» и так далее. Так и прижилось за русской крепостью, а затем и городом имя Синбирска/Симбирска.
Основные версии происхождения топонима такие. Возможно, он от монгольских захватчиков, для которых «сум бэр» означало «священная гора». Одна беда: монгольской топонимики после нашествия Батыя на Русской равнине не сохранилось, поскольку в Золотой Орде, существовавшей на этой территории, доминировали тюркские народы, и монголы в их среде просто растворились.
Тюркские версии переводят название города по-разному. Возможно, «сен бер» – это «река горная». А возможно, «сим бир» – это «граница первая». Также исследователи находят аналогии среди чувашских и татарских имён: Синбирь/Синбир, Бирсин/Берсен. Здесь когда-то жил какой-то булгарский или татарский князёк, передавший имя местности? Может.
Совсем экзотическая древнескандинавская гипотеза переводит фразу «синн бор» как «путь волока», мол, здесь устроили переволоку из реки Волги в реку Свиягу. Теоретически варяги могли сюда добраться, но шанс наследить в топонимике у них был не очень большой. Есть и масса устаревших интерпретаций, тысячи их.
В связи с погодой предлагаю сегодня ограничиться небольшой территорией Венца. Словом «венец» в Ульяновске издавна прозвали плато на самой высокой точке Ульяновской горы. К западу от Венца расположена основная застройка исторического центра, к востоку – большой Волжский косогор.
В южной части Венца на бывшей площади Ленина стоит Ленин, человек, давший имя современному названию Симбирска. Переименовать город местные жители предлагали ещё при жизни советского вождя, а уж после смерти в 1924 году сам Маркс велел. А как переименовать? «Ленинград» быстро заняли. Местные инициативы взять на вооружение «Ленинск» или «Ильич» центральным органам власти не понравились, и тогда секретарь ЦИК Авель Енукидзе написал в Симбирск предложение переименоваться в «Ульяновск». Так и прижилось.
Бронзовый памятник Ленину в 1940 году сделал скульптор Матвей Манизер, уже попадавшийся нам на страницах Дневника. В Петрозаводске есть его Ленин 1933 года. Ленины вышли разными. Петрозаводский Ильич – рьяный агитатор, которому нужно покорить просторы Русского Севера. Ульяновский – уверенно стоящий на ногах вождь, спокойно наблюдающий за родным городом.
Сейчас площадь с Лениным называется не его именем. До революции это была Соборная площадь, таковой же с 2018 года она является сейчас. Соборов уже давно нет. Я не категорический противник возвращения дореволюционных названий, однако, на мой взгляд, Соборная площадь без соборов звучит немного нелепо. Уж переименовали бы тогда во что-то новое и оригинальное, было бы интереснее.
Тем не менее, вот небольшое представление о том, как выглядел кафедральный собор Симбирской епархии – Николая Чудотворца или Николаевский. На дореволюционной открытке он слева, обозначен как зимний собор. До середины XIX века собор был Свято-Троицким, затем переименован, когда пару ему составил собор справа как собор Троицы Живоначальной. Как раз на месте Троицкого летнего собора сегодня разместился Ленин.
Оба собора снесены в 1930-е годы.
Соборная площадь ныне не особо интересна. Наполовину сквер, наполовину плац. Хорошо хотя бы, что на парковку выделили лишь небольшой кусочек сбоку. От площади начинается большая эспланада с дорожками и скверами длиной в полкилометра, тянущаяся на север почти на весь Венец. Мы к ней периодически будем возвращаться.
Единственное крупное здание площади – бывший обком КПСС. Построено во второй половине 1950-х годов. Теперь здесь тоже обком, в смысле правительство Ульяновской области. Вполне аккуратное административное здание с элементами упрощённого сталинского классицизма – таким стилем отличались многие постройки в СССР, спроектированные до борьбы с архитектурными излишествами, но реализованные уже во время хрущёвской политики. Известный мне пример – Дворец культуры текстильщиков в Гродно.
Как я понимаю по старым картам, ранее здесь никакого здания не было. Троицкий собор занимал заметную часть площади, отчего её пространство было сдвинуто в ту сторону, куда мы смотрим.
[Сарказм on.] Мммм, парковки. Парковки в историческом центре – это то, ради чего стоит путешествовать. Обожаю парковки, они прекрасны. [Сарказм off.]
Это небольшое здание Соборной площади – историческое. Сегодня тут находится областной клинический госпиталь ветеранов войн, а до революции было основанное в 1876 году Симбирское епархиальное женское училище. Само здание датируется 1790-ми годами, это одно из старейших сохранившихся каменных строений в Симбирске. Почти столетие тут жили некие дворяне Карповы, отсюда другое именование объекта – Дом дворян Карповых.
К первому поколению преподавателей епархиального училища принадлежал протоиерей Неофит Любимов. Его послужной список довольно долгий и нудный, известен он в первую очередь не этим. В 1918 году по предложению бывшего обер-прокурора Синода Александра Самарина он отслужил панихиду по убиенному Николаю II, за что его арестовали и расстреляли – подобное действие было расценено как агитация против советской власти. В 2000 году он признан РПЦ священномучеником.
О том же 1918 годе напоминает другая мемориальная доска на фасаде здания. Она относится к самой площади и гласит, что 12 сентября 1918-го тут прошёл митинг красноармейцев после освобождения Симбирска от белых. Цитаты из телеграмм участников митинга и Ленина явно намекают на недавно пережитое Ильичом покушение Каплан.
Удивительная у нас, конечно, страна. В пределах нескольких метров – абсолютно противоположные по смыслу свидетельства исторической памяти. Но это правильно, потому что если фанаты одних мемориальных досок будут срывать другие, то это к добру не доведёт. Срывать можно только доски Маннергейму и Колчаку в Питере, я считаю.
Рядом с площадью можно спуститься во Владимирский сад. Он создан в 1873 году на небольшом участке косогора по решению городской думы.
Владимирский – в честь Владимира Владимировича. Не шутка! Владимира Владимировича Орлова-Давыдова, в 1860-е симбирского губернатора. Пусть губернией он командовал недолго, при нём в городе многое восстановили после пожаров 1864 года и построили водопровод, поэтому горожане помнили вклад Орлова-Давыдова и решили его имя увековечить. В советское время парк носил имя Свердлова.
Сейчас по саду гулять не очень удобно из-за тающего снега. Ну и в целом он для любителей ходить то в горку, то с горки.
За садом приглядывают Маяковский и Курчатов. Последний – с неестественной улыбкой, оставим её на совести художника.
Чуть дальше от того же угла Соборной площади на самом краю обрыва к Волге находится здание, которое и без комментариев навевает тоску. А если его прокомментировать, то станет совсем грустно.
Здание Общественного собрания построено в 1910 году в стиле модерна по проекту Фёдора Ливчака, который оставил заметный след в архитектуре Симбирска. Общественное собрание проводило тут спектакли, музыкальные и танцевальные вечера, народные чтения, лектории и другие мероприятия. Культурное значение дом сохранил и после. После революции в здании организовали Народный дом имени Свердлова, он же Дворец рабочей культуры со столь же разнообразной номенклатурой культурных развлечений. После войны сюда поселили областную филармонию.
Уже пару десятков лет здание вызывает беспокойство не только своим видом, но и возможностями оползней на Волжском косогоре. Склон начинается у деревьев в левой части кадра. Вместо необходимых работ местные власти, выселив филармонию, юридически объединили её с... музейным комплексом Ленинского мемориала (логично), несколько лет кормили обещаниями отреставрировать здание, потом решили, что передадут его другому музыкальному коллективу – государственному ансамблю песни и танца «Волга», и заявили, что закончат ремонт в 2022 году. Ахахаха. Ха. Какое же позорище.
Посмотрим лучше на Волгу. Великая русская река в Ульяновске широка и величественна. Но надо понимать, что перед нами не совсем Волга, а часть крупнейшего в Евразии водохранилища – Куйбышевского, созданного в 1950-е годы.
Пожалуй, о Волге мы поговорим чуть позже, как и о мосте, что видно сверху. Пока идём дальше.
Смотреть на Волгу лучше всего с Нового Венца. Так прозвали бульвар и улицу вдоль окраины Венца незадолго до революции. На бульваре есть несколько памятников, как старых, так и современных. Это, скажем, новодел 2019 года от ижевского скульптора Павла Медведева – памятник влюблённым или «Свидание».
За памятником проглядывается здание губернского правления начала XIX века, образец архитектуры классицизма.
С 1940-х годов тут поселился Ульяновский сельскохозяйственный институт, что ныне называется аграрным университетом имени Столыпина. Почему Столыпина? Ну он же у нас главный агроном Российской империи, крестьян любил. Точнее, не совсем крестьян... Кулаков любил, которых многие крестьяне ненавидели, но что сейчас в детали вдаваться. Наверняка же в Ульяновске создавали сельскохозяйственный институт во время Великой Отечественной, чтобы он воспитывал юных столыпиных и культивировал кулачество.
Ладно, прекращаю издёвки, не удержался.
На Новом Венце есть разные памятники, как старые, так и современные. Из старых в глаза бросается крупный обелиск погибшим в годы Гражданской войны с Вечным огнём. На этом месте находится братская могила красноармейцев, которые участвовали в том самом освобождении Симбирска в 1918 году, а также других жертв разных событий Гражданской войны. Обелиск достаточно простой, установлен в 1927 году. Вечный огонь к нему добавили в 1968-м.
Попадается и такое. Памятник «Одуванчик» 2018 года символизирует мир и доброту. Здесь интересен скорее не сам памятник, а его автор – скульптор Григорий Потоцкий, который установил уже несколько таких одуванчиков в России и за рубежом. Так он пытается сеять добро по всей Земле. Ничего против не имеем, пусть сеет.
Желающие могут спуститься к Волге тут. Мы в конце прогулки по этой лестнице поднимемся оттуда, снизу. Подъём получится бодреньким.
Еееее! В смысле, ёёёёёёё! Памятник букве Ё появился на Новом Венце в 2005 году. Он находится именно в Ульяновске, потому что из Симбирской губернии родом писатель Николай Карамзин, который ввёл в русский алфавит эту букву, напечатав в одном своём стихотворении «Опытная Соломонова мудрость» в 1797 году слово «слёзы»:
Тамъ бѣдный проливаетъ слёзы,
Въ судѣ невинный осужденъ,
Глупецъ уваженъ и почтенъ;
Злодѣй находитъ въ жизни розы,
Для добрыхъ тернїе растетъ;
Для нихъ унылъ, печаленъ свѣтъ.
По задумке автора памятника Александра Зинина, Ё на памятнике довольно точно передаёт написание буквы в той самой публикации Карамзина. Как давний фанат буквы Ё, я заранее знал о памятнике, и это было одной из причин, почему мне хотелось приехать в Ульяновск. Как же не поклониться своей любимой букве!
Аргументы тех, кто упорно унижает букву Ё, считая, что она не нужна и вполне заменяема на Е, я готов опровергать многими доводами, но приведу для краткости один. Вот вы же, исходя из контекста, поймёте, где в слове находится буква И, а где Й, так ведь? Ну так зачем нужна отдельная буква тогда? Давайте писать «Новыи Венец» или «Народныи дом». Понятно же и так! А то придумали лишнюю букву, только отвлекаться на диакритический знак приходится. Глупо рассуждаю, верно? Тогда почему Ё не считается полноценной буквой и её принято игнорировать?
Пока я не увлекся... ой, извините, пока я не увлёкся рассуждениями о важности буквы Ё, давайте отвлечёмся на это здание. Прекрасный образец модерна 1910-х годов построен по проекту архитектора Августа Шодэ, который, как и Ливчак, много работал в Симбирске. У здания нестандартное название – Дом-памятник Гончарову. «Дом-памятник» – это вообще что?
Известный писатель Иван Гончаров родился в Симбирске в 1812 году. Когда праздновали столетие со дня его рождения, со всей России собирали средства для открытия памятника писателю. В итоге вместо памятника решили построить целый дом культуры, чтобы в нём был музей, библиотека и школа. Правда, когда его достроили в 1915 году, часть помещений занимал лазарет, поскольку шла мировая война. Но музей краеведческого характера тут всё же появился после революции и по-прежнему тут же живёт.
Точнее, в реальности музеев два – и областной краеведческий, и областной художественный. Они не объединены в одну организацию, но делят одно здание. Такое я не пропускаю. Вперед. Да что ж такое, конечно же, вперёд!
Это был эпизод 1/6 из дневника «Ульяновск. Март 2025 года. День 1». Продолжение здесь:
Все эпизоды цикла: