С акцентом на точность, скорость и агрессию, трэш-метал появился в начале 80-х и стал доминирующей формой хэви-метала на протяжении всего десятилетия. Американские группы Metallica, Slayer, Megadeth и Anthrax стали известны как «Большая четверка» трэш-метала, в то время как такие коллективы, как Kreator и Sepultura, появились в Германии и Бразилии, помогая трэшу закрепиться на мировой арене.
В этой устной истории новаторы жанра рассказывают свою версию событий, от его истоков и влияний до глобального возрождения в 2010-х годах.
Начало: Неожиданное влияние из Англии
Как ни странно, истоки американского трэш-метала можно найти в неожиданном месте — в Ньюкасле, Англия, где скрывалось бунтарское метал-трио под названием Venom…
Конрад «Кронос» Лант (басист/вокалист, Venom): Я вышел из панк-сцены, а также из обычного рока вроде Stones и Deep Purple. Другие группы смеялись над нами, говоря, что мы не умеем играть, потому что наши песни были слишком быстрыми. «Angel Dust» была нашей попыткой сделать песню в духе Motörhead или UFO, а потом всё становилось только быстрее и быстрее.
Как только стало ясно, что мы можем справиться с такой скоростью, не сломав шеи, мы подумали: «Какого черта? Давайте сделаем это как можно быстрее». У людей челюсти отвисали от нашей скорости.
Джефф «Мантас» Данн (гитарист, Venom): Я думаю, что публика, покупающая метал, была готова к чему-то новому. Мы вышли и задали жару, и зрителям это понравилось.
Вероятно, справедливо будет сказать, что первой трэш-метал песней, которую мы сделали, была «Witching Hour». Как мы это сделали? Ну, как сказал Пол Стэнли, когда его спросили, как они придумали грим KISS: «Если кто-то упадет в Миссисипи и вынырнет с 16 золотыми самородками, вы же не назовете его гением». Мы просто делали то, что делали, это не было чем-то продуманным.
Том Арайа (басист/вокалист, Slayer):
Без Venom, скорее всего, не было бы и Slayer. Их альбомы «Welcome To Hell» (1981) и «Black Metal» (1982) оказали огромное влияние на наших гитаристов Керри Кинга и покойного Джеффа Ханнемана.
Чарли Бенанте (барабанщик, Anthrax): Мое желание играть быстро пришло от определенных групп, особенно из Великобритании, таких как Motörhead и, конечно, Venom, которых я тогда обожал.
Калифорнийский взрыв: Metallica и Bay Area
Как только трэш-метал нашел опору в Калифорнии, его духовным домом стала Bay Area (Область залива Сан-Франциско). Первой и крупнейшей трэш-группой оттуда была Metallica, хотя изначально они были из Лос-Анджелеса. В ее раннем составе был гитарист Дэйв Мастейн, а еще одним важным музыкантом в развитии Metallica стал Клифф Бертон, бас-гитарист с классическим образованием, трагически погибший в автокатастрофе в 1986 году.
Джеймс Хэтфилд (гитарист/вокалист, Metallica): В старые времена всегда была конкуренция в скорости, мы бросали друг другу вызов. Все эти быстрые ритмы — это довольно весело, в них столько эмоций. Что касается моей скорости, особенно в даунстроке, я чувствую себя довольно комфортно. Не думаю, что можно играть намного быстрее.
Дэйв Мастейн (гитарист/вокалист, Megadeth): Я хотел играть как AC/DC, но моя гитарная игра диктовала другое — у меня был гораздо более агрессивный стиль. Мне приходилось выплескивать всю боль и эмоции, которые копились во мне. К сожалению, в юности у меня было столько эмоциональных проблем, что алкоголь был единственным способом от них сбежать.
Керри Кинг (гитарист, Slayer): Я ходил на концерты Дэйва Мастейна с Metallica. Мы с Джеффом Ханнеманом были поражены, как он исполнял все эти соло, даже не глядя на гриф.
Джеймс Хэтфилд: Клифф Бертон все еще жив в наших сердцах и сердцах наших фанатов. Мы часто думаем: «Вау! Клиффу бы это понравилось». Он обожал джемовать и сходить с ума от звуков. Он был большим поклонником Pink Floyd и другого глубокого, но тяжелого материала. Уникальный был парень.
Пьяные выходки Мастейна привели к тому, что в начале 1983 года его уволили. Он основал Megadeth, а его место в Metallica занял Кирк Хэмметт из Exodus.
Дэйв Мастейн: Я знаю, что они должны были сделать то, что сделали. На самом деле, учитывая, сколько мы пили, они, возможно, давали мне второй шанс. Может, и двадцать шансов, но иногда ты не видишь знаков, пока не врежешься в стену.
Рождение термина
Где-то в 1983-84 годах был придуман термин «трэш-метал». Кем? Единого мнения нет до сих пор.
Чарли Бенанте: Кажется, впервые я услышал термин «трэш-метал» из журнала, возможно, это был Kerrang!. Это было примерно во время выхода нашего альбома «Spreading The Disease» (1985).
Эрик Петерсон (гитарист, Testament): Мы использовали термин «спид-метал» до «трэш-метала». Многие из нас тогда сидели на спидах (амфетаминах). Мы уходили в пятницу вечером, а возвращались в воскресенье утром! Не спали всю ночь, увлекаясь темными вещами.
Джим Мартин (гитарист, Faith No More): Мне кажется, этот термин придумали какие-то толстяки в пиджаках и джинсах на маркетинговом совещании за закрытыми дверями. Не думаю, что я когда-либо произносил это слово вслух.
«Большая четверка» и пик популярности
Творческий пик первой волны трэш-метала пришелся на 1986-87 годы, когда вышли четыре феноменальных альбома: «Master Of Puppets» Metallica, «Peace Sells… But Who’s Buying?» Megadeth, «Among The Living» Anthrax и «Reign In Blood» Slayer. Последний вызвал немало споров из-за своего открывающего трека «Angel Of Death».
Джефф Ханнеман (гитарист Slayer и автор «Angel Of Death»): Я понятия не имел, что так будет. Когда я писал эту песню, мы еще ездили на гастроли на машине, а не на автобусах. В дороге нечем было заняться, кроме как читать. Я увидел пару книг об Йозефе Менгеле (нацистском враче), купил их и подумал, что это будет зловещая тема для песни. А потом, когда меня начали называть нацистом, я отвечал: «Да отвалите! В этой группе парень из Чили и еще один с Кубы, какой я нацист?».
Коммерческий пик жанра пришелся на 1990-91 годы с выходом альбомов «Rust In Peace» Megadeth и «Seasons In The Abyss» Slayer, а также легендарного тура Clash Of The Titans.
Скотт Иэн (гитарист, Anthrax): В туре Clash Of The Titans нам приходилось выкладываться на полную, иначе Slayer просто уничтожили бы нас каждый вечер. У них самые сумасшедшие фанаты, и они лучшие в своем деле.
Закат, приход гранжа и возрождение
Но в августе 1991 года Metallica выпустила свой сверхпопулярный, но уже не трэшевый «Черный альбом», а месяцем позже Nirvana выпустила «Nevermind». Одним махом трэш-метал стал музыкой вчерашнего дня, и на целое десятилетие жанр ушел в тень.
Чарли Бенанте: Я думаю, пик трэша пришелся на 1989-90 годы. Как только «Черный альбом» Metallica прорвался в мейнстрим, это был конец. Потом пришел гранж, альтернативная музыка, и всё.
Керри Кинг: В конце 90-х я был очень разочарован. Я не мог понять, почему Limp Bizkit так популярны. Это повлияло на меня — я не хотел играть музыку. Я думал, если музыка идет в этом направлении, то к черту все это, я это ненавижу.
Возрождение трэша началось в августе 2001 года с благотворительного концерта Thrash Of The Titans. Это событие спровоцировало новую волну интереса, а окончательное подтверждение возвращения жанра пришло в 2010-2011 годах, когда «Большая четверка» объединилась для серии стадионных шоу.
Кирк Хэмметт: В 1988 году такое шоу было бы невозможно. В 1998-м всем было наплевать, а в 2010-м это стало большой новостью. У нас стало меньше волос, но гораздо больше опыта!
Ларс Ульрих: Жизнь слишком коротка, чтобы такие вещи были невозможны. Я не хочу, чтобы Metallica превратилась в ностальгический проект, но мы любим и уважаем наше прошлое.
Джеймс Хэтфилд: Мы гордимся тем, что повлияли на многих. Это просто передача эстафеты. Нас вдохновляли Diamond Head, Motörhead, Thin Lizzy, а мы переварили это и выплюнули по-своему. Теперь их очередь вывести это на новый уровень.