Продолжаю знакомить своих читателей и зрителей с некрополем "Литераторские мостки" - филиалом музея городской скульптуры, расположенном в северной части Волковского православного кладбища Санкт-Петербурга. Здесь, на Литераторских мостках, обрели свой покой сотни знаменитых петербуржцев и ленинградцев, внесших огромный вклад в развитие Северной столицы, оставивших заметный след в истории нашего государства. О многих из них у меня на канале есть большие и подробные тексты, но, разумеется, невозможно объять необъятное. Поэтому, кроме больших статей, я публикую вот такие обзорные материалы, в каждом из которых я рассказываю сразу о нескольких персоналиях.
Сегодня мы продолжим прогулку по этому некрополю - пройдём по части Архитекторской дорожки. Ранее я показал вам часть Актёрской дорожки. Тем же, кто не читал предыдущих текстов, рекомендую пройти по ссылкам на первую часть экскурсии - ""Знаменитости, похороненные на Актёрской дорожке Литераторских мостков, часть первая". В формате видео вы можете посмотреть этот материал здесь - "Небольшая экскурсия по Актёрской дорожке Литераторских мостков Волковского православного кладбища". В первой части этой виртуальной экскурсии я показал могилы дирижёра Мариинского театра оперы и балета Виктора Федотова; ученика Дмитрия Шостаковича, композитора Владислава Успенского; пианистки, профессора Консерватории Марины Бариновой и её сына, дирижёра Юрия Гамалея; музыковеда и композитора Александра Оссовского; пианиста и шахматиста - претендента на звание чемпиона мира Марка Тайманова; дирижёра Карла Элиасберга и его жены, пианистки Надежды Бронниковой; композитора, автора музыки ко множеству художественных фильмов, лауреата Государственной премии СССР Валерия Гаврилина; пианистки Софьи Давыдовой, её мужа, оперного певца, тенора Мариинского театра Александра Давыдова и их дочери, актрисы Тамары Давыдовой; оперной певицы, солистки Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова Галины Ковалёвой и её мужа, архитектора Вениамина Фабрицкого.
А здесь статья со второй частью - "Экскурсия на Литераторские мостки - знаменитости, похороненные на Актёрской дорожке. Часть 2". И, соответственно, видео - "Продолжение экскурсии по Актёрской дорожке Литераторских мостков". Мы побывали на могилах хорового дирижёра Александра Мурина; оперного певца, одного из самых знаменитых отечественных басов Николая Охотникова; композитора и дирижёра Станислава Горковенко; студента Николая Арутинова (впрочем, здесь находится лишь памятник с его могилы, а похоронен он на Новодевичьем кладбище); хормейстера и дирижёра Иосифа Немцева; пианиста и композитора Игоря Миклашевского; академика Российской академии архитектуры и строительных наук Тимофея Садовского.
Напоминаю, что все слова, фразы, предложения, выделенные синим цветом - это активные ссылки. И вы можете пройти по ним, просто кликнув мышкой.
Сегодня мы начнём осматривать Архитекторскую дорожку, увидим могилы знаменитых советских и российских скульпторов, художников и, разумеется, архитекторов, ведь не зря же эта дорожка так называется. Этот материал также доступен в формате видео. Вы можете посмотреть его здесь - "Продолжаем гулять по Литераторским мосткам. Сегодня мы на Архитекторской дорожке".
Еремеев Олег Аркадьевич, 28 сентября 1922 — 16 марта 2016
Советский и российский художник, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской Академии художеств, академик Российской академии художеств, действительный член Российской академии естественных наук, действительный член Петровской академии наук и искусств.
Родился 22 сентября 1922 года в Петрограде. По окончании в 1938 году 1-й образцовой школы поступил в Ленинградское художественное училище, но не окончил его, так как в 1941-м ушёл добровольцем на фронт. Лишь после Победы снова стал студеном этого училища, а потом и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР.
Окончил институт с отличием, стал здесь преподавателем, профессором, заведующим кафедрой рисунка, потом проректором и ректором. Является автором множества картин разных жанров - портретов, пейзажей, натюрмортов, исторических полотен: "Ленин" (1957), "Сыны России" (1960), "Мужчины в море" (1975), "Митинг в колхозе" (1985). Был участником более двадцати выставок, из них 17 персональных: в Санкт-Петербурге, Луге, Оренбурге, Хабаровске, Пекине, Шанхае, Токио и других городах.
Народный художник России Олег Аркадьевич Еремеев скончался 16 марта 2016 года в возрасте 93 лет. Похоронен на Литераторских мостках.
Угаров Борис Сергеевич, 06 февраля 1922 - 02 августа 1991
Советский живописец и график, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, президент Академии художеств СССР.
Сразу после окончания школы добровольцем ушёл на фронт. Служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке. В 1945 году поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Учился на живописном факультете в мастерской монументальной живописи под руководством Игоря Грабаря, у Виктора Орешникова (живопись) и Андрея Мыльникова (рисунок). С 1952 года преподавал в этом институте, руководил мастерской станковой живописи и творческой мастерской.
Борис Угаров является автором таких известных картин как ""В колхоз. 1929 год" (1955), "Октябрь" (1964), "Возрождение" (1980), "Ленинградка (В сорок первом)" (1961). Картины живописца хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, находятся в музеях и частных собраниях в России, Финляндии, КНР, Японии, Великобритании, Франции и других странах.
Народный художник СССР Борис Сергеевич Угаров умер 2 августа 1991 года в возрасте 69 лет. Похоронен на Архитекторской дорожке некрополя "Литераторские мостки". В 1994 году на его могиле был открыт памятник "Муза живописи" работы скульптора Михаила Аникушина и архитектора Вячеслава Бухаева.
Рядом с памятником на месте упокоения Бориса Угарова лежит большая гранитная могильная плита - здесь через десять лет после смерти художника была похоронена его жена, искусствовед Марианна Олеговна Угарова (29 марта 1928 - 13 июля 2001).
К сожалению, буквы на могильной плите Марианны Угаровой практически невозможно разобрать и прочитать.
Загонек Вячеслав Францевич, 19 декабря 1919 - 24 июня 1994
Советский художник, пейзажист, действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени Репина.
Вячеслав Загонек родился в Иркутске семье Франца Загонека - бывшего солдата австро-венгерской армии, попавшего в годы Первой мировой войны в России в плен. В 1920 году семья переехала в Чехословакию, но через семь лет родители будущего художника решили принять советское гражданство и вернуться в СССР. И с семи лет Вячеслав Загонек жил в Ленинграде. С детства увлекался рисованием и в 1933 году он получил первую премию за рисунки на конкурсе юных дарований. Тогда же познакомился со знаменитым художником Исааком Бродским. Бродский и порекомендовал ему поступить в Школу Юных Дарований при Всероссийской Академии художеств.
Правда, эту школу ему не удалось закончить, так как в 1939-м он был призван в армию. Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войне - был командиром приборного расчета зенитной батареи. В 1942 году его неожиданно отозвали из действующей армии и демобилизовали как сына эмигранта (по другим сведениям, по болезни), и несколько лет Загонек работал в Мурманске техником-строителем в тресте "Мурманскрыбстрой".
После войны Вячеслав Загонек вернулся в Ленинград и поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил в 1950 году. Учился у знаменитого Бориса Иогансона - автора известной картины "Допрос коммунистов" (1933).
Вячеслав Загонек писал, в основном, пейзажи и картины на исторические темы: "Берег Ангары" (1959), "Мы наш, мы новый мир построим" (1969), "Морозное утро" (1975), "На полях приладожья" (1975). Ещё в 1939 году - в двадцатилетнем возрасте - художник впервые участвовал в выставке. Картины Вячеслава Загонека находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в музеях и частных собраниях в России, Китае, Японии, Германии, Италии и других странах.
Народный художник СССР Вячеслав Францевич Загонек скончался 24 июня 1994 года в возрасте 74 лет. Он был похоронен на Архитекторской дорожке Литераторских мостков. Через год рядом с ним упокоилась его жена, искусствовед Неонилла Евгеньевна Феофилова. На их могиле в 2005 году был установлен памятник - глыба камня-змеевика с выгравированной веткой. Автор рисунка - сын живописца Владимир Вячеславович Загонек.
Попов Владимир Васильевич, 24 декабря 1928 - 03 ноября 2020
Архитектор, академик Российской академии художеств, президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов.
После окончания в 1951 году Ленинградского инженерно-строительного института стажировался в Москве в мастерской-школе академика Ивана Владиславовича Жолтовского. Затем возвратился в Ленинград и работал в институте "Ленпроект" (сейчас "ЛенНИИпроект").
Является автором многих проектов и построек в Ленинграде/Санкт-Петербурге: ансамбль городской площади Победы; ансамбль городской площади Конституции; здания институтов Ленгидропроект и НИИ Телефонной связи; экспериментальный жилой комплекс (ЭЖК) в районе Шувалово; речной пассажирский вокзал с гостиницей и других.
Работал Попов и в области монументального искусства: памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову в Пензе (1977 г., скульптор Василий Стамов); памятник скульптору Леониду Шервуду на Литераторских мостках в Ленинграде (1984 г., скульптор Василий Стамов); памятник святому князю Александру Невскому в поселке Усть-Ижора (1992 г., скульптор Валентин Козенюк); реконструкция ограды сада Смольного и прилегающей к нему набережной Невы; ансамбль памятников петербургским архитекторам итальянского происхождения в сквере на Манежной площади в Санкт-Петербурге (2003 г., скульптор Владимир Горевой).
Народный архитектор Российской Федерации Владимир Васильевич Попов скончался 3 ноября 2020 года. Через год, в ноябре 2021-го, на могиле архитектора был открыт памятник, проект которого ещё при жизни разработал сам Попов.
Соколов Сергей Иванович, 20 февраля 1940 - 28 февраля 2016
Академик Российской Академии архитектурных и строительных наук, член Градостроительного совета, руководитель Главного архитектурно-планировочного управления и главный архитектор Ленинграда-Петербурга, глава ленинградского Союза архитекторов, председатель Совета главных архитекторов РФ.
Сергей Соколов родился в Ленинграде, но школу оканчивал в посёлке Шиханы Саратовской области - здесь находился Центральный войсковой химический полигон Советской армии, где служил его отец, Иван Павлович Соколов - полковник химических войск. После школы Сергей уехал в Северную столицу, поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт, который и окончил по специальности "архитектура" в 1962 году. В дальнейшем вся его жизнь была связана с городом на Неве. Двадцать лет - до 1982 года - Сергей Соловьёв работал в ЛенНИИП градостроительства Госгражданстроя, с 1983-го по 1986-й возглавлял институт Ленгипрогор Госстроя России, занимавшийся разработкой генеральных планов и проектов планировки для большинства городов нашей страны, а с 1986-го по 1992 был главным архитектором города. Затем - до 1997-го - заместитель директора по науке Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики (бывший Ленгипрогор), а с 1997-го и практически до смерти руководил отделом проекта "Экономическое развитие Санкт-Петербурга" Фонда инвестиционно-строительных проектов Санкт-Петербурга.
Сергей Соколов был автором и руководителем авторских коллективов более пятидесяти крупных градостроительных работ (генеральных планов, проектов планировки и застройки), выполненных для Санкт-Петербурга, Ленинградской области, многих территорий и городов СССР, России и зарубежья. Так, за создание Генерального плана Ханоя (Вьетнам) он был награждён национальным Орденом Дружбы. Он руководил созданием генерального плана Ленинграда и Ленинградской области на 1987–2005 годы. По его инициативе были разработаны регламенты охранных зон центральных районов Ленинграда, а в 1990 году исторический центр города и связанные с ним комплексы памятников стали первым в России объектом, включённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Автор жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге, Салавате, Череповце. Сергей Соколов руководил разработкой и реализацией проектов реставрации благоустройства Невского проспекта и Дворцовой площади; реконструкции и реставрации Дворов Капеллы, Восточного крыла Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Сергею Ивановичу Соколову и авторскому коллективу архитекторов, который он возглавлял, в 1999 году была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области архитектуры за здание Международного офисно-коммерческого центра "Атриум на Невском, 25" в Санкт-Петербурге.
Заслуженный архитектор России Сергей Иванович Соколов умер 28 февраля 2016 года. Похоронен на Архитекторской дорожке некрополя "Литераторские мостки".
Соколов Алексей Константинович, 10 сентября 1922 - 02 сентября 2001
Русский и советский художник, профессор института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, декан факультета живописи.
Алексей Соколов родился в творческой семье: его отец, Константин Алексеевич Соколов, был известным российским и советским живописцем, одним из основателей Санкт-Петербургского общества поощрения художников - прообраза нынешнего Союза художников, мать, Параскева Михайловна Соколова-Денисова - драматическая актриса, игравшая на сцене Ленинградского театра юных зрителей. Семья Соколовых дружила с Сергеем Есениным - Константин Алексеевич был одним из самых близких друзей поэта.
Уже в семь лет мальчик решил, что будет как дед и отец - художником. Он учился в детской художественной студии, а в 1941 году окончил Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. И сразу ушёл добровольцем в Народное ополчение. В одном из боёв получил тяжёлую контузию позвоночника и летом 1942-го его демобилизовали по инвалидности. Он был эвакуирован на Урал, в город Березники. И лишь в 1944-м вернулся в Ленинград, где год вольным слушателем посещал занятия в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, а в 1945-м стал уже "полноценным" студентом.
После окончания института Алексей Соколов двенадцать лет преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), а с 1968 года вёл курс монументальной живописи в мастерской своего учителя Андрея Мыльникова в своей альма-матер, где вскоре стал деканом факультета живописи
В 1960 году в течение восьми месяцев проходил стажировку во Франции. Позднее по парижским впечатлениям написал несколько пейзажей и портретов, в том числе портрет актрисы Марины Влади. Вообще, портрет был его любимым жанром. Он написал портреты таких выдающихся мастеров культуры как актёр Андрей Миронов (1977), пушкинист Сергей Гейченко (1987), актриса Алиса Фрейндлих (1992), музыкант Мстислав Ростропович (1998) и другие.
Также он является автором росписи театра на Таганке в Москве и мозаичного панно "Победа", которое украшает торцевую стену центрального подземного зала станции метро Автово в Санкт-Петербурге.
Заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Константинович Соколов скончался 2 сентября 2001 года. Похоронен на Архитекторской дорожке Литераторских мостков. В 2003 году на его могиле был установлен памятник в виде стелы из гранита и габбро работы архитектора Зои Томашевской и скульптора Владимира Иванова. В 2010 году здесь же упокоилась жена Алексея Константиновича, искусствовед Галина Фёдоровна Соколова и их сын Леонид.
Соколов Леонид Алексеевич, 10 июня 1945 - 2010
Художник-керамист, член-корреспондент Академии гуманитарных наук, сын художника Алексея Константиновича Соколова.
В 1971 году окончил Высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной. До 1985 года занимал должность главного художника Ленинградского опытного завода при Государственном научно-исследовательском институте керамической промышленности. Созданные по эскизам Леонида Соколова фарфоровые изделия составляли основную часть продукции, серийно выпускавшейся заводом.
Леонид Соколов участвовал в более чем ста тридцати выставках в Советском Союзе, Франции, Германии, США. Его росписи по фарфору хранятся во множестве музеев России и за рубежом: Музей истории города, Государственный музей театрального и музыкального искусства, Музей-квартира А. С. Пушкина, Всероссийский мемориальный заповедник "Михайловское", Государственный музей-заповедник "Царское село" в Пушкине, Пекинский государственный музей (Китай), Finley collection и Jarren Gallery города Чаттануга (США), а также частные российские и зарубежные коллекции.
С 2002 года и до конца жизни Леонид Соколов преподавал в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики на кафедре декоративно-прикладного искусства (СПбГУСЭ, сейчас Институт дизайна и декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургского государственного экономического университета).
Леонид Алексеевич Соколов умер в 2010 году. Похоронен на Литераторских мостках, рядом с отцом и матерью.
Стрекалов-Оболенский Владимир Владимирович,
06 сентября (24 августа) 1905 - 1990
Фотограф, художник, коллекционер, один из основателей Ленинградского союза художников.
Владимир Стрекалов-Оболенский в 1930 году окончил Ленинградский фото-кинотехникум по специальности "кинооператор". Потом год отработал на ленинградской фабрике "Совкино" (нынешняя киностудия "Ленфильм"), но его больше привлекала фотография, и он вскоре перешёл в кооперативное товарищество ленинградских художников "Ленизо" на должность фотографа-художника. Здесь он познакомился и подружился со многими известными живописцами и скульпторами: Кузьмой Петровым-Водкиным, Михаилом Аникушиным, Исааком Бродским, Матвеем Манизером.
С 1934 года делал фотографии для выпускающихся в СССР книг, альбомов и каталогов - в общей сложности его фото опубликованы более чем в четырёх сотнях изданий по изобразительному искусству. Его небезосновательно считали одним из лучших фотографов страны. А когда в 1939 году в Ленинграде построили первый в СССР трёхзальный кинотеатр - "Москва" на проспекте Газа - то на фризе, расположенном на фасаде, скульптор Игорь Крестовский (сын автора знаменитых "Петербургских трущоб") увековечил Владимира Стрекалова-Оболенского, разместив там его барельеф. Игорь Всеволодович, вспоминая о работе над этим фризом, рассказывал:
Фигура женщины-скульптора навеяна обликом Янсон-Манизер, к живописному станку меня подвела колоритная фигура Самохвалова, балетный сюжет продиктован тремя прелестными Аврорами из "Спящей красавицы" - Улановой, Вечесловой и Дудинской. Прекрасному голосу Преображенской посвящена композиция "У рояля". Перед зрителями как бы открывается галерея довоенных представителей ленинградского искусства... И завершают эту скульптурную повесть, кинооператор с камерой и человек с фотоаппаратом в руках. Только последнему я придал конкретные портретные черты. Это Владимир Владимирович (Стрекалов-Оболенский). Работая над барельефом, я почти ежедневно встречался с ним.
Этот фриз, к счастью, пока сохранился, правда, проспект уже не носит фамилию революционера, а называется Старо-Петергофским.
Когда началась Великая Отечественная война, Владимир Владимирович ушёл на фронт. Он воевал на Ленинградском, Прибалтийском, 2-м Украинском фронтах, был три раза ранен, прошёл от Ленинграда до Бухареста.
В 1945 году Владимира Стрекалова приняли в Ленинградское отделение Союза художников - первым из советских фотографов.
С 1968 по 1988 годы - вплоть до ухода на пенсию - был художественным руководителем фотолаборатории Академии художеств. Занять эту должность после смерти основателя этой фотолаборатории Сергея Гасилова Владимира Владимировича буквально уговорил тогдашний президент Академии художеств Николай Томский.
Владимир Стрекалов-Оболенский собрал огромную коллекцию антиквариата, живописи, графики и произведений декоративно-прикладного характера, которую его вдова, Августа Сараева-Бондарь, завещала Государственному музею театрального и музыкального искусства.
Сараева-Бондарь Августа Михайловна, 1925 - 2002
Искусствовед, музейный работник, биограф композитора Исаака Дунаевского, жена Владимира Стрекалова-Оболенского.
Владимир Владимирович Стрекалов-Оболенский умер в 1990 году. Он был похоронен на Архитекторской дорожке некрополя "Литераторские мостки". В 1991 году на его могиле был открыт памятник надгробный памятник, представляющий собой бронзовый бюст на гранитном постаменте и стеле. Автор памятника - скульптор Вида Исаева, автор бронзового бюста - скульптор Матвей Манизер. Августа Михайловна Сараева-Бондарь скончалась в 2000-м году. Она была похоронена рядом со своим мужем. Памятник на её могиле был открыт в 2001 году, бронзовый барельефный портрет выполнен сыном Матвея Манизера Отто Матвеевичем.
Если кто-то желает выразить благодарность автору канала "Вдоль по Питерской", то можно пройти по этой ссылке - ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА.
Приглашаю всех на мой сайт. Пока его адрес выглядит так - vdolpopiterskoy.tilda.ws/ , но в будущем станет более симпатичным - vdolpopiterskoy.ru Дело в том, что с Дзеном последнее время творятся разные и не очень приятные для обычных авторов дела. Резко упали показы материалов, дочитывания, подписчиков автоматически отписывают от каналов. Соответственно, сократились до минимума выплаты. Да и те порой не выплачивают по несколько дней. Поэтому я решил создать собственный сайт с той же тематикой, что и этот канал. И называться он будет, как видите, так же - "Вдоль по Питерской". Пока он дублирует канал на Дзене, но у него уже есть явное преимущество для читателей - материалы в нём структурированы, легко найти нужную информацию. И, да, разумеется, этот сайт ещё в процессе создания, но я решил всё-таки поделиться этой информацией со своими читателями. Ну, хотя бы для того, чтобы получить обратную связь - возможно, вы мне подскажете какие-то идеи. А я их постараюсь воплотить на своём сайте.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".
Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.
Финансовую поддержку канала можно осуществить переводом любой суммы на эту карту:
2204 2401 3299 0229, Озон-банк.