Найти в Дзене

Швейцарская долина, которую мы потеряли (не совсем). Прогулка по Гродно (Белоруссия. Июль – август 2023 года. День 7: Гродно. Часть 2)

Оглавление

После Музея истории религии выходим на улицу и попробуем пройтись вдоль главного пешеходного туристического маршрута города. Он тянется от транспортной развязки у Старого моста до так называемой Швейцарской долины. Благо, мы недалеко от этой самой развязки. От перекрёстка, где стоит музей и каланча, достаточно пройти 200–300 метров.

По пути нам попадается Свято-Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь. Ставропигиальный – значит, управляемый патриархом, а не местной епархией. Когда-то давно здесь стоял Пречистенский храм, сначала деревянный, потом каменный, и, возможно, он был ровесником Коложской церкви. В начале XVII века церковь стала униатской, при ней поселились несколько монахинь униатского базилианского ордена. Помнится, к этому ордену относились два монастыря, мужской и женский, в Минске.

Так начал свою историю базилианский женский монастырь. В XVIII веке итальянский архитектор Иосиф Фонтана, долгое время живший и работавший в Литве, построил для монастыря новую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Её красивый купол со звёздами возвышается над монастырём. С 1843 года, уже в составе Российской империи, монастырь стал православным. В советские годы его закрыли только в 1960 году, вскоре здесь поселился музей атеизма. Как мы уже знаем, переезжать в 1990-е, когда монастырь восстановили, ему пришлось недалеко.

Я хотел зайти на территорию монастыря и рассмотреть главный храм поближе, потому что издалека со многих сторон его загораживают либо деревья, либо здания. Во дворике монахиня намекнула мне, чтобы я шёл отсюдова. Ну, ладно, мешаю так мешаю, без претензий.

Гродненский театр и костёл Обретения Святого Креста

-2

И вот мы на перекрёстке четырёх крупных улиц, одна из которых, Мостовая, идёт прямо от Старого моста. В связи с этим автомобильное движение на перекрёстке весьма активное. По две стороны от Мостовой улицы на возвышениях стоят крупные здания, которые мы могли видеть в начале прогулки с левого берега Немана.

На фото – Гродненский областной драматический театр, построенный на месте монастыря бернардинок. Во второй половине XIX – начале XX века обитель стала православным Борисоглебским монастырём. Некоторые разрушения ему нанесла Великая Отечественная война, после войны он ещё использовался в хозяйственных целях, в 1970-е годы его полностью снесли и стали строить здание театра.

Подойдём поближе.

-3

Архитектор Геннадий Мачульский, по мнению фанатов советского модернизма, создал один из лучших образцов этого направления. Многие воспринимают драмтеатр как один из архитектурных символов Гродно и видят в нём футуристические черты. Я не раз встречал Гродненский драмтеатр в списках лучших памятников поздней советской архитектуры.

Здание театра было открыто в 1984 году. Его вход украшает скульптура «Пегас» Леонида Зильбера. Точнее, это не одна скульптура, а композиция из трёх фигур, где по двум сторонам от Пегаса женщина и мужчина, чьи имена и значения мне неведомы.

-4

На противоположном холме – костёл Обретения Святого Креста и связанный с ним монастырь бернардинцев. Монастырь был основан при великом князе Александре Ягеллончике в 1495 году. Относительно современный вид обитель получила спустя столетие, на рубеже XVI–XVII веков.

Как и в случае с несвижским Фарным костёлом, при строительстве гродненского храма вдохновлялись римским собором Иль-Джезу. Надо сказать, что Иль-Джезу копировали не раз на территории Речи Посполитой и вообще во всех католических странах той эпохи. Серьёзное отличие от Несвижа, как и от Иль-Джезу, можно найти в колокольне. Она задаёт несколько иной рельеф зданию и из-за неё сходство с упомянутыми храмами видно не сразу.

-5

Недалеко от костёла встречаем одну из уличных табличек серии «Гродно – город-музей», установленный в рамках... кхм, программы трансграничного сотрудничества «Польша – Беларусь – Украина», действовавшей в 2014–2020 годах.

Трансграничного... Почему нельзя сказать «международное сотрудничество»? Немедленно хочется переделать шутку из художественного фильма «День радио»: «Аня, запомни. Такие слова, как креативный, педиатрический, трансграничный никакого отношения к человеческой ориентации не имеют!» Естественно, самая заинтересованная сторона в той «транс-программе» была польской, поэтому тексты оформлены на белорусском, английском и польском языках.

Табличка рассказывает об одном факте из жизни известной гродненской писательницы Элизы Ожешко. Её стоит считать польской писательницей, она создавала свои произведения на польском языке, но всё-таки это и часть белорусской культуры. Фамилию Ожешко дочь богатого помещика Бенедикта Павловского получила в 1858 году благодаря браку с Петром Ожешко, который был заключён в этом костёле. Как вспоминала сама писательница, свадьба была весьма пышной и многолюдной. Впрочем, молодожёны жили не очень-то долго и счастливо и уже через 11 лет развелись.

-6

Я не нашёл информации, что в советское время костёл не был действующим. Вне зависимости от того, закрывался он или нет, сегодня его считают старейшим католическим храмом Гродно. Монастырь же был закрыт ещё в середине XIX века и с тех пор не возрождался. В бывших монастырских зданиях, пристроенных к костёлу, с 1990-х годов работает католическая духовная семинария.

Близкое расположение монастырей бернардинцев и бернардинок породило городские легенды, что между соседними холмами в старину был подземный ход, по которому монахи могли бегать в гости к монахиням. Жаль, подземный ход так и не нашли, такая история пропадает...

-7

В центре перекрёстка стоит танк, к которому не подойти. Не люблю такие достопримечательности, окружённые плотным потоком машин. Зачем на таких пятачках оформляют дорожки? Кто по ним ходить-то будет?

«Классический» танк Т-34-85 отсылает нас к освобождению Гродно в июле 1944 года. Тогда войска 2-го и 3-го Белорусского фронтов участвовали в Белостокской операции. В освобождении города принимали участие несколько подразделений. Часто вспоминают 3-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерал-майора Николая Осликовского, который первым ворвался в Гродно. В состав корпуса входили танковые части – отсюда танк на постаменте.

Сейчас объясню, зачем я останавливаюсь на этих деталях. Нюанс в том, что у 3-го кавалерийского корпуса не было Т-34-85. Они пользовались более старыми «34-ками» и поставленными по ленд-лизу британскими «Валентайнами». Так что можно достоверно сказать, что танк здесь чисто с символическими целями. Его установили в 1968 году на симпатичный постамент, выполненный по проекту архитектора Г. Федосеенко. Как вспоминают местные, машина приехала на площадь своим ходом – должно быть, это был щедрый подарок от местной танковой дивизии. Несколько лет назад он выглядел так:

Источник: Яндекс.Карты
Источник: Яндекс.Карты

Сравните с моей фотографией. Вместо цифры «27» – «200», и звёздочек гораздо больше.

На старых советских снимках звёздочек вообще нет, их добавили для красоты позже. Если посмотреть на совсем старые фото конца 1960-х, то неясно, была ли на них цифра «200», но в 70-е она уже есть. Что же она означает? Да, собственно, ничего. Такого номера у танка в годы войны быть не могло, потому что первая цифра должна была обозначать подразделение, а далее шёл номер. Понятно, что «нулевым» танк быть не мог.

Долгое время дотошные фанаты военной истории возмущались этим недоразумением, и городские власти прислушались. В 2019 году памятник немного ремонтировали и замазали «200», заменив на «75» в честь 75-летия освобождения Белоруссии. Смысла стало больше, но исторической точности не прибавилось. Тогда местные историки и журналисты вновь настояли в горисполкоме, что следует башню перекрасить, написав на ней адекватные тому времени обозначения. И вот...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Итак. 4 – это 104-й танковый полк. 5 – это вышестоящее подразделение, 5-я гвардейская кавалерийская дивизия генерал-майора Николая Чепуркина. Дивизия, в свою очередь, входила в состав 3-го гвардейского кавалерийского корпуса. 2 – 2-я рота, 7 – порядковый номер. Такая вот неожиданная история скрывается за простой раскраской башни танка.

Советская площадь и иезуитский костёл

-10

Далее за перекрёстком начинается Советская площадь. Она представляет собой большую прогулочную зону. Лишь по окраине площади пролегает улица с автомобильным движением, остальное отдано под скверик.

На фото – загадочный, но приятный арт-объект. Приятный, потому что на нём можно посидеть, особенно на букве «М». А загадочный, ибо непонятно, зачем к слову «мова» добавлена цифра 1. Что это означает? Беларуская мова – першая ў краіне? Я не разумею, што хацелі сказаць аўтары.

На самом деле это очередная реклама. Белорусский мобильный оператор и провайдер «А1», чья эмблема – это красная буква А с чёрненькой цифрой 1, несколько лет назад решил вплести свой логотип в инсталляцию. Получилось вполне органично. Сочетание цветов первых трёх букв подбиралось неслучайно: авторы закладывали отсылку к цветам, распространённым в народных костюмах Гродненщины. Возражений не имею.

-11

В центре сквера на Советской площади в 2018 году в честь 890-летия Гродно поставили глобус со списком городов-побратимов. Кроме таблички сверху с перечислением побратимов, города отмечены на глобусе небольшими точками, но так уж вышло, что я сфотографировал глобус со стороны Южной Америки. Сами понимаете, побратимов у Гродно в этом месте не будет.

Правда, есть один город в Северной Америке, который не так давно решил стать побратимом Гродно – это пригород калифорнийского Сакраменто под названием Ранчо Кордова. Но меня, как чуваша по отцовской линии, больше порадовало наличие в списке побратимов Чебоксар.

-12

Раньше на площади стоял костёл Пресвятой Девы Марии. Его неформальным названием было Фара Витовта. Если помните, в Несвиже я вам рассказывал, что слово «фарный» означает «приходской» и часто используется в Белоруссии для обозначения крупных храмов, главных в городе или какой-то местности. Имя литовского князя Витовта привязалось к костёлу, потому что его основали по приказу князя в конце XIV века. Долгое время он был деревянным. Спустя два столетия при Стефане Батории на его месте построили новый каменный храм в стиле маньеризма.

В 1804 году его превратили в православный Софийский собор. В конце XIX – первой половине XX века Фаре Витовта постоянно не везло: собор пережил три крупных пожара и две реконструкции. В ходе одной из реконструкций в конце XIX века архитектор Николай Чагин придал храму элементы русского стиля. После прихода польской власти храм вновь стал католическим и был приписан к городскому гарнизону. Мы бы спорили сегодня, как должен выглядеть собор и какой конфессии он должен принадлежать, но не сможем, потому что в 1961 году в связи с запущенным состоянием здания местные власти решили его снести.

Теперь тут стоит памятный знак. Можно сказать, что в памятнике католичество и православие примирились, потому что потеря Фары Витовта – их общая скорбь, оттого католический и православный кресты стоят вместе. В 2022 году в Гродно приняли новый градостроительный план, согласно которому собор будет восстановлен. Там будет не религиозное сооружение, а в первую очередь концертный зал. Что-то подобное я видел в Кёнигсбергском соборе в Калининграде, который используется как концертный зал и музей, хотя при нём в качестве небольшой «компенсации» есть протестантская и православная часовни. Что ж, хорошая идея, но пока до реализации ещё очень далеко.

-13

Дворец культуры текстильщиков, постройка конца 1950-х годов. Здание выглядит каким-то... немного простеньким и недоделанным, что ли? И в этом его прелесть, потому что это породило местную байку, что ДК ошибочно построили задом наперёд и на самом деле главный вход в здание расположен с другой стороны, а фасад, выходящий на Советскую площадь, должен быть сзади. Смешно.

Ощущение недоделанности связано с тем, что изначально в постройку предполагалось заложить стиль сталинского классицизма и реализовать типовой проект 1947 года, но в процессе строительства уже в 1950-е, после смерти Сталина, началась борьба с «архитектурными излишествами». Вот здание и лишили балюстрады на крыше, балкончиков на фасаде и других деталей.

-14

Другое здание на площади вряд ли бы привлекло моё внимание, если бы на уличной табличке достопримечательности оно не называлось Домом Стефана Батория. XVI век. Неужели? По виду и не скажешь. Городские легенды упорно связывают это здание с польско-литовским королём и называют дом также дворцом Батория или «Баториевкой». Более того, в подвалах этого дворца после смерти Батория тело короля было обследовано, вскрыто и забальзамировано!

Скорее всего, это всё неправда. Тело Стефана Батория действительно могли вскрывать в некоем здании напротив иезуитского костёла, но в таком случае это была Фара Витовта. А данный дом был построен на столетие позже, во второй половине XVII века, как резиденция магната Казимира Яна Сапеги. Современный непримечательный вид здания объясняется тем, что с течением веков его перестраивали и упрощали, перестраивали и упрощали, а часть и вовсе снесли. У дома пропали башни со звёздами на шпилях, барочная крыша, сквозной арочный проезд. Если бы не наша дотошность, мы бы и не знали, что это весьма старый памятник архитектуры.

-15

Вот, собственно, иезуитский костёл.

Когда говорят «Фарный костёл» в отношении Гродно, то по умолчанию подразумевают его. Это кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия, построенный в конце XVII – начале XVIII века в стиле барокко. Источником вдохновения для собора тоже служил Иль-Джезу, поскольку был главным храмом ордена иезуитов. Однако башенки решают всё: две пышные башенки, которые довели до ума в середине XVIII столетия, делают костёл таким прекрасным и запоминающимся. Многие считали собор одним из лучших не только в Гродно, но и во всей Речи Посполитой.

-16

Перед входом – Христос, несущий крест.

Тем, кто незнаком с католическим богослужением, будет непонятна фраза на латыни «Sursum corda». Часто её переводят как «Вознесём сердцá». Фраза произносится во время анáфоры – центральной части литургии. В католической традиции фразочка дала название всему вступительному диалогу анафоры, в ходе которого священник призывает прихожан встать на начало общей молитвы и обратиться к богу. «Sursum corda» в русской православной практике соответствует возглас «Горе́ име́им сердцá!» («Обратим ввысь сердца!»).

Слева в нише можно заметить апостола Петра с ключом от рая. В другой нише, соответственно, Павел, он не попал в кадр.

Ещё одна надпись, которую можно разобрать, – за скульптурой Христа. Фраза «Basilica minor» («Малая базилика») намекает не на размер храма, а на его статус в рамках всей католический церкви. «Basilica minor» – это почётный титул храмов, который присваивает папа римский, таких в Белоруссии в 2023 году только три (с 2024-го – четыре), а в России и вовсе одна штука. Всего в мире малых базилик под две тысячи. Есть ещё «великие базилики», но их только четыре штуки, и все в Риме. Титул малой базилики гродненскому костёлу дали в 1990 году.

-17

Красиво. Ближе подойти не разрешают, стоит ограждение, открывают только на период служб и для ограниченного количества проверенных прихожан. Ну или, может быть, для экскурсионных групп по договорённости.

Интерьер храма сложился в основном в XVIII веке. Если саму постройку приписывают к стилю барокко, то внутри у нас явно превалирует рококо с резными и лепными узорами, завитками, облачками, картушами и прочими свистелками и перделками.

Интересно, что в 1960–80-е годы в храме не было священника. Официально костёл не закрыли, но службу проводить было некому. В итоге община проводила богослужения самостоятельно, пусть и в некотором урезанном виде.

Наверху по бокам расписаны фрески со сценами из жизни Франциска Ксаверия. Поскольку их нормально не разглядеть и не сфотографировать, я не буду комментировать сами фрески, в кадр слева под углом попала только одна, да и та очень далеко. Но отметим, что гражданин Франсуа Ксавье, окончивший Парижский университет, по рождению был баском из Наварры и на испанский манер назывался Франсиско де Хавьер. Ну а в латинской католической традиции стал Франциском Ксаверием. Поляки и вслед за ними белорусы иногда любят говорить, что он Франтишек.

Короче, Ксаверий почитается в католической церкви как покровитель миссионерской деятельности, мореплавания и восточных стран, потому что именно миссионерскими путешествиями в Азии он занимался, когда решил стать миссионером ордена иезуитов. Естественно, одного из первых и главных своих проповедников иезуиты старались уважать и почитать, отсюда именование собора.

-18

Правый алтарь храма посвящён одной единственной иконе. Из-за того, что близко не подойти, придётся объяснять на словах. Видите впереди алтарь? В нём прямоугольник бардового цвета со светлыми пятнами. Это украшения из золота и серебра в форме сердечек, ног, рук и крестов – так называемые «воты», пожертвования прихожан Божией Матери. В этом прямоугольнике – прямоугольник поменьше, в котором переливаются золотой и серебряный цвета. Это оклад иконы.

А сама икона – это крохотный прямоугольник по центру. Её размер – 17 на 22 сантиметра. Скорее всего, она была нагрудной. Эта икона – главная святыня храма.

Раз уж мы не можем подойти, давайте всё-таки рассмотрим икону с помощью фотографии из интернета:

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Конгрегатская или Студенческая икона Божией Матери – копия иконы Божией Матери Снежной VI века из Рима. Образ появился в Гродно в XVII веке и какое-то время хранился у местного студенческого братства. Слово «конгрегация» в европейской университетской традиции иногда обозначает академическое собрание, пусть чаще под ним подразумевают религиозные объединения или органы управления.

С XVIII столетия икона оказалась в этом костёле и стала почитаться как чудотворная. «Воты» вокруг иконы, как утверждается, были подарены теми христианами, кто получил исцеление от образа. Название иконы повлекло за собой на поверье, что она является покровительницей студентов и прочих учащихся. Студенты, пользуйтесь перед сессией!

-20

Позади костёла вдоль по улице Карла Маркса сохранилось в приличном виде здание иезуитского коллегиума. В XVII–XVIII веках тут был отстроен целый комплекс иезуитского монастыря, частью которого, само собой, был костёл. Кроме коллегиума, в монастыре была аптека, жилые помещения, хозяйственные постройки.

Коллегиум внешне выглядит очень аутентично, люблю такую черепицу на крышах. Сейчас в здании находится курия (орган управления) Гродненской епархии Римско-католической церкви. Из-за строгого названия и полузакрытых ворот я подумал, что во внутренний дворик нельзя заходить. Потом понял, что можно было попробовать, ибо там очень симпатичный дворик в стиле патио, а я как-то прошёл мимо и не подумал вам показать. Дворик коллегиума между тем регулярно попадает в различные обзоры атмосферных двориков Гродно.

-21

Рядом с костёлом есть ещё одно здание, сохранившееся со времён иезуитского монастыря. Это аптека, которая была таковой с 1709 года, когда здание построили, и, не считая перерыва в 1950–1996 годах, остаётся аптекой сегодня. Когда аптеку в 1990-е возрождали, при ней открыли небольшой музейчик.

Другие постройки монастыря занимают бóльшую часть квартала слева от аптеки и костёла (коллегиум с двориком с нашей точки наблюдения должен быть ровно за костёлом). Монастырь был ликвидирован с роспуском ордена иезуитов в 1773 году. Орден, правда, потом восстановили, но это другая история. И в зданиях монастыря, которые мы не видим на фото, с 1820-х годов российские власти разместили тюрьму. С тех пор власть в городе менялась много раз, а тюрьма стоит себе и стоит. Со времён перестройки в городе обсуждают идею убрать тюрьму подальше от центра города, даже в упомянутом мной градостроительном плане эта идея прописана. Жизнь покажет, воплотится ли эта идея.

На фото также попали троллейбусные провода, и, пожалуй, надо сказать несколько слов, что в Белоруссии в сравнении с Россией ситуация с общественным транспортом, на мой субъективный взгляд, лучше. Возьмём, например, Гродно: 360 тысяч жителей, на них более 20 троллейбусных маршрутов с парком более чем в сотню машин. И сравним с Тверью, где на 400 тысяч человек... а, извините, там троллейбусную сеть вообще закрыли. И трамвайную, кстати, тоже. Ну или Тюмень, где живёт 850 тысяч человек, и там... стоп, там троллейбуса нет аж с 2009 года. Пермь с миллионом человек? Троллейбус ликвидировали в 2019-м. Москва?.. Ну вы поняли.

От Советской улицы до Швейцарской долины

-22

От Советской площади на север идёт полностью пешеходная Советская улица. Бывшая Виленская, Гимназическая, Соборная, Доминиканская. Это главная туристическая улица Гродно, как бы местный «арбат». По улице я прогулялся конспективно, однако при желании вы можете обратиться к путеводителям и разобрать чуть ли не каждое здание.

Этот дом слева под номером 6 – самое старое и самое длинное здание на улице. Его построили в 1735 году для доминиканского монастыря и здесь была монастырская школа, а потом монастырская гимназия. Сам монастырь тоже был тут, хотя я не могу прокомментировать, в какой пропорции здесь были представлены школа и монастырь. Как я понимаю, ранее с той, дальней стороны здания к дому был пристроен высокий костёл, в XIX веке он был разрушен. Различные учебные заведения находились в постройке до начала Великой Отечественной войны. Сейчас никаких серьёзных учреждений нет, просто набор магазинчиков, офисов и хостел в придачу.

Иногда говорят, что на панно на торце здания изображено 17 куриц. Но на самом деле это птички без какой-то точной видовой принадлежности. Панно сделал в 2000 году местный художник Александр Сильванович для очередного фестиваля национальных культур, который проходил тогда в городе. Любят в Гродно это мероприятие, как я заметил. Орнамент на каждой кури... да что ж такое, птице не повторяется, что передаёт идею различий народов, которые были представлены на фестивале, а было их именно 17 штук.

-23

В здании гимназии, когда это была Гродненская мужская гимназия, в 1912–1914 годах преподавал латынь и древнегреческий Йонас Яблонскис. В Литве его ценят как знакового языковеда и создателя современного литовского литературного языка. Конечно, на литовском говорили и писали до начала XX века, но в нём было много диалектов и говоров. Как и белорусский язык, литовский нуждался в твёрдой руке специалистов, которые могут сформулировать чёткие грамматические нормы. Яблонскис стал таким человеком, занимаясь вопросами литовского языка и до революции, и после уже в независимой Литве.

-24

Памятник маршалу Василию Соколовскому, одному из главных военачальников Великой Отечественной войны, захороненному у Кремлёвской стены в Москве. Он был родом из крестьянской семьи Гродненской губернии. Несмотря на то, что его родная деревня из-за последующих административных делений теперь находится в Польше, в Гродно Соколовского считают земляком. О каких-то иных связях маршала с малой родиной мне неизвестно.

-25

В месте, где заканчивается Советская улица, образуется перекрёсток, от которого отходит улица Ожешко. Прошлым днём мы дошли до Музея истории Городницы, который стоит на этой улице, ближе к железнодорожному вокзалу. Сейчас же мы только в начале улицы. Тут находится так называемый дворец Максимовича – красивый дворец в стиле классицизма, построенный в начале XIX века для гродненского вице-губернатора Константина Максимовича.

В доме было много интересного: разные административные органы от староства в польские 1920-е до исполкома областного совета народных депутатов, столовка при исполкоме, казино для польских чиновников, налоговое управление при нацистах. Говорят, здесь даже жил Жером Бонапарт в 1812 году. Сейчас здание занимает ресторан «Королевская охота». Я внутрь не заходил, ибо, когда езжу один, какой смысл платить за рестораны. Но мне кажется, поужинать было бы любопытно, всё-таки знаковое историческое место. Оно пользуется популярностью как кинолокация: на фоне дворца не так давно снимали сериал «ГДР», делая вид, что это Берлин.

-26

Во дворце был местный военно-революционный комитет в Гражданскую войну, куда приезжал в гости Феликс Эдмундович.

-27

Пётр Столыпин между клумбами со словом «РЕСТОРАН» смотрится весьма органично. Простите, не могу сдержать свою иронию.

Так что choose your fighter! Хотя понятно, что Дзержинский победит, ведь Столыпин в этом доме на самом деле не жил. Он, будучи гродненским губернатором в 1902–1903 годах, был прописан во дворце Тизенгауза в 200 метрах отсюда. А мемориальную доску Столыпину в 2011 году, то ли к столетию его смерти, то ли к 210-летию образования Гродненской губернии, установили именно на это здание, потому что... Что пристали? Установили и установили. Потому что.

-28

В другую сторону от перекрёстка с Советской улицей уходит Виленская улица. Здесь начинается территория Городницы – района Гродно, созданного во второй половине XVIII века при Антонии Тизенгаузе. Рядом с местом впадения ручья Юрисдика в Городничанку был построен дворец, прозванный впоследствии дворцом Тизенгауза, а при нём разбит сад. Впоследствии сад расширился и его часть превратилась в парк вдоль течения Юрисдики. Из-за некоторого сходства с альпийскими пейзажами, которое, согласно легенде, заметил художник Наполеон Орда, парк прозвали Швейцарской долиной.

В XX веке парк был в довольно запущенном состоянии. Сейчас это приятное место для отдыха и прогулок.

-29

Давайте спустимся к пруду, чтобы почувствовать атмосферу Швейца... что это? Пересохший пруд? От него ещё и подванивает слегка... Грязь какая, брр! Я точно верно прочёл описание, что Швейцарская долина – один из лучших парков Гродно? Скульптуры лебедей на этом фоне выглядят издевательски.

-30

Впрочем, зря я ругаюсь и ворчу. Видите вдалеке уходящую бригаду мужиков-пролетариев? Этим летом в городе решили отремонтировать мост на месте впадения Городничанки в Неман. Я проходил в этом месте сегодня, когда мы шли по набережной в сторону Коложской церкви, но не стал вам ничего говорить, потому что ничего интересного в ремонтных работах нет. С мостом смыкались шлюзы, которые удерживали высокий уровень воды в ручье, поэтому временно этот уровень упал и ручей обмелел. Вместе с ним обмелела и вышестоящая Юрисдика.

И тут выяснилось, что большой пруд в Швейцарской долине и русло Юрисдики забиты грязью и илом. Давно не чистили. Ну вот и чистят теперь. Так что к Дню города в сентябре всё будет в нужном виде.

В целом можно оценить весьма интересный рельеф оврага. Много ли здесь аналогий со Швейцарией, судить не могу – не бывал в этих ваших швейцариях.

-31

У парка расположено архиерейское подворье – «головной офис» Гродненской епархии Белорусской православной церкви. Территория огорожена, фотографирую через забор. Часто это место называют дворцом графа Валицкого по имени шляхтича Михала Валицкого, который в конце XVIII века купил трёхэтажный дворец слева на фото с прилегающими постройками. Другое название – Дом вице-администратора, так как какое-то время здесь жил вице-администратор королевской экономии (земельных владений короля), но я не смог выяснить, кто именно это был.

Дворцовый комплекс был построен во второй половине XVIII столетия по проекту итальянского архитектора Иоганна Мёзера. Есть мнение, что к реализации проекта серьёзно приложил руку один из крупнейших архитекторов Речи Посполитой Джузеппе де Сакко, тоже итальянец по происхождению, приглашённый в страну в качестве придворного архитектора. Мёзер и де Сакко очень много сделали для Городницы эпохи Тизенгауза.

В 1812 году французские оккупанты использовали дворец в своих целях. Здесь был штаб Жерома Бонапарта, брата Наполеона, короля выдуманного Наполеоном королевства Вестфалия на территории германских земель и командующего корпусом французской армии. Жил ли он сам во дворце или всё-таки предпочитал дворец Максимовича, непонятно – мнения разнятся.

В 1858 году дворцовый комплекс выкупила церковь. Во дворце поселился глава епархии, он превратился в «архиерейский дом». Флигель справа на фото предназначался для транспорта и слуг, аналогичный флигель напротив был отведён под кухню и иные хозяйственные службы. Во второй половине XX века здесь был медицинский университет, а с 2004 года – опять архиерейское подворье.

На фото посередине – скульптура Николая Чудотворца.

От площади Тизенгауза до Покровского собора

-32

Смысловым центром Городницы была площадь Антония Тизенгауза. Главное здание площади, дворец Тизенгауза, не сохранилось, дворец сгорел во время Первой мировой войны и не был восстановлен. Поэтому о нём говорить не будем. Скажу лишь, что он должен был стоять справа от нас.

На фотографию попала парочка сохранившихся зданий, расскажу о них. Слева – Музыкальный флигель дворца Тизенгауза или «Кривая официна». Здание так прозвали из-за его слегка вогнутого фасада. Издалека это может быть незаметно, но поверьте на слово. По задумке архитектора де Сакко, с нашей стороны дороги слева от нас должно было стоять аналогичное здание, чтобы как бы симметрично завершать композицию площади. Но почему-то второй флигель не построили, а хотели сделать так, чтобы площадь стала своего рода огромной сценой, где по бокам, в двух «кривых официнах», сидели бы зрители, наблюдая за уличными концертами и карнавалами.

Справа – ещё один бывший дворцовый флигель. Он во многом похож на здание позади нас (часто называемого зданием архива), так что мы понимаем, что площадь в идеале была бы ровной и гармоничной: справа дворец, обращённый входом сюда, потом два прямых здания напротив друг друга, потом два «кривых» здания, замыкающие цепочку. Сегодня, увы, из-за непостроенной второй «кривой официны», утерянного дворца, а также портящей вид парковки площадь кажется каким-то непонятным второстепенным проездом.

-33

Перед зданием архива – памятник 2021 года, получивший название «Скамья архитекторов». Иоганн Мёзер и Джузеппе де Сакко смотрят на план Городницы как-то недовольно, свирепо и в то же время грустно и с недоумением. Наверное, сравнивают с тем, как это выглядят сегодня. Кто из них Мёзер, а кто де Сакко, без понятия.

-34

Гродно – культурная столица Белоруссии! Но недолго она была такой, только в 2014 году. «Культурная столица Белоруссии» – это ежегодная акция, поэтому каждый раз столица разная. В Белоруссии считают, что культурной столицей по умолчанию был Витебск, поэтому ему это звание не присваивали и стали с 2010 года, с момента начала акции, давать это звание тому или иному городу. Любому, кроме Витебска, и без повторов. Минск тоже не считается. Естественно, это привлекает внимание различных культурных коллективов и организаций, в городах проводятся фестивали, форумы и прочие тусовки.

В этом году, когда я езжу по стране, в актуальную культурную столицу я не попаду, это Слуцк. А в следующем, 2024 году это будут Белыничи (где это вообще?). Единственным «некультурным» городом на нашем пути будет Мозырь.

-35

Площадь Ленина оттягивает на себя внимание от бывшей центральной площади Городницы, площади Тизенгауза. Её создали, частично засыпав русло Городничанки, которая теперь протекает под землёй, а площадь разделяет парк Жилибера в долине Городничанки на востоке и Швейцарскую долину, где ручей продолжает течь, на западе. На площади стоит традиционный Ильич и здание Горисполкома. Таким образом, пространство идеально подходит для массовых митингов и празднеств, разве что трибуны не хватает. Можно пошутить, что первоначальный замысел де Сакко по превращению центральной площади в сцену наконец реализовали, пусть и не так, как он хотел.

Вообще-то в советское время именем Ленина называли соседнюю площадь Тизенгауза, но в 1980-е её решили расширить на место русла Городничанки. В постсоветское время её административно разделили на историческую площадь Тизенгауза и советскую площадь Ленина. Памятник Ленину, выходит, довольно поздний, поставленный уже после создания площади в последние годы существования СССР.

-36

Далее на восток идёт парк Жилибера, названный в честь Жана Эммануэля Жилибера, о котором мы узнали в Музее истории Городницы. Тогда мы упомянули, что он был медиком и потому организовал в городе медицинскую академию. А кроме этого, он был биологом и создал рядом с дворцом ботанический сад. Шли годы, границы зелёной зоны менялись, трансформировался её характер, ибо это был уже больше парк, чем сад, и в конечном итоге парковое пространство оказалось разбито на две части из-за советской площади Ленина. Восточный парк был назван именем Жилибера.

Извилистый ручей на фото – это Городничанка.

-37

На месте дворца Тизенгауза в 1949 году был организован мемориальный комплекс с братской могилой советских воинов и партизан. Сначала в его центре стояла простенькая гипсовая скульптура, но постепенно памятник сделали более серьёзным и монументальным. В 1984 году к памятнику добавили Вечный огонь.

Между Вечным огнём и обелиском видно небольшую плиту с надписью. Ещё две плиты стоят по разные стороны от площадки. Кому-то это может показаться незначительным штрихом, но на двух из трёх плит мы читаем довольно стандартные фразы о подвиге и вечной памяти, а на третьей – о 50 тысячах жертв в Гродно в годы войны, то есть о трагедии мирного населения. Вновь вижу в этом специфический для Белоруссии (и очень правильный!) акцент. Об этом я вам говорил в Хатыни и, путешествуя по стране, только убеждаюсь в своих выводах.

-38

Памятник Элизе Ожешко. Пожалуй, не буду вдаваться в подробности её биографии, ибо плохо в этом разбираюсь, но, судя по всему, писательница была знаковой для Гродно и для польской культуры в целом. Её номинировали в 1905 году на Нобелевскую премию по литературе, которую в тот год в итоге получил другой поляк, Генрик Сенкевич. В городе Ожешко любили и на её похороны в 1910 году собралась огромная толпа. Из-за того, что писательнице были близки идеалы восстания 1863 года, она считалась неблагонадёжной для российских властей, и за порядком на похоронах следили десятки полицейских.

В 1929 году при польских властях где-то в городском парке, но не на этом месте, поставили данный памятник Ожешко. В ходе Второй мировой войны его сначала убрали советские войска, пришедшие в Гродно в результате Польского похода. Но для советской идеологии Ожешко не была врагом, она же противилась кровожадному русскому царизму, поэтому скульптуру сохранили и быстро вернули. Нацистские оккупанты оказались строже, и горожанам пришлось памятник спрятать. После войны в 1949 году бюст нашли и установили сюда.

Советские хиппи любили встречаться у памятника Ожешко и называли его «каменной мамочкой».

Немного пройдёмся по улице Ожешко, которая проходит мимо парка Жилибера.

-39

Бронзовая скульптура авторства архитектора Александра Антипина 2008 года. Как её только не называют. Кто-то видит в фигуре Тизенгауза, кто-то – де Сакко, кто-то – собирательный образ некоего зодчего Городницы. Мужик держит на коленях свиток с планом района, отсюда перечисленные предположения. Антипин при создании памятника говорил, что это просто «гражданин Гродно XVIII века».

-40

Здание Мариинской женской гимназии 1893 года. Наверное, самое заросшее здание в Гродно, такая у него «визитная карточка» для горожан и туристов. Сейчас здесь по-прежнему учебное заведение – один из корпусов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

-41

Дом-музей Элизы Ожешко. Это не настоящий дом, а его полноценная восстановленная копия: когда в 1970-е годы расширяли улицу, то домик было проще сложить заново из новых материалов, чем разбирать и переносить. Оригинальное здание построили в 1760-е годы вместе с районом Городницы. Ожешко провела здесь последние 16 лет своей жизни. Музей был создан при польских властях, в советское время домик занимал местный союз писателей, и только с 2001 года здесь вновь музей.

-42

Панно «Наука», созданное в 1970-е годы на торце здания, которое в то время занимал клуб юных техников. Оно симпатичное само по себе, и как-то даже не задумываешься над дополнительным потаённым смыслом, что могли случайно заложить создатели. Ровно напротив этого панно стоит храм. Ох уж это банальное противопоставление науки и религии...

-43

Свято-Покровский кафедральный собор 1900-х годов шикарен. Узнаётся «пряничный» русский стиль. Решение о строительстве храма в качестве гарнизонной церкви было принято в 1900 году. Пока его строили, прошла Русско-японская война, в связи с этим новому храму придали элементы мемориального комплекса: установили внутри плиты с именами погибших в войну, организовали при храме музей.

Храм не был отобран у верующих ни в польское, ни в советское время.

-44

Есть мнение, что скульптура Божией Матери у Покровского собора, установленная в 2010 году, словно вступает в диалог с центральной героиней панно «Наука». Не знаю, в чём заключается их диалог, я бы с интересом послушал.

-45

Это далеко не всё, что можно посмотреть в Гродно. Но пора заканчивать, нас ждёт автобус до Бреста.

В стороне от основного маршрута нашей прогулки рядом с железной дорогой можно найти обособленную достопримечательность – две водонапорные башни 1890 года (справа) и 1905 года (слева). Я видел в интернете и другие даты, поэтому если ошибся, прошу прощения. Так или иначе, их строили не одновременно, а последовательно, вторую добавили тогда, когда поняли, что с объёмом воды не справляется первая. Башни имеют свои имена – Биба и Боба Кася (слева) и Бася (справа). Якобы когда-то в одной башне работала кладовщица по имени Кася, а в другой – бухгалтерша по имени Бася. Но это не точно.

-46

А на сегодня всё. Спасибо за внимание. И за то, что выбросили за собой мусор.

Все статьи цикла:

Белоруссия. Июль – август 2023 года | Дневник (не)путешественника | Дзен