Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

От ненависти до любви: плафон Опера Гарнье работы Марка Шагала

Оглавление

Опера Гарнье одно из самых известных и интересных зданий Парижа. Каждая деталь дворца Гарнье заслуживает отдельного внимания, и в этой статье мы поговорим о плафоне зрительного зала.

Здание было построено в период с 1861 по 1875 год французским архитектором Шарлем Гарнье в стиле, который он сам обозначил как «стиль Наполеона III». Роберт Дюше так описывал этот стиль:

Опера Шарля Гарнье усугубляет орнаментальную экстравагантность, играя с полихромией мраморов, бронзы и меди купола, а также используя все сценические эффекты Ренессанса Палладио и барокко. Однако в то же время проявляется монументальная логика, придающая зданию устойчивость и целостность

И экстерьер, и интерьер были выполнены таким образом, что ни одно место не осталось без декора, а многообразие красок и материалов дополняют изысканный дворец.

Изначальный эскиз плафона Жюля Эжена Леневё

В течение трех лет плафоном зрительного зала занимался французский художник Жюль Эжен Леневё. В центре композиции мастер изобразил муз и Аполлона. Эта работа представляла собой триумф музыки как высшего искусства. Роспись получила название «Музы и часы дня и ночи». На сегодняшний день от известной работы остался эскиз, хранящийся в Музее Орсе в Париже, а плафон Опера Гарнье украшает работа другого художника – одного из известнейших представителей авангарда – Марка Шагала.

Слева: вариант Жюля Эжена Леневё, справа: Марка Шагала
Слева: вариант Жюля Эжена Леневё, справа: Марка Шагала

Плафон Марка Шагала и критика

Уже в XX веке ключевую роль в преобразовании Опера Гарнье сыграл роль французский архитектор Пьер-Анри Байо. Именно он реализовал решение министра культуры Андре Мальро по замене потолка зрительного зала. В 1963 году Мальро поручил Шагалу расписать плафон театра. Такой жест оказался не по вкусу консервативным французам, ведь Шагал мало того, что был иностранцем, так еще и авангардистом, и его стиль явно отличался от того, в каком был выполнен дворец. Жан-Филипп Сен-Жур в работе по истории театра описал бурную реакцию на выбор художника:

Как и следовало ожидать, пресса начинает бурлить. Будут написаны более четырехсот статей, все полемические. Еженедельник Minute публикует статью с заголовком «Паук из лачужных карманов», содержащую несколько грубых антисемитских намеков в адрес Шагала. Под руководством Ферье, France-Observateur, другой левый журнал, предлагает заказать сокращение работы Шагала рядом с Танцем Карпо и выпустить альбомы для фасада. Также рекомендуется установить мобиль Калдера на куполе. Орден английских архитекторов даже осуждает это как «кощунство и анахронизм»

Но именно этого Мальро и ожидал. Об Опере снова заговорили! И в доказательство этого Сен-Жур продолжает:

Никто не обращает внимания на этот потолок, написанный художником, чуждым всем - внезапно, опера становится центром внимания

Несмотря на свой возраст, а Шагалу было 77 лет на момент создания плафона, он упорно трудился. Мастер со своей командой работал строжайшей тайне на фабрике гобеленов. Эскизы он прикреплял к стенам, а уже окончательный вариант выкладывал на полу. Шагал отказался от длинных кистей, которые обычно использовали декораторы для работы на больших полотнах. Большую часть времени художник проводил на корточках, поражая свою команду энергией и стойкостью.

Замысел Шагала

Плафон в исполнении Шагала
Плафон в исполнении Шагала

Шагал разбил работу на призмы разных цветов, каждая из которых связана с конкретными произведениями.

По центру, вокруг основания люстры:

  • в красном «Кармен» Бизе
  • в желтом – Верди
  • в голубом и зеленом – «Фиделио» Бетховена
  • в зеленом – «Орфей и Эвридика» Глюка

Основная часть работы также делится по цветам, но посвящена другим произведениям:

  • синий «Борис Годунов» Мусоргского
  • белый – «Пеллеас и Мелисанда» Дебюсси
  • голубой – «Волшебная флейта» Моцарта
  • зеленый – «Тристан и Изольда» Вагнера и «Ромео и Джульетта» Берлиоза
  • красном – «Дафнис и Хлоя» Равеля и «Жар-Птица» Стравинского
  • желтый «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана

Мастер изобразил все сцены в своем уникальном стиле, отличным от классического искусства, но его работа органично вписалась в общий ансамбль театрального зала.

Признание работы Шагала

Церемония открытия состоялась 23 сентября 1964 года перед двумя тысячами приглашенных гостей. Работа Шагала вызвала восхищение! Премьер-министр Франции Жорж Помпиду, даже сказал:

Этот потолок олицетворение цвета и света. Помним ли мы, что там было до него?
Плафон в исполнении Шагала
Плафон в исполнении Шагала

Яркий потолок кисти Шагала до сих пор украшает Опера Гарнье и впечатляет своей цветовой симфонией не меньше, чем потрясающий зал театра.

Читайте также: