Итак, сделаем краткий обзор двух музеев под одной крышей. Краеведческий музей расположился на первом этаже Дома-памятника Гончарову и состоит из нескольких разных экспозиций. Первая экспозиция на один небольшой зал «Древний мир» посвящена не Древнему Египту или Древней Греции, как можно ожидать по названию, а одновременно геологии, палеонтологии и археологии. Тоже древний мир, если подумать.
Чтобы посетители понимали, где им копать ульяновский древний мир, их знакомят с рельефной картой области. Мы тоже изучим. Область разделяется Волгой и Куйбышевским водохранилищем в её составе на две части. Западная, на берегу которой стоит Ульяновск, отличатся несколько более возвышенным рельефом. Это мы наблюдали только что, глядя сверху на Волгу, но и на рельефной карте заметны высоты. Местность называется Приволжской возвышенностью и охватывает не только Ульяновскую область, но и соседние регионы.
Читайте предыдущий эпизод дневника (Ульяновск. Март 2025 года. День 1. Эпизод 1/6):
Зал ориентирован на детскую аудиторию и проведение различных детских занятий, поэтому песочница не для вас, не надейтесь.
На стене на примере трёх персонажей и трёх разных предметов объясняют разницу между профессиями, тематика которых представлена в зале. Девушка слева – геолог, в рюкзачке заныкала минерал пирит. Посередине – палеонтолог замахнулся кувалдой на аммонит рода Deshayesites возрастом более ста миллионов лет. Осторожнее, разобьёшь! Справа – археолог гордо демонстрирует осколок кремня, которым семь тысяч лет назад пользовался древний человек. Наглядно.
Мощная находка – скелет плиозавра возрастом около 130 миллионов лет, обнаружен у посёлка Сланцевый Рудник Ульяновской области в 2002 году. Не так давно, в 2017 году, международная группа учёных пришла к выводу, что это новый, неизвестный ранее науке, вид семейства плиозавридов. Известные до того плиозавры – крупные хищники длиной до 10 и более метров, питавшиеся крупной рыбой и другими рептилиями. Этот же – около 6,5 метров, с мелкими и слабыми зубами, ел кальмаров, мелкую рыбу.
Вклад в палеонтологию захотели подчеркнуть каким-то оригинальным названием нового вида. Сначала думали назвать животное улгузавром – в честь УлГУ, Ульяновского государственного университета, чьи сотрудники раскопали скелет. Прижилось другое наименование – итильский лусхан (Luskhan itilensis). Казалось бы, при чём здесь местный регион? Но мы-то знаем, что Итиль – это тюркское средневековое название Волги. А Луус-хан – хозяин духов воды у монголов, которые тут тоже мимо проходили. То есть перед нами, если перевести, «Дух-хозяин Волги» или «Повелитель волжских вод».
Скелет пещерного медведя, он же Ursus spelaeus. Не местный, к тому же с пластиковыми протезами из-за недостающих костей. Зато его можно оживить с помощью специального приложения на телефоне или планшете. Сотрудница музея со специально подготовленным планшетом провела при мне данную манипуляцию, но забава слишком простенькая, не стоит на неё тратить мегабайты.
В целом видно, что зал сделали недавно и вложили в него некоторый бюджет.
На выходе из зала посетителям предлагают поучаствовать в опросе о профессии мечты в детстве. На заднем фоне дают контекст из соответствующего опроса HeadHunter, проведённого в 2019 году. Зачитываю:
По данным опроса 2179 российских соискателей в топ-5 профессий детской мечты людей моложе 25 лет входит профессия археолога. У более старшего поколения она находится на 8 месте.
Почему тогда нельзя проголосовать за археолога здесь? Про забытых геолога и палеонтолога вообще молчу. Неясно.
Я, кстати, не помню, кем хотел стать в детстве. Но точно не учёным, кем мне довелось стать.
Небольшой зал отведён под тематическую экспозицию «Комната памяти С. А. Бутурлина». Сергей Бутурлин – выдающийся русский и советский орнитолог, получивший образование в Симбирске, недалеко от которого его семья держала родовое имение. Значительная часть его орнитологической коллекции, а также архив и рукописи после революции оказались в этом музее, поэтому тут его помнят и любят.
Интересный факт о Бутурлине – его отец в 1870-е годы был эмигрантом и народником, пусть какой-то умник в Википедии написал, что он был марксистом. Дети, это разные вещи, не путайте! На экспозиции на фото приведена цитата Сергея об отце, где тот с гордостью вспоминает, что Александра Бутурлина уважали такие крупные народники, как Лавров, Чернышевский и Бакунин.
В витрине в зале Бутурлина лежит тушка розовой чайки (Rhodostethia rosea) – обитательницы Восточной Сибири и немножечко Северной Америки. Бутурлин сохранил четыре такие тушки после экспедиции 1905 года в район Колымы на территории современной Якутии. Несмотря на то, что розовая чайка уже была известна, Бутурлин первым нашёл и описал гнездовья этой птицы, отчего скорее его можно считать полноценным первооткрывателем вида, а не британского полярного моряка Джеймса Кларка Росса. Что-то сплошные научные достижения Ульяновской земли нам попадаются.
Вы можете заметить, что розовая чайка как будто не сильно розовая. Во-первых, её окрас на советских марках в витрине намеренно усилен для красоты. Во-вторых, окраска перьев у чучел теряется со временем, в то время как в естественных условиях поддерживается поеданием креветок и прочих ракообразных. За свой внешний вид розовую чайку прозвали «Жар-птицей Арктики».
Перейдём в основную историческую экспозицию.
Естественно, внимание привлекают какие-то крупные экспонаты. Вот два на одном фото.
Слева – булгарский могильный камень первой половины XIV века. То ли из песчаника, то ли из известняка. Почему-то этикетка в музее утверждает, что он из песчаника, а карточка экспоната в интернет-путеводителе «Артефакт» указывает на известняк. Дети, это разные вещи, не путайте!
Под традиционным для булгарских могильных камней орнаментом – шестилепестковой розеткой (попадаются также с 7 или 8 лепестками) – написана эпитафия на арабском и булгарском языках арабскими буквами. Стиль с чётко выраженными и часто прямыми линиями – это куфическое письмо. Его образец я как-то раз видел в стамбульском Музее турецкого и исламского искусства. Есть разные варианты перевода эпитафии, вот какой предложил специалист по булгарской эпиграфике Джамиль Мухаметшин:
Суд принадлежит Аллаху всевышнему
Мэтэбэл Ялик (его) сын Ялчуин
его девушка – наложница Аих (ее) место погребения
Могильный камень – местного происхождения, то ли из села Татарский Калмаюр современного Чердаклинского района, то ли из села Печерского Самарской области (до революции оно входило в Симбирскую губернию). Музейная документация, прояснявшая время и место находки, не сохранилась. Так или иначе, булгары – главное население региона в средневековый период, территория Ульяновской области входила и в Волжскую Булгарию, и в так называемый Булгарский улус Золотой Орды.
Справа – копия надгробной плиты с захоронения основателя Симбирска, боярина Богдана Хитрово, руководившего строительством засечных черт, то есть пограничных укреплений на Юге России. Собственно, при организации засечной черты и была основана крепость Синбирск/Симбирск. Хитрово умер в 1680 году и похоронен в Новодевичьем монастыре.
Так-так, погодите. Это не тот ли портрет Пугачёва, который я с интересом изучал на развороте пушкинского издания «История Пугачёвского бунта»? Пушкин специально заказал для своей книги копию прижизненного портрета бунтовщика, сделанного в Симбирске, где тот содержался под стражей в октябре 1774 года.
Хотелось бы сказать, что да, но есть существенные отличия: и руку иначе держит, и борода другая, и ухо отличается. Поэтому, хоть в литературе встречаются утверждения, что заказанная Пушкиным гравюра скопирована с этого портрета, скорее всего, оригиналом послужила другая картина. Был не один оригинал неизвестного художника.
Впрочем, перед нами тоже копия. Оригинал данной картины был написан по заказу майора фон Матиаса, который участвовал в поимке Пугачёва, хранился в его имении в Прибалтике и был передан наследниками в исторический музей города Ревеля. Что ныне Таллин, поэтому ныне оригинальный прижизненный портрет Пугачёва являются собственностью Эстонского исторического музея.
Как утверждает подпись, Пугачёва содержали под стражей в этом доме. В связи с тем, что фотография дореволюционная, обрезанная и без дополнительных указаний на место, то даже не знаю, правы ли сотрудники музея, показав нам этот снимок. Дело в том, что здание всё равно не сохранилось, а с течением времени возникла путаница, в каком доме сидел Емелька Пугачёв. Об этом я расскажу чуть позже, когда мы увидим на улице мемориальную табличку с соответствующей записью.
Пока продолжим рассматривать экспонаты.
Мелкие, но всегда привлекающие внимание предметы – это масонские артефакты. Внизу – масонский меч из симбирской ложи «Ключ к добродетели», основанной в 1817 году князем Михаилом Баратаевым, местным предводителем дворянства. Что было написано на мече, не знаю, но, судя по оставшимся фрагментам букв, «AVE MARIA».
Выше – три знака, которые в этикетке поданы как единый комплект, принадлежавший генерал-майору Петру Ивашеву, члену ложи «Ключ к добродетели» и петербургской ложи «Соединённые друзья». На крайнем правом знаке отчётливо читается: «LES AMIS REUNIS O DE St. P. T. B.», то есть название ложи и место.
Но вот в «Артефакте» музейные сотрудники написали, что данный треугольник поступил в музей в 1970 году от внука симбирского помещика Василия Головинского, который жил в Петербурге во второй четверти XIX века и стал участником кружка Петрашевского. Есть проблема: Головинский родился в 1829 году, а ложа перестала существовать после официального запрета на тайные общества в России в 1822-м. То ли кто-то что-то напутал, то ли Головинский хранил у себя предметы Ивашева и никакого противоречия нет.
В целом Симбирск был весьма «масонским» провинциальным городом. В нём после создания ложи «Ключ к добродетели» насчитывалось две ложи одновременно. Другой была ложа «Золотой Венец», созданная в 1784 году. Две ложи на небольшой город – это много.
Более того, симбирские масоны могли похвастаться собственным храмом. На такую роль претендовало специально построенное в конце XVIII века здание храма Святого Иоанна Крестителя. Его построил на своей земле и за свои деньги помещик деревни Винновки Василий Киндяков. Фото руин этого храма – в рамке слева. В 1920-е годы он окончательно сгинул. Сейчас территория деревни входит в границы Ульяновска, это большой парк «Винновская роща» ниже по течению Волги.
О, как много чувашей. Во мне тут же заиграла этнонациональная гордость!
Для понимания географии Симбирска рассмотрим его план 1913 года. Заметно, что берег Волги справа, на востоке, был труден для застройки из-за холмистой местности, поэтому он традиционно, как и сегодня, преимущественно отведён под зелёную зону.
Бетонный пустотелый блок системы Фёдора Ливчака. Я уже говорил, что Ливчак – один из главных архитекторов Симбирска эпохи модерна, но его талант не ограничивался дизайном зданий. Он неплохо разбирался в технике строительства как инженер. Одним из первых в России он оценил преимущества бетона и построил в начале 1910-х годов собственный бетонный завод в городе.
Этот бетонный блок – образец его продукции, которую выгодно отличало наличие пустого пространства. Это экономило материал, но никак не уменьшало качество блоков.
Что ж, с краеведческим у меня всё. Залы по XX веку я как-то быстро пробежал, они тоже есть, но как будто не сильно запоминаются.
Второй этаж – это художественный музей. Как и полагается, здесь аккуратно выбелены и покрашены стены, везде стоит разная старинная мебель, на которую нельзя присесть, различные вазы и скульптурки в хаотичном, но красивом порядке радуют глаз, а структура выстроена классическим образом: есть порция западноевропейских работ, но значительную долю занимает отечественное искусство в хронологическом порядке.
На фото – «Иоанн Креститель», предположительно голландского художника XVI века Яна ван Скореля.
Резные Богоматерь и Иоанн Богослов конца XVIII века из Симбирской губернии. Каких-то подробностей сказать не могу, но интересно: это вообще православные статуэтки? Неясно.
Довольно необычная композиция на иконе «Усекновение головы Иоанна Предтечи» первой четверти XVIII века из Центральной России, предположительно мастера Евсей Фёдоров и Григорий Фёдоров. Это старообрядческая икона, и по этой причине палач в центре в европейском костюме XVIII столетия удивительным образом похож на Петра I. Разумеется, это не совпадение.
Екатерина II кисти Дмитрия Левицкого 1787 года. Обычно тиражируют другой екатерининский портрет Левицкого, но художник написал их несколько штук, за что, к слову, получал неплохие гонорары. Данная картина – авторский повтор так называемого мальтийского портрета Екатерины.
Не до конца понятно, каким был повод для отправки портрета на Мальту, отношения России с Мальтийским орденом были непростыми: так, попытки русских дипломатов во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов добиться неограниченного допуска русских военных кораблей в мальтийские порты провалились. Тем не менее, дипломатические контакты бывали, Мальта – крайне удобный порт в Средиземноморье, а Россия после побед над турками разными путями проникала в этот регион, так что чего бы портретик не подарить, чтобы умаслить местного магистра.
Сейчас мальтийский портрет украшает Посольский зал Дворца гроссмейстеров в Валлетте. В 2019 году его впервые привезли обратно в Россию на специальную выставку одного портрета в Царицыно. Но зачем нам Мальта, если есть Ульяновск? Эта картина практически не отличается от мальтийской. Она хранилась в собрании князей Барятинских в имении Марьино Курской губернии, откуда перешла в музей.
«Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» (1857) художника Дмитрия Мартынова.
Напомню, что первый царь Израиля Саул под конец жизни отбился от рук и потерял расположение Господа. Перед битвой с филистимлянами он захотел узнать её исход и отправился к волшебнице в Аэндорскую пещеру. Та призвала дух пророка Самуила, и пророк сказал: «И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян». Судя по картине, Саула предсказание явно не обрадовало.
«Славильщики-городовые» (1872) художника Леонида Соломаткина. Этот сюжет столь полюбился художнику, что он написал аж несколько копий картины. Первоначальная картина датируется 1864 годом, а более поздние варианты осели в Третьяковке, Русском музее, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике и, возможно, ещё где-то.
Сюжет следующий. Славильщики – это люди, славящие Христа в канун Рождества, они ходили по домам, пели песни и явно рассчитывали на угощение в ответ. Желательно звонкой монетой. И вот трое уже нетрезвых городовых пришли к купцу. Тот, что стоит сзади, не может удержаться и смотрит на бутылку на столе, но остальные, насколько это позволяет состояние ужратости, старательно поют. Купец, чтобы не светить кошельком, отвернулся и ищет мелочь, чтобы всучить этим проходимцам и они наконец отстали. Не на всех вариантах картины купец отвернулся, но мне кажется, что так смешнее.
Вот такие два музея. Они вполне стандартны и «программу-минимум» выполняют, но на фоне других провинциальных краеведческих и художественных музеев не выделяются. Если время поджимает, советую посетить какие-нибудь иные ульяновские музеи, а выбор тут имеется. До них ещё дойдём, а пока – возвращаемся на Венец.
Это был эпизод 2/6 из дневника «Ульяновск. Март 2025 года. День 1». Продолжение следует...
Все эпизоды цикла: