Санаэ Такаити, ставшая первой в истории Японии женщиной-премьер-министром, в своей инаугурационной речи заявила о намерении заключить мирный договор с Россией. Что же это значит для Москвы и российско-японских отношений?
Заявление нового премьера – очередной виток в многолетнем споре, который тянется со времен Второй мировой войны. Основной проблемой в отношениях двух стран на протяжении десятилетий остается отсутствие мирного договора по окончании Второй мировой войны.
Разногласие заключается вот в чем: с точки зрения Токио, вопрос о принадлежности четырех южных Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи) до сих пор в подвешенном состоянии, тогда как Москва убеждена, что территориальный вопрос отсутствует. Токио, в свою очередь, оспаривает этот суверенитет, называя острова "северными территориями" Японии.
Отметим, что такой ход сейчас со стороны Токио – не случайность: Такаити была политической соратницей покойного Синдзо Абэ, при котором активные переговоры по мирному договору возобновились. Москве и Токио удалось также достичь неплохих результатов в различных сферах при Абэ, отмечают в российском МИД.
По мнению заведующего сектором экономики и политики Японии ИМЭМО РАН Виталия Швыдко, рассчитывать на какие-то сильные изменения в российско-японских отношениях с приходом нового премьера не стоит. Он назвал ее заявления обычным "ритуальным повторением" того, что говорилось ранее и "обычной формальностью", потому ожидать нормализации отношений двух стран после таких слов не стоит.
Для нового премьера было лишь важно таким образом показать преемственность с политикой Синдзо Абэ. Проще говоря, это был просто акт демонстрации верности национальным интересам.
Напомним, что в российском МИД неоднократно указывали на то, что, пока Япония придерживается недружественного курса, мирный договор невозможен. В Москве отметили, что будут наблюдать за действиями нового премьера страны.
Ставьте класс, если статья показалась вам интересной!
Читайте также: