Продолжаем экскурсию по Литераторским мосткам Волковского православного кладбища Санкт-Петербурга. Я на своём канале "Вдоль по Питерской" довольно часто рассказываю о людях, нашедших своё упокоение в этом Некрополе. Что, разумеется, и не удивительно, ведь на Литераторских мостках похоронены сотни знаменитых ленинградцев и петербуржцев. Но если раньше я писал обзорные тексты по захоронениям, расположенным на разных участках этого кладбища, то теперь решил несколько систематизировать свои рассказы, создав своеобразный путеводитель по дорожкам Литераторских мостков. Я начал с Актёрской дорожки, и первую часть этой экскурсии вы можете прочитать, пройдя на публикацию "Знаменитости, похороненные на Актёрской дорожке Литераторских мостков, часть первая". А если кому-то комфортнее не читать, а смотреть видеосюжеты, то приглашаю вас на видеоматериал "Небольшая экскурсия по Актёрской дорожке Литераторских мостков Волковского православного кладбища. Ч.1".
В первой части экскурсии я показал вам могилы дирижёра Мариинского театра оперы и балета Виктора Федотова, ученика Дмитрия Шостаковича, композитора Владислава Успенского, пианистки, профессора Консерватории Марины Бариновой и её сына, дирижёра Юрия Гамалея, музыковеда и композитора Александра Оссовского, пианиста и шахматиста - претендента на звание чемпиона мира Марка Тайманова, дирижёра Карла Элиасберга и его жены, пианистки Надежды Бронниковой, композитора, автора музыки ко множеству художественных фильмов, лауреата Государственной премии СССР Валерия Гаврилина, пианистки Софьи Давыдовой, её мужа, оперного певца, тенора Мариинского театра Александра Давыдова и их дочери, актрисы Тамары Давыдовой, оперной певицы, солистки Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова Галины Ковалёвой и её мужа, архитектора Вениамина Фабрицкого. Сегодня мы пройдём всю южную часть Актёрской дорожки - до начала дорожки Архитекторской.
Данный материал в видеоформате вы можете посмотреть, пройдя по ссылке - "Продолжение экскурсии по Актёрской дорожке Литераторских мостков".
Мурин Александр Григорьевич, 21.12.1916 (03.01.1917) - 06.12.1992
Хоровой дирижёр, хормейстер, музыкальный педагог.
Александр Мурин родился в старообрядческой семье - он был последним и поздним ребёнком. Его отец до революции был купцом и почётным потомственным гражданином, но после Октября семнадцатого года лишился всего своего состояния. Детям порой просто нечего было есть. Поэтому маленького Сашу отправили в интернат при Капелле. Здесь же, в бывших Регентских классах, ставшими хоровой школой при Ленинградской академической капелле, он получил своё первое музыкальное образование. Он был очень способным и уже в шестилетнем возрасте дебютировал на сцене Мариинского театра, вскоре переименованном в Ленинградский театр оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова, сыграв маленького Гвидона. Правда, роль эта была без слов - оперный певец Георгий Нэлепп просто вынес мальчика на руках в одном из актов спектакля "Царь Салтан". Ну, а уже с восьми лет маленький воспитанник Капеллы в качестве хориста принимал участие в операх "Кармен" Бизе, "Пиковая дама" Чайковского, "Борис Годунов" Мусоргского. После окончания хоровой школы Мурин поступил в Ленинградскую консерваторию на отделение хорового дирижирования.
Ещё будучи студентом консерватории Александр Мурин был хормейстером в хоре Ленинградского радио, во время Великой Отечественной войны стал хормейстером Ансамбля красноармейской песни и пляски политуправления Ленинградского фронта под управлением Александра Анисимова, выступавшего на Ленинградском и Волховском фронтах. А последний концерт ансамбля состоялся в Берлине.
После войны Мурина назначили хормейстером Малого оперного театра, но вскоре он был приглашён в Кировский театр, которому оставался верен до конца своей жизни, проработав в этом театре без малого сорок лет. За постановку хоровых сцен в оперных спектаклях "Октябрь" Вано Мурадели, "Оптимистическая трагедия" Александра Холминова и "Тихий Дон" Ивана Дзержинского в 1974 году получил Государственную премию РСФСР, а в 1976-м - Государственную премию СССР за оперный спектакль "Пётр I" композитора Андрея Петрова.
Помимо работы в Кировском театре, Мурин руководил и непрофессиональными хоровыми коллективами: в Доме культуры "Трудовые резервы", в клубе Металлического турбинного завода, в Ленинградском областном специальном детском доме музыкального воспитания имени Римского-Корсакова. А ещё он преподавал хоровое дирижирование в Хоровом училище имени Михаила Глинки - бывшей хоровой школе при Капелле.
Народный артист СССР Александр Григорьевич Мурин скончался 6 декабря 1992 года. Он похоронен на Актёрской дорожке Литераторских мостков. В 1998 году на его могиле был установлен памятник работы скульптора Галины Додоновой - жены племянника Мурина. Памятник представляет собой высокий - два с половиной метра - крест на гранитном постаменте. Крест состоит из множества поющих ликов, в том числе, можно увидеть Графиню, Германа и многие другие образы. Галина Васильевна назвала этот памятник "Поющая Россия"...
Охотников Николай Петрович, 05.07.1937 - 16.10.2017
Оперный певец (бас), музыкальный педагог, профессор Консерватории.
Николай Охотников свой замечательный голос, по всей видимости, получил от деда. Петь Коля начал ещё в школе, выучив любимые песни деда - "Из-за острова на стрежень" и "По диким степям Забайкалья". А однажды услышав "Песню о блохе" из "Фауста" в исполнении великого Фёдора Шаляпина, решил навсегда связать свою жизнь с музыкой.
Окончив после школы Краснодарское музыкальное училище, Охотников в 1959 году приехал в Ленинград, где поступил в Консерваторию. И сразу же был принят солистом в Ленконцерт. Выступал он в это время, в основном, на сцене Ленинградской филармонии. А после окончания Консерватории стал солистом Малого театра оперы и балета. С 1971 года Охотников пел на сцене нынешней Мариинки, тогда называвшейся Кировским театром.
Помимо оперных партий Николай Охотников исполнял вокально-симфонические произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди. А ещё он записал все романсы Николая Римского-Корсакова для баса.
Николай Охотников был трижды женат. Со своей последней женой, Верой Накаряковой, он познакомился в начале "нулевых". Она аккомпанировала певцу на его последнем сольном концерте, состоявшемся в Малом зале Петербургской филармонии 21 января 2004 года. Певец, которому было уже шестьдесят шесть лет, влюбился в свою аккомпаниаторшу, и они поженились, несмотря на то, что Накарякова была на тридцать два года младше Охотникова. В этом браке, к слову, родилось двое детей - сын и дочь.
Подробнее о жизни и творчестве Николая Петровича Охотникова вы можете прочитать в материале "Да нет, куда, упрямы вы, И где вам слушать стариков... Николай Охотников похоронен на Литераторских мостках" на канале "Вдоль по Питерской".
Народный артист СССР Николай Охотников умер от острого лейкоза крови 16 октября 2017 года. Похоронен на Актёрской дорожке Литераторских мостков.
Горковенко Станислав Константинович, 30.01.1938 - 26.11.2018
Дирижёр, композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории, академик Петровской академии наук и искусств.
Станислав Горковенко родился в Баку, там же окончил музыкальную школу, а затем и дирижёрско-хоровой факультет Бакинской консерватории. К слову, первым коллективом дирижёра стал ансамбль Бакинского округа ПВО, в котором тогда же дебютировал совсем юный Муслим Магомаев. В 1960 году Горковенко переехал в Ленинград, поступил здесь в Консерваторию имени Римского-Корсакова, после окончания класса Ильи Мусина дирижёрско-симфонического факультета учился в аспирантуре. Одновременно с учёбой в аспирантуре Консерватории руководил оркестром Ленинградского мюзик-холла, а затем оркестром Театра музыкальной комедии. В 1978 году был приглашён в Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио имени Василия Соловьёва-Седого (сейчас Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга). Кроме того, Горковенко сотрудничал и с другими отечественными и зарубежными коллективами, в том числе, с оркестром Ленинградской филармонии, оркестром Сеульской филармонии (Республика Корея), Финляндским филармоническим оркестром, оркестром парижского театра "Олимпия" (Франция).
Работал Горковенко и на киностудии "Ленфильм" - он участвовал в создании шести десятков фильмов, в числе которых "Уходя - уходи" (1978) Виктора Трегубовича, "Остров сокровищ" (1982), снятый режиссёром Владимиром Воробьёвым, "Зимняя вишня" (1985) Игоря Масленникова, "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1997) Владимира Бортко.
Оркестром под управлением Станислава Горковенко было записано более сотни виниловых пластинок и компакт-дисков с музыкой ко всем балетам Петра Ильича Чайковского, симфониями Вольфганга Амадея Моцарта, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Йозефа Гайдна, Роберта Шумана.
Народный артист России Станислав Константинович Горковенко умер 26 ноября 2018 года. Он был похоронен на Актёрской дорожке Литераторских мостков Волковского православного кладбища. 31 января 2023 года на его могиле был открыт памятник работы скульпторов Руслана Егорова и Евгения Туния.
Арутинов Николай Серапионович, 1890 - 03.09.1911
О Николае Арутинове известно не очень-то много. Он был сыном старшего врача окружного артиллерийского склада в Санкт-Петербурге, армянина по происхождению, коллежского советника Серапиона Моисеевича Арутинянца. Впрочем, незадолго до бракосочетания с будущей матерью Николая, Еленой Рубан, Серапион Моисеевич сменил свою фамилию на русский лад и стал Арутиновым. Своему сыну Серапион Арутинов хотел дать достойное образование и определил того в знаменитый Александровский лицей, дающий университетский диплом, позволяющий впоследствии поступить на государственную службу. В 1911 году Николай окончил третий, университетский, курс, но не смог удовлетворительно сдать экзамен по государственному праву. Сдавать повторно этот экзамен ему запретили, и юноша в порыве отчаяния - ведь рушились все его надежды и, главное, надежды его близких - покончил с собой, выстрелив в сердце из пистолета...
Подробнее о трагической судьбе Николая Арутинова вы можете прочитать в материале "Николай Арутинов - смерть из-за несданного экзамена" на канале "Вдоль по Питерской".
Восьмого сентября 1911 года он был похоронен на дорогом и престижном кладбище Новодевичьего монастыря, где через год на его могиле был воздвигнут памятник работы знаменитой тогда женщины-скульптора Марии Диллон. Памятник представлял собой скульптурную композицию - юноша, лежащий подле двух безутешных женщин - матери и сестры Николая. Сама Диллон назвала эту композицию "Прощание перед долгой разлукой". К слову, работа Марии Диллон стоила очень дорого и позволить заказать памятник у неё мало кто мог. Наверное, это косвенно говорит о горе, которое испытали родные Николая... Ну, а через двадцать лет, в начале тридцатых годов у тогдашних руководителей Северной столицы появились грандиозные планы по созданию сети парков развлечений на месте бывших кладбищ. Так, предполагалось снести Смоленское православное и Новодевичье кладбища. В связи с этим начался перенос могил с этих и некоторых других кладбищ. Переносились, в основном, могилы людей знаменитых, известных всей стране актёров, учёных, поэтов, композиторов - в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры и сюда, на Литераторские мостки Волковского православного кладбища. Например, здесь, на Литераторских мостках, были перезахоронены поэт Александр Блок (со Смоленского православного кладбища), писатель Иван Гончаров (с Никольского кладбища Александро-Невской лавры), известный российский юрист и литератор Анатолий Кони (с Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры) и другие.
Иногда переносились лишь памятники, представляющие собой историческую или культурную ценность. Но, разумеется, Николай Арутинов был к тому времени мало кому известным. Поэтому, собственно, могила его осталась на Новодевичьем - прах не стали тревожить. Но красивый памятник работы знаменитого скульптора было решено сохранить, перенеся его в филиал музея городской скульптуры, каковым стали в середине тридцатых годов Литераторские мостки.
Немцев Иосиф Васильевич, 1885 - 14.06.1939
Музыкант, дирижёр, хормейстер, педагог.
Иосиф Немцев первоначальное музыкальное образование получил в городке Камышине на учительских курсах. В семнадцать лет он уехал в Москву, где поступил вольнослушателем в Синодальное училище. А через два года из Москвы переехал в Петербург, где завершил музыкальное образование, отучившись в Регентских классах Придворной певческой капеллы (сейчас Хоровое училище имени Михаила Глинки). До революции 1917 года Иосиф Васильевич работал учителем пения и дирижировал церковным хором. Революцию он встретил с восторгом:
Октябрьская революция родила меня как бы заново. Я понял, кому и для чего я нужен. Я пошёл на площадь, на улицу, на митинг, в рабочие клубы и здесь нашёл то, что искал. Я нашёл поющий народ, и желание работать с ним стало целью моей жизни.
В 1919 году Немцев организовал объединённый рабочий хор Петрограда. Сначала в нём участвовало семьсот человек, позже доходило до двух тысяч, а к 1927 году актив хоровой самодеятельности насчитывал уже более четырех тысяч человек. Хор выступал на сцене Дворца искусств (бывшего Зимнего), участвовал в концертах под управлением Александра Глазунова, Альберта Коутса, Фрица Штидри.
Организаторские способности Немцева были замечены властью и в 1920 году его назначили заведующим музыкальным отделом Губполитпросвета. А с 1926 года и до самой своей смерти в 1939-м он возглавлял культмассовый отдел Облпрофсовета. Но он был не только чиновником. Как хормейстер Немцев работал с Государственным академическим хором, в Театре юного зрителя, с хором Дома культуры ВЦСПС имени Горького. Кроме того, Иосиф Васильевич успешно преподавал в Ленинградской консерватории, где был доцентом, в Институте внешкольного образования, в Центральном музыкальном техникуме. С 1927 года был главным дирижёром сводных хоров на проводимых в Ленинграде олимпиадах самодеятельного искусства. Так, в олимпиаде
1937 года участвовало 100 тысяч певцов, которыми Hемцев руководил с помощью 30 дирижёров.
Заслуженный артист РСФСР Иосиф Немцев умер 14 июня 1939 года. Похоронен на Актёрской дорожке Литераторских мостков. В 1940 году на его могиле был установлен памятник в виде гранитного обелиска работы архитектора Александра Рюмина.
Миклашевский Игорь Сергеевич, 18(30).04.1894 - 09.03.1942
Композитор, дирижёр, пианист.
Окончил Немецкое реформаторское училище. Затем отучился в Петроградском политехническом институте - стал инженером-электриком. Двадцать лет работал инженером на Волховстрое, самостоятельно занимаясь музыкальным творчеством, беря частные уроки у композитора Александра Скрябина. В 1917 году впервые со сцены прозвучала написанная им симфоническая поэма "Сизиф" - её премьера состоялась под управлением Николая Малько в Павловском вокзале 16 июня. А через пять лет - 3 мая 1922 года - Миклашевский уже сам дирижировал эту поэму в Большом зале Петроградской филармонии.
В 1937 Игоря Миклашевского арестовали по ложному доносу. Он был обвинён в антисоветской пропаганде (статья 58.10 ч.1 УК РСФСР (пропаганда, содержащая призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти), исключён из Союза композиторов и 29 июля 1937-го арестован. В его защиту писали письма композитор Дмитрий Шостакович, известный музыкальный критик Александр Оссовский, и их обращения не остались без внимания - 26 января 1939 года Миклашевского выпустили из заключения, оправдали и восстановили во всех правах, включая право дирижирования (его он тоже был лишён).
Первого ноября 1941 года Миклашевского назначили художественным руководителем и главным дирижером хора Ленинградской государственной академической Капеллы в блокадном Ленинграде. Капелла осенью 1941-го была эвакуирована в Киров, но часть хора оставалась в Ленинграде. Артисты проводили бригадные выступления на фронте, а в самом блокадном городе было дано двенадцать хоровых концертов.
Четырнадцатого декабря 1941 года Игорь Миклашевский последний раз стоял за пультом в Филармонии и дирижировал оркестром Ленинградского радиокомитета.
Чтобы не умереть от голода и холода, семья Миклашевских переехала в Пушкинский театр (нынешняя Александринка). Этот театр стал тогда домом для двух сотен человек, ведь в нём, хоть и слабо, но горело электричество, были чуть тёплыми батареи, а по утрам в баке был кипяток.
В конце первой блокадной зимы Игорь Миклашевский был помещён в стационар, располагавшийся в гостинице "Астория". Но его состояние вскоре ухудшилось. Игорь Миклашевский умер в блокадном Ленинграде в ночь с 8 на 9 марта 1942 года. Причиной смерти стало крайнее истощение композитора. На его могиле на Актёрской дорожке Литераторских мостков лежит скромная плита...
Садовский Тимофей Петрович, 31.03.1929 - 12.08.2015
Советский и российский архитектор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук.
Тимофей Садовский был известным архитектором, автором множества реализованных проектов. Это речные вокзалы в Омске и Ярославле, архитектурно-художественные ансамбли центральных набережных Ленинграда – Санкт-Петербурга, Сестрорецка, Архангельска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Хабаровска, Астрахани, Саратова, Вологды, Твери, Рыбинска, Углича, Омска, Ульяновска, концепция развития градостроительной прибрежной зоны Химкинского водохранилища, памятников русским и шведским морякам, создателям флота России - "Слава Российскому флоту", известным деятелям культуры РФ, героям Сталинградской битвы.
Тимофей Петрович был награжден Государственной премией СССР за проектирование и строительство комплекса многоцелевого назначения на набережной Волги в историческом центре Ярославля, дипломом первой степени Союза архитекторов за реализацию проекта застройки набережной в городе Волгограде.
А ещё он был замечательным спортсменом, входил в сборную СССР по гребле, а в 1951 году стал чемпионом Советского Союза на дистанции 1000 метров на байдарке-двойке.
Тимофей Петрович Садовский скончался 12 августа 2015 года в возрасте 86 лет. Похоронен на Актёрской дорожке Литераторских мостков. В 2018 году на могиле был открыт памятник с барельефным портретом архитектора работы скульптора Владислава Маначинского.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".
Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.
Если кто-то желает выразить благодарность автору и поддержать канал финансово, то вы можете перевести небольшую сумму на эту карту:
2204 2401 3299 0229, Озон-банк.