Найти в Дзене

Ожидание и реальность – прием невролога

Обращаясь на консультацию к врачу-неврологу, многие пациенты уже имеют представление о своем заболевании и методах его лечения, часто основанное на информации, полученной в интернете, на опыте знакомых или на ранее полученных заключениях докторов. Пациент приходит к врачу с определенными ожиданиями и иногда они не соответствуют тому, что действительно должен сделать врач. Рассмотрим наиболее распространенные ожидания вместе с Михайловой Полиной Павловной, неврологом клиники EMS в Санкт-Петербурге. Так, например, случается, что пациенты обращаются к неврологу с жалобой на повышение артериального давления, считая, что оно обусловлено проблемами с шейным отделом позвоночника, с выявленными ранее или предполагаемыми остеохондрозом и межпозвонковыми грыжами шейного отдела, а также «компрессией» позвоночных артерий. Это предположение ошибочно. В большинстве (90%) случаев, артериальная гипертензия является эссенциальной (то есть без явных причин), реже из-за других заболеваний и состояний. Кр

Обращаясь на консультацию к врачу-неврологу, многие пациенты уже имеют представление о своем заболевании и методах его лечения, часто основанное на информации, полученной в интернете, на опыте знакомых или на ранее полученных заключениях докторов. Пациент приходит к врачу с определенными ожиданиями и иногда они не соответствуют тому, что действительно должен сделать врач.

Рассмотрим наиболее распространенные ожидания вместе с Михайловой Полиной Павловной, неврологом клиники EMS в Санкт-Петербурге.

Так, например, случается, что пациенты обращаются к неврологу с жалобой на повышение артериального давления, считая, что оно обусловлено проблемами с шейным отделом позвоночника, с выявленными ранее или предполагаемыми остеохондрозом и межпозвонковыми грыжами шейного отдела, а также «компрессией» позвоночных артерий. Это предположение ошибочно. В большинстве (90%) случаев, артериальная гипертензия является эссенциальной (то есть без явных причин), реже из-за других заболеваний и состояний. Кроме того, в последних клинических рекомендациях по лечению артериальной гипертензии в качестве ее возможных причин ничего из вышенаписанного не указано. А зачастую она может быть маской депрессии или ее причиной будут являться другие соматизированные расстройства (подробнее о масках депрессии писали в этой статье). Для ее первичной диагностики и лечения следует обратиться к терапевту или кардиологу. После исключения патологии со стороны сердечно-сосудистой системы такие пациенты могут продолжить лечение у невролога или психотерапевта.

Также нередко ошибочно с проблемами в шее и ее сосудами связывают головокружение, головную боль, шум в ушах. Бывает, что пациенты приходят на первичные прием с уже выполненными обследованиями (МРТ шейного отдела позвоночника, УЗИ сосудов шеи), оказывающимися лишними, ведь во многих случаях головокружения и головной боли вообще не нужно дополнительное обследование, достаточно подробного расспроса и осмотра.

При нарушениях памяти и внимания пациенты, основываясь на мнении моих коллег из других ЛПУ, также часто считают необходимым выполнить обследование головного мозга и его кровоснабжения и пройти курс лечения «капельницами, улучшающими работу мозга».

На самом деле при таких жалобах врач-невролог обязан помимо обычного объема осмотра провести специальное нейропсихологическое тестирование. При выявлении значимого снижения когнитивных функций (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия и др.), требуется дополнительная диагностика для выявления заболевания, приведшего к этому и назначения препаратов на длительный ежедневный прием. Часто все результаты тестов остаются в пределах нормы, а ухудшение замечает только сам пациент.

Если это человек молодого возраста, то самыми частыми причинами жалоб на снижение памяти и внимания будут тревога и депрессия.

Обычно этому сопутствует нарушение режима труда и отдыха: работа 24/7 к адекватной компенсации клеток головного мозга в течение суток не приводит, что будет проявляться снижением когнитивных способностей пациентов и симптомами депрессии в том числе.

Помимо прочего, в таких случаях у пациентов оказывается нарушен сон, снижено настроение, повышена раздражительность.

В этой ситуации капельницы также не эффективны. Здесь помогут: коррекция образа жизни, психотерапевтические методики, например когнитивно-поведенческая психотерапия, а также подбор антидепрессантов или противотревожных средств.

Случается такое, что пациент обращается к врачу с уже готовой формулой лечения. Это могут быть препараты или процедуры, которые помогли ему или его знакомым в подобной ситуации ранее. Но эта ситуация может лишь казаться похожей, а на самом деле кардинально отличаться. Важно также учитывать, что постоянно появляются новые исследования, меняются клинические рекомендации и тактика врача меняется вслед за ними.

Вот, например, некоторое время назад ко мне обратилась пациентка с просьбой продублировать назначения, сделанные врачом в другом городе, чтобы она могла пройти курс лечения (уколы и физиопроцедуры) в удобном для нее месте по полису ДМС. Детально расспросив и осмотрев пациентку, я назначила другое лечение, по моему мнению более подходящее к данной клинической ситуации и соответствующее действующим клиническим рекомендациям.

Возможно, пациентка осталась не довольна тем, что ее ожидания не оправдались. Она справедливо считает, что в праве сама выбирать для себя методы лечения. Это так, окончательный выбор всегда за пациентом, и врач должен учитывать его пожелания.

Но не будем забывать, что доктор может предложить только те методы, которые подходят в данной клинической ситуации и отвечают требованиям безопасности и эффективности.

Конечно, давая рекомендации, врач может опираться в том числе и на мнение коллег, если считает его достаточно аргументированным, но ответственность за свои назначения несет сам.

Понятно, что каждый пациент вправе выбирать, подход какого специалиста ему ближе, кто вызывает больше доверия, у кого он хочет лечиться. Но может так случиться, что после нескольких лет различных капельниц, таблеток и другого неэффективного лечения пациент вновь обратится ко мне или к другому неврологу клиники ЕМS, получит адекватное лечение и воскликнет: «Мне стало лучше! У меня все прошло! Зачем я столько лет мучался?»

Так может стоит сразу лечиться качественно?

Иногда консультация у врача может проходить не так как представлялось заранее. Если наши ожидания в чем-то не оправдались, это не всегда плохо, иногда мы можем получить даже больше, чем рассчитывали.

Запишитесь на прием к опытному неврологу клиники EMS в Санкт-Петербурге Михайловой Полине Павловне!