Романтизм зародился в литературе XIX века и оказал влияние на другие сферы искусства. Это направление не только отразило личные переживания и чувства художников, но и способствовало формированию новых идей и концепций. Особое значение романтизм приобрел во Франции.
Самыми яркими произведениями французского романтизма считаются «Плот Медузы» Теодора Жерико и «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах») Эжена Делакруа. Сегодня мы обратимся к полотну «Плот Медузы», которому удалось «закрепить» романтизм во Франции.
Реальное событие в основе сюжета
Полотно, начатое в 1817 году, стало главным в жизни Жерико. Сюжет картины, основанный на реальном происшествии, взволновал французского художника: фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение летом 1816 года. На плот высадилось 140 человек, а через 12 дней осталось лишь 15 умирающих.
Жерико со всей серьезностью отнесся к созданию картины. Русский искусствовед Н.Н. Калитина рассказывает о подготовке к работе:
Работая над картиной, художник знакомился с воспоминаниями оставшихся в живых и встречался с ними. Он писал в госпиталях и моргах, стремясь передать страдание и смерть такими, какими они были на самом деле; заказал модель плота с точным соблюдением размеров.
Художник создал множество рисунков и эскизов, а когда определился с композицией, обратился к своим друзьям и знакомым, почти не прибегая к услугам профессиональных натурщиков.
Критика картины
Огромное полотно, наполненное болью, отчаянием и блеклой надеждой, было выставлено в салоне 1819 года. «Плот Медузы» вызвал бурную реакцию и у публики, и у критиков. Работу чувственного, эмоционального и импульсивного художника раскритиковали за излишнюю реалистичность и отход от традиций искусства классицизма с его выверенными композициями, сюжетами и колористическими решениями. Французский художник и современник Жерико Мари-Филипп Купен де ла Купери так высказался о картине:
Месье Жерико, похоже, ошибается. Цель живописи – говорить с душой и глазами, а не отталкивать.
Не на руку картине сыграло и ее расположение в Салоне. «Плот Медузы» находился слишком высоко, от чего зрители не смогли полностью воспринять замысел художника.
Несмотря на весь поток критики, были и те (хотя таких людей было немного), кто прочувствовал и оценил работу художника по достоинству. Историк Жюль Мишле сказал:
Это сама Франция, это наше общество взошло на плот «Медузы».
И пусть работа Жерико не была принята современниками, именно она стала отправной точкой становления художественной школы романтизма, главой которой стал Эжен Делакруа.