Найти в Дзене

Гуляя мимо самых странных памятников Петрозаводска

Продолжим прогулку по Петрозаводску вдоль главной улицы города – проспекта Ленина. Что в целом можно сказать о проспекте?

Проспект Ленина длиной почти в два километра – своего рода центральная ось Петрозаводска. На одном конце – вокзал, на другом – набережная Онежского озера, по обе стороны – примерно по половине центрального района. Её историческое название – Святнаволоцкая, что связано с деревней Святнáволок, куда, по идее, когда-то давно устремлялась эта дорога. В 1912 году её назвали Бородинской улицей в память о столетии Бородинского сражения, после революции она стала проспектом Ленина. На короткий период финской оккупации проспект переименовали в Карельскую улицу (Karjalankatu).

Застройка в основном сложилась в ходе послевоенного восстановления города, вот даже в конце 1940-х годов возвели шикарный для своего времени кинотеатр «Победа». После распада СССР с кинотеатром произошло... сами догадываетесь, что. Капитализм произошёл. Его то закрывали, то открывали вновь, то здесь был ночной клуб, но окончательно он «затонул» в 2012 году. Теперь здесь продают курочку от КФЦ.

Читайте предыдущий эпизод дневника (Карелия. Июль 2024 года. День 1: Петрозаводск. Эпизод 1/7):

-2

Так, а это... трансформеры? Медведи?

Распространено мнение, что этот фонтан 1995 года носит название «Солдат, женщина и ребёнок». Сомнительная интерпретация, если честно. Другие люди присваивают фонтану название «Единение» и видят в нём символ единства финского, карельского и русского народов. Или даже славян, финно-угров (к которым относятся и финны, и карелы) и скандинавов, то бишь шведов и прочих. Но в этом случае вообще непонятно, почему скульптуры разных размеров: это намёк на то, что какие-то народы выше, а какие-то мелкие и недоношенные? Неясно.

Мне больше нравится народное название фонтана – «Струя Катанандова» или даже «Струйка Катанандова». Сергей Катанандов – это местный политик, что возглавлял Карелию с 1998-го по 2010 год, а до того с 1990-го был мэром Петрозаводска. При нём в городе было установлено немало фонтанов, поэтому как бы в память о его вкладе возникло такое название. Говорят, что он не обиделся. Скромное определение «струйка» сравнивает фонтан с более крупным советским фонтаном, созданном в другом месте при председателе горисполкома Павле Сепсякове. И да, вы догадываетесь, как его прозвали: «Струя Сепсякова».

Любопытен и автор «Струйки Катанандова», скульптор Вальтер Сойни. Он по происхождению финн, русский и швед по разным линиям, долгое время учился, жил и работал в Петрозаводске, а потом эмигрировал в Финляндию. Вероятно, его происхождение дало повод размышлять о «национальном» смысле фонтана.

-3

Довольно красивые бревенчатые дома на каменном фундаменте удивительным образом прожили больше одного столетия, хотя за это время немного изменили свой вид. Их построили в 1917 году (нашли время, конечно) в качестве административных зданий и обновили после войны, чтобы они соответствовали общему стилю проспекта – стилю сталинского классицизма. Отсюда разные украшения фасада, например, имитации белых колонн по углам, которые этим домам, строго говоря, не нужны.

В 2000-е их подумывали снести, но в итоге внесли в реестр объектов культурного наследия. Петрозаводск, а ты приятно удивляешь!

-4

Между домами установлена галерея фотографий городов-побратимов Петрозаводска. Раньше она выглядела немного иначе, её переделали в 2019 году. Она кажется простенькой, но в тёмное время суток подсвечивается, причём подсветка идёт как под контуром континентов, так и под фотографиями. Короче, надо это смотреть вечером, а не сейчас. Но и сейчас можно заметить, что на карте сделаны дырочки – места побратимов, которые благодаря подсветке ночью становятся огоньками.

Неожиданно, но на волне «отмены» России в Европе Петрозаводск не стал замазывать дырочку и снимать фотографию литовского Алитуса, который в 2022 году демонстративно порвал побратимские связи с Петрозаводском, а заодно с белорусскими городами Гродно, Сморгонью и Лидой. По крайней мере, на момент моей поездки в июле 2024-го фотография города Алитуса имеется.

-5

Если обойти два деревянных домика, то можно найти с другой стороны квартала, на пересечении Красной улицы и Фридриха Энгельса, их третьего брата. Квартал до революции относился к Тюремной площади, названной так из-за соседства с тюремным замком 1860-х годов. СИЗО там до сих пор, но давайте уж не будем туда идти – особой красоты разрушенное и перестроенное после войны здание не представляет, да и я не рискнул его фотографировать, вдруг сотрудники правопорядка заметят. По уточнённой информации, то ли СИЗО в процессе переезда, то ли уже переехало и там только администрация, но в любом случае колючая проволока намекает на служебный объект.

А третий домик 1917 года на бывшей Тюремной площади как будто не особо перестраивался. Сейчас в нём, в отличие от парочки красных домов на Ленина, занятых разными организациями и магазинчиками, жилое здание, но местные краеведы рассказывают, что на этом месте до революции не особо спешили строить жилые дома. Вероятно, не нравилось соседство с тюрьмой. Собственно, поэтому Управление эксплуатации Мурманской железной дороги и заняло квартал своими административными домами.

Забавно, что раньше соседство с тюрьмой кого-то смущало. Зато теперь за домиком мы видим строительный кран, а с той стороны как раз СИЗО. Строят ЖК «Аристократ», окна которого как раз будут выходить на колючую проволоку УФСИН. Почувствуй себя аристократом. Почему столь приятное соседство не отметили на сайте ЖК, где указано, что в шаговой доступности есть магазины и парки, но нет тюрьмы? Даже не знаю...

-6

Не об этом ли размышляет расположившийся по другую сторону улицы яйцеголовый мужик в очках? Хотя вряд ли. Судя по названию памятника «Курица или яйцо?» он думает, что бы ему съесть на завтрак. Курица явно пытается уговорить его на яичницу вместо филе грудки.

Сегодня просто череда каких-то странных памятников. Ничего против не имею.

-7

Два красных деревянных дома и фонтан «Струя Катанандова» примыкают к пересечению улицы Энгельса и проспекта Ленина. Площадь носит историческое название Въезжей, которое появилось ещё в те времена, когда это была окраина города. Соответственно, сюда приезжали со стороны Петербурга. Название впервые фигурирует в источниках в 1784 году.

Не могу охватить площадь целиком в один кадр, поэтому ловите отдельные дома. Вот, скажем, вполне симпатичное здание, в котором опять узнаётся послевоенный сталинский классицизм или неоклассицизм. На здании можно найти табличку, где говорится, что его автором был Лазарь Чинёнов, в те годы главный архитектор Петрозаводска. Поэтому за восстановленный облик города в первую очередь стоит благодарить его.

-8

Ещё одно деревянное строение. Это одно здание в виде буквы П, а не два.

Административное здание треста «Кареллес» 1930-х годов вновь напоминает нам о стиле северного деревянного модерна. Только не перепутайте: здание, что на перекрёстке с улицей Анохина, – это «Карелдрев», а здесь был «Кареллес». Естественно, что эти организации строили себе дома из дерева, верно?

-9

Перед зданием греется на солнышке местный карельский медведь. Это довольно новый памятник, 2020 года, от скульптора Владимира Зорина. Обычно арт-объект описывают так: мол, на гербе Карелии тоже есть медведь, это местный символ, но гербовый медведь какой-то слишком свирепый, а на самом деле он добрый. Особенно когда спит. В обнимку с бревном, ага.

Тут закрадывается некоторое противоречие, потому что, согласно тем же распространённым описаниям, медведь с бревном занимается, простите, гимнастикой. Мне всегда казалось, что упражнения на гимнастическом бревне выполняются несколько в иных позах, но да ладно. Добавим и этот странный памятник в наш список странных памятников Петрозаводска.

-10

Спасибо за предупреждение, в июле это очень кстати!

-11

Самое красивое здание площади – гостиница «Северная». Её построили до войны в 1939 году, во время военных действий она была полностью разрушена, но потом её восстановили. Интересно, что изначально её спроектировали в стиле конструктивизма, вот в таком виде:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Даже сейчас аккуратно прочерченная, словно циркулем, дуга фасада здания намекает нам на конструктивистскую любовь архитектора к геометрическим формам. После войны гостиницу переделали под неоклассицизм, добавив капитали колонн, барельефы и прочие украшения.

Гостиница как работала, так и работает до сих пор. Цены, если судить по их сайту, не заоблачные, но и не дешёвые.

-13

От Въезжей площади в сторону уходит улица Энгельса с аллеей. Проходим 200 метров и оказываемся на большой круглой площади, которая сейчас называется площадью Ленина. Её самым ранним историческим называнием была... Круглая площадь. Ну она правда круглая, тут ничего не поделаешь. Хотя как её только не называли с тех пор: и Петровской из-за памятника Петру I, и Административной при финской оккупации, и то ли Советской, то ли площадью 25 Октября после революции.

Ленин как будто вырастает из постамента. На самом деле он стоит за трибуной, полностью его фигуру можно увидеть сзади.

Памятник довольно здоровый, его общая высота – 11 метров, а вес – 140 тонн. Сильно. Скульптором выступил один из ранних советских классиков Матвей Манизер. В Дневнике он нам попадался как автор работ в стиле соцреализма – например, штангиста, с модели которого сделали скульптуру на Каслинском заводе в екатеринбургском Музее ИЗО, или симпатичной физкультурницы с выставки «Дом культуры СССР» в московском Манеже.

Ещё про Ленина говорят, что, поскольку Круглая площадь – самое холодное место в городе (не сказал бы в такую погоду!), то Ильич всегда в пальто и с шапкой. И что глыбы из серого гранита, из которого он сделан, были добыты руками заключённых ГУЛАГа, и это добавляет монументу некоторую мрачность.

-14

Я и сам настроился немного на мрачное настроение, когда понял, что почему-то на площади нет ни людей, ни машин. Странно: буквально только что по проспекту Ленина автомобили ездили без остановки, да и люди ходили, а в двух шагах отсюда почему-то пусто. Наверное, это случайность, потому что путь к площади не является тупиком и через неё можно проехать дальше на две улицы.

Зато сейчас мы спокойно смотрим не только на Ленина в центральном круглом сквере, но и на два здания по бокам площади. Во времена Екатерины II были сформированы очертания круга путём постройки «по циркулю» нескольких административных зданий. Однако вскоре этот проект архитектора Елизвоя Назарова при новом олонецком губернаторе Гаврииле Державине (том самом, который поэт) в 1780-е переделали. Новый проект объединил постройки с двух сторон площади в два зеркальных здания в форме дуги.

Здания идентичные, смотрятся неплохо, а главное, нормально перекликаются со сталинскими домами недалеко отсюда. Точнее, более поздние сталинские дома перекликаются с ними. Сегодня одно из зданий (перед нами) занимает республиканское министерство культуры, а противоположное – Национальный музей Республики Карелия. Поскольку такое я не пропускаю, то ныряю в музей, а вы давайте тоже подтягивайтесь.

Это был эпизод 2/7 из дневника «Карелия. Июль 2024 года. День 1: Петрозаводск». Продолжение здесь:

Все эпизоды цикла:

Карелия. Июль 2024 года | Дневник (не)путешественника | Дзен