Хочу провести для читателей и зрителей канала "Вдоль по Питерской" небольшую экскурсию по очень малой части Литераторских мостков Волковского православного кладбища - по Актёрской дорожке этого некрополя. К слову, хоть эта дорожка и носит такое название, но в той её части, что я вам сегодня покажу, собственно, актёров практически нет. В чём вы сейчас сами и убедитесь.
Пройдёмся мы вот по этому маршруту. И побываем на могилах, в основном, деятелей мира музыки: дирижёров, композиторов, артистов оперы...
Для тех, кому проще и интереснее смотреть, чем читать, предлагаю видеосюжет на эту же тему - "Небольшая экскурсия по Актёрской дорожке Литераторских мостков Волковского православного кладбища".
Федотов Виктор Андреевич, 08.07.1933 - 03.12.2001
Дирижёр, музыкальный педагог, народный артист РСФСР.
Виктор Федотов почти полвека работал в Мариинском театре - начинал ещё в 1953 году как оркестрант (он играл на тубе), когда театр назывался Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова. А в 1963-м, после окончания факультета оперно-симфонического дирижирования Ленинградской государственной консерватории (учился у профессора Ильи Александровича Мусина), дебютировал как дирижёр.
С 1973 года преподавал в Ленинградской консерватории. Федотов сотрудничал со множеством мировых театров и оркестров: "Ковент-Гарден" (Лондон), Штаатс-Капелла (Дрезден), Лондонская филармония, "Гевандхаус" (Лейпциг), Токийский симфонический оркестр и другие. Дирижировал Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии при записи музыки к кинофильмам: "Свадьба в Малиновке" (1967), "Серебряные струны" (1987), "Прощание с Петербургом" (1971), "Лесная сказка" (1980) и другие - в общей сложности на "Ленфильме" снято около трёх десятков картин, в которых звучит музыка этого оркестра под управлением Федотова.
Подробнее о замечательном дирижёре вы можете прочитать в материале "Дирижёра Мариинского театра Виктора Федотова похоронили на Литераторских мостках".
Виктор Андреевич Федотов скончался 3 декабря 2001 года. Он был похоронен на Литераторских мостках. В июле 2004 года на могиле был открыт памятник работы известного скульптора Николая Анциферова. По замыслу автора в правой руке дирижёра должна находиться дирижёрская палочка, но, к сожалению, она постоянно куда-то пропадает...
Согласитесь - с палочкой этот памятник имеет более завершённый и логичный вид:
Успенский Владислав Александрович, 07.09.1937 - 04.06.2004
Композитор, ученик Дмитрия Шостаковича, профессор Санкт-Петербургской консерватории, народный артист РСФСР.
Владислав Успенский сочинил множество произведений: около сотни песен, две оперы ("Война с саламандрами" и "Интервенция"), восемь балетов. Кроме того, он писал музыку к спектаклям, мюзиклам, кинофильмам. Например, именно его музыка звучит в детективе "Миссия в Кабуле" (1970) режиссёра Леонида Квинихидзе, фантастической драме этого же режиссёра "Крах инженера Гарина" (1973), мелодраме "Солёный пёс" (1973) Николая Кошелева и ещё в примерно двух десятках художественных и телевизионных фильмов, а также фильмов-спектаклей.
Успенский является автором популярного драматического мюзикла "Анна Каренина", впервые поставленном в сентябре 2000 года в Городском театре Лахти, Финляндия.
С 1965 года Успенский преподавал в Ленинградской Государственной консерватории, был деканом теоретико-композиторского факультета, профессором кафедры композиции. Кроме того, Владислав Александрович читал лекции в Сеульском госуниверситете (Республика Корея) и Государственном университете Лимы (Перу). В числе его учеников многие известные композиторы: Владимир Дорохин, Игорь Корнелюк, Лора Квинт.
Кстати, Владислав Успенский был женат на Ирине Таймановой - сестре знаменитого шахматиста и не менее знаменитого пианиста, который тоже похоронен на этой дорожке.
Владислав Александрович Успенский умер 4 июня 2004 года в возрасте 66 лет. Похоронен на Литераторских мостках. В 2006 году на могиле был установлен памятник работы архитектора Вячеслава Бухаева.
Баринова Мария Николаевна, 18(30).03.1878 - 18.10.1956
Пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, профессор.
Окончила Петербургскую Консерваторию по двум специальностям: игра на фортепиано (класс Софьи Малозёмовой, 1898–1902, по окончанию получила высшую награду - Золотую медаль и премию Михайловского дворца) и композиция (класс Николая Римского-Корсакова, 1899–1903). Была пианисткой в концертах Павловского музыкального вокзала, выступала как солистка, играя произведения эпохи барокко, классику и современных ей композиторов: Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Милия Балакирева и других. Много гастролировала в Москве, Нижнем Новгороде, Берлине, Лейпциге. В Берлине училась у известного немецкого пианиста Иосифа Гофмана и разработала оригинальную систему постановки руки за роялем. Там же познакомилась со Всеволодом Гамалеем, который сначала был её учеником, а потом стал вторым мужем.
До 1929 года Баринова преподавала в Петербургской/Ленинградской Консерватории, но ушла оттуда в знак протеста против увольнения профессора Самуила Майкапара. Известна как автор первого в России учебника по методике обучения пианистов "Очерки по методике фортепиано", изданного в 1928 году и по которому до сих пор обучаются музыканты.
В 1910 году у Марины Николаевны родилась дочь Галина, ставшая знаменитой скрипачкой, а в 1921-м - сын Юрий.
Гамалей Юрий Всеволодович, 23.09.1921 - 04.11.2015
Дирижёр, музыкальный педагог, профессор. Заслуженный артист РСФСР.
После окончания школы-десятилетки при Ленинградской консерватории (класс кларнета) Юрий Гамалей поступил на духовое отделение оркестрового факультета консерватории, но после первого курса ушёл в армию, а вернувшись перевёлся на дирижёрский факультет. С 1951 года работал в Государственном академическом Малом оперном театре (МАЛЕГОТ, сейчас Михайловский театр), а в 1953-м стал дирижёром Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (сейчас Мариинский театр), где проработал больше тридцати лет - до 1984 года. Продолжал дирижировать и после выхода на пенсию - до 1992 года.
Марина Николаевна Баринова умерла 18 октября 1956 года. В 1961 году на её могиле была установлена гранитная стела с портретом пианистки работы архитектора Константина Дергунова. Сын Марины Бариновой Юрий Всеволодович Гамалей скончался 4 ноября 2015 года в возрасте 94 лет. Его прах был захоронен в могиле матери.
Оссовский Александр Вячеславович, 19(31).03.1871 - 31.07.1957
Музыковед, музыкальный критик, композитор, ученик Николая Римского-Корсакова. Доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии наук СССР.
После получения диплома юриста в Московском государственном университете поступил в Петербургскую консерваторию, а затем занимался композицией у Римского-Корсакова. Был большим другом Сергея Рахманинова, помогал начинающему Сергею Прокофьеву. В 1915 году организовал журнал "Музыкальный современник", в котором был главным редактором. После революции был профессором Ленинградской консерватории (работал в ней с 1921 года) - читал курс истории музыки. Одновременно, с 1923-го по 1925-й годы и с 1933-го по 1936-й, руководил Ленинградской филармонией, а в 1943-1952 годах возглавлял Ленинградский НИИ театра и музыки.
Оссовский был известен как один из крупнейших отечественных исследователей творчества Михаила Глинки, Александра Глазунова, Николая Римского-Корсакова, а также Баха, Вивальди, Вагнера.
Александр Вячеславович Оссовский скончался 31 июля 1957 года в возрасте 86 лет. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. В 1972 году на могиле была установлена стела работы архитектора Константина Дергунова.
Тайманов Марк Евгеньевич, 07.02.1926 - 28.11.2016
Шахматист, международный гроссмейстер, Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион СССР (1956), великолепный пианист.
Тайманов до конца своей жизни так и не определился, что же важнее в его жизни: шахматы или музыка. А вершин он достиг и в том, и в другом. Как шахматист он дошёл до поединков на звание чемпиона мира: в турнире претендентов в 1953 году он занял место в середине таблицы, набрав 14 из 28 очков, а в 1971-м проиграл четвертьфинальный матч Роберту Фишеру с разгромным счётом 0:6.
Впрочем, тогда Фишеру проиграл бы любой шахматист планеты. Хотя Тайманову после этого проигрыша от советского руководства очень досталось: его лишили звания заслуженного мастера спорта, вывели из состава сборной СССР, перестали посылать на турниры за границу.
А как пианист Марк Тайманов получил диплом Ленинградской консерватории, а потом много выступал с концертами дуэтом со своей первой женой Любовью Брук, записал множество пластинок. В 1999 году два диска избранных записей дуэта Тайманова и Брук вошли в юбилейный двухсотдисковый бокс-сет Philips Records и Steinway & Sons Great Pianists of the 20th Century.
Ещё можно добавить, что когда гроссмейстеру было 78 лет, у него родилось двое детей - близнецы Маша и Дима.
Подробнее о Марке Тайманове вы можете узнать из материала "От киноактера до претендента на звание чемпиона мира и валютного контрабандиста. Могила Марка Тайманова на Литераторских мостках", опубликованном на моём канале.
Марк Евгеньевич Тайманов скончался 28 ноября 2016 года. Он был похоронен на Литераторских мостках. В декабре 2019 года на его могиле был открыт памятник работы скульптора Дмитрия Каминкера, отражающий обе ипостаси Тайманова - шахматную, в виде чёрного короля, и музыкальную - клавиши пианино.
Элиасберг Карл Ильич, 28.05(10.06).1907 - 12.02.1978
Дирижёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Выпускник Ленинградской консерватории по классу скрипки. Параллельно учился дирижированию. Его дирижёрский дебют состоялся в Театре музыкальной комедии, в оперетте "Роз-Мари". Ещё до войны стал главным дирижёром Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета. Во время блокады Ленинграда этот оркестр дал около четырёх сотен концертов, в числе которых и историческое исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, состоявшееся 9 августа 1942 года.
Элиасберг вспоминал:
Будучи единственным дирижёром в городе-фронте, я продирижировал:
85 открытых симфонических концертов,
254 радиоконцерта,
54 оперных спектакля и ряд шефских концертов.
Кроме того, оркестр озвучил ряд хроникальных и документальных фильмов.
После войны много записывался с оркестром Ленинградской филармонии, Государственным симфоническим оркестром, симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии. И очень много гастролирует - от Дальнего Востока до Прибалтики. В последние годы жизни Карл Элиасберг был дирижёром при Ленинградском Доме композиторов.
Скончался 12 февраля 1978 года. Тело было кремировано, а урна с прахом до 1992 года хранилась в колумбарии Ленинградского крематория. Там же хранилась и урна с прахом его жены, пианистки Надежды Бронниковой.
Бронникова Надежда Дмитриевна, 1903 - 1981
Пианистка, выпускница Ленинградской консерватории по классу фортепиано (педагог Леонид Николаев).
С 1931 года Надежда Бронникова работала в Ленинградском радиокомитете пианистом-концертмейстером. Выступала в концертах в прямом эфире с разными инструменталистами и певцами. В 1932 году в Радиокомитете был создан симфонический оркестр, главным дирижёром которого назначили Карла Элиасберга, ставшего мужем Надежды Бронниковой - они поженились в 1937-м. В блокаду, в январе 1942 года, супруги в связи с крайним истощением были помещены в стационар, находившийся в гостинице "Астория", где пробыли больше трёх месяцев.
На премьере Седьмой симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года Надежда Бронникова играла в оркестре.
Надежда Дмитриевна ненадолго пережила своего знаменитого супруга. Она умерла в 1981 году, тело её также было кремировано, а урна с прахом хранилась рядом с урной с прахом Элиасберга до 1992 года в колумбарии Ленинградского крематория. В 1991 году друг и ученик Элиасберга дирижёр Юрий Темирканов инициировал перенос урн с прахом Карла Ильича и Надежды Дмитриевны на Литераторские мостки. И ему удалось получить разрешение на это от тогдашнего мэра уже Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, распорядившегося осуществить этот перенос. Тогда же на могиле была установлена гранитная плита работы известного мастера мемориальных досок, архитектора Татьяны Милорадович.
Гаврилин Валерий Александрович, 17.08.1939 - 29.01.1999
Композитор, лауреат Государственной премии СССР, народный артист России.
Валерий в ранние годы попал в детский дом (отец погиб на войне, мать была осуждена по ложному доносу на десять лет лишения свободы), по окончании школы поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. Затем, в 1953 году, смог поступить в Ленинградскую специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории (класс кларнета). В 1958 году поступил а консерваторию, где учился у Георгия Свиридова (тот самый, под чью музыку "Время, вперёд" мы все слушали новости дня (программа "Время")) в 70-80-е годы.
В 1965 году выпустил вокальный цикл "Русская тетрадь", принесший композитору всесоюзную известность и за которую он в 1967 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени Михаила Глинки. Потом были вокально-симфоническая поэма "Военные письма" (1972) на стихи Альбины Шульгиной, вокальный цикл "Немецкая тетрадь" на стихи Генриха Гейне и, наконец, симфония-действо "Перезвоны" (1982) на его собственные слова.
Валерий Гаврилин сочинил музыку к четырём балетам ("Анюта", "Дом у дороги" "Подпоручик Ромашов", "Женитьба Бальзаминова"), трём операм ("Моряк и рябина", "Семейный альбом", "Пещное действо"), а также к нескольким фильмам, и сорока драматическим спектаклям. С его песнями выступали Эдуард Хиль, Людмила Сенчина и многие другие исполнители.
Он был автором музыки к двум десяткам кинофильмов, в числе которых мелодрама "Месяц август" (1971) режиссёра Вадима Михайлова, киноповесть "Деревенская история" (1981) Виталия Каневского, драма Георгия Буркова "Байка" (1987) и другие.
Кстати, фильм "Байка" (1987) - это единственная полнометражная работа Георгия Буркова как режиссёра. А ещё в этой картине состоялся полноценный дебют в главной роли будущей народной артистки России Нины Усатовой.
Валерий Александрович Гаврилин умер от третьего инфаркта 28 января 1999 года в возрасте 59 лет. Он был похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. В 2000 году на его могиле был установлен дубовый крест с глыбой диабаза в основании работы архитектора Владимира Кашина по рисунку Юрия Селиверстова. В 2024 году на 95-м году жизни умерла его вдова Наталья Евгеньевна, прах которой был захоронен в могиле Валерия Гаврилина.
Рядом с крестом можно увидеть камень, на котором высечены ноты песни Валерия Гаврилина "Усмири, усмири мои тревоги, утоли, утоли мои печали..."
Давыдова Софья Осиповна, 1875 -1958
Пианистка-ансамблистка, аккомпаниатор.
Выпускница Петербургской консерватории (класс Анны Есиповой) почти тридцать пять лет была была штатным артистом Концертного бюро Ленинградской филармонии и участником концертов Большого и Малого залов филармонии. Под её аккомпанемент выступали Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Иван Ершов.
А уже в советские времена Софья Давыдова аккомпанировала солистам Государственного академического театра оперы и балета, Большого театра: Владимиру Сливинскому, Николаю Печковскому, Марку Рейзену, гастролёрам из Вены, Праги, Парижа. Кроме того, Софья Осиповна выступала в камерных концертах – с Ильёй Лукашевским, сыграв с ним все сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано в марте 1926 в Малом зале, Мироном Полякиным, Давидом Ойстрахом и другими замечательными исполнителями.
В Ленинградской филармонии четырежды проходили юбилейные вечера в её честь - этого вообще мало кто удостаивался. Последний из этих вечеров - 16 апреля 1956 года - был посвящен ее 80-летию. А через два года Софья Осиповна скончалась и была похоронена рядом с мужем, Александром Михайловичем Давыдовым, на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.
Давыдов Александр Михайлович, 25.03 (08.04).1872 - 28.06.1944
Тенор Мариинского театра, оперный и камерный певец, исполнитель романсов. Заслуженный артист РСФСР.
Настоящее имя Израиль Моисеевич Левенсон. Муж Софьи Давыдовой. Служил в Мариинском театре - дебютировал в партии Германа в опере "Пиковая дама". Но ему пришлось рано оставить сцену - он внезапно оглох и, разумеется, не мог больше петь оперные арии. Но ещё десять лет выступал с концертами, исполняя русские, цыганские и неаполитанские песни и романсы. В 1924 году эмигрировал во Францию, где состоял консультантом по художественной части в Парижском театре Русской оперы, а в 1934 году стал режиссёром оперной труппы Фёдора Шаляпина.
В начале двадцатого века Александр Давыдов записал на грампластинки около четырёхсот произведений. А ещё он был известен не только как исполнитель, но и как автор романсов. Так, его романс "Зачем?" ("Тебя не вырвут у меня") был в репертуаре Анастасии Вяльцевой, Марии Эмской, Николая Большакова. А Вера Марецкая и Сергей Мартинсон исполнили его в фильме Исидора Анненского "Свадьба" (1944).
В 1935 году Давыдов вернулся в Советский Союз, занимался педагогической деятельностью, преподавал в вечерней школе пения при Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова.
Скончался 28 июня 1944 года. Был похоронен на Литераторских мостках. В 1962 году на могиле была установлена гранитная стела работы архитектора Н.Б. Жуковской.
Давыдова Тамара Александровна, 16(29).05.1910 - 25.12.1997
Актриса, мастер художественного слова, Заслуженная артистка РСФСР.
Дочь Александра и Софьи Давыдовых. Во второй половине двадцатых годов прошлого столетия во время учёбы в Студии Акдрамы сыграла несколько ролей на сцене Александринского театра, в том числе Машку в спектакле "Конец Криворыльска" по пьесе Бориса Ромашова. Барышню в "Горе от ума" по Александру Грибоедову и другие. В 1937 стала лауреатом I Всесоюзного конкурса артистов-чтецов, прочитав рассказ Лэнгстона Хьюза "Смиренная Кора". Работала в концертном бюро Ленинградской государственной филармонии (1939-1957), а с 1957 года была солисткой филармонического отдела Ленконцерта. Тамара Давыдова первой в нашей стране - с 1966 года - стала читать со сцены поэзию Марии Цветаевой.
Скончалась 25 декабря 1997 года в возрасте 87 лет. Прах был захоронен в могилу родителей.
Ковалева Галина Александровна, 07.03.1932 - 07.01.1995
Русская советская оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, профессор Ленинградской консерватории. Народная артистка СССР.
Музыкальные критики называли Галину Ковалёву "кубанским соловьём" - из-за её голоса и места, где она родилась. Кстати, в детстве девочка вовсе не собиралась становиться певицой, а хотела стать учительницей - как мама. И окончила педучилище, но однажды кто-то из преподавателей местной консерватории услышал её пение на одном из вечеров самодеятельности и пригласил учиться. Она окончила Саратовскую консерваторию, была приглашена в Саратовский же театр оперы и балета имени Чернышевского, а затем, в 1960 году, перешла в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (нынешняя Мариинка), где и служила до конца жизни - почти полвека.
Галину Ковалёву приглашали работать в Большой театр в Москве, в итальянский "Ла Скала", но её домом был Кировский, где Ковалёва выступала в дуэтах с Николаем Гяуровым, Георгом Отсом, Еленой Образцовой. А любимой её партией была Людмила из оперы Глинки "Руслан и Людмила".
Подробнее о замечательной певице вы можете прочитать в материале "В её голосе звучали серебряные колокольчики... Галину Ковалёву похоронили на Литераторских мостках" на канале "Вдоль по Питерской".
Галина Александровна Ковалёва скончалась седьмого марта 1995 года в возрасте 62 лет. Она была похоронена на Литераторских мостках Волковского православного кладбища. В 2000 году на её могиле была открыта стела из габбро с мозаикой, изображающей занавес Мариинского театра. При этом по обе стороны от стелы (на общей площадке с ней) были сохранены старые памятники - справа мраморный четырёхконечный крест на могиле А.В.Галкиной (1885-1934), слева металлический четырёхконечный крест на могиле Николая Николаевича Степанова. Автором памятника на могиле Галины Ковалёвой был её муж, архитектор Вениамин Фабрицкий, а мастером, создавшем эту мозаику - известный петербургский живописец и монументалист, профессор Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица Василий Гусаров.
Фабрицкий Вениамин Борисович, 31.07.1932 - 17.06.2019
Архитектор, автор проекта Дворца культуры и спорта в пионерском лагере "Орленок" под Туапсе, соавтор монумента Героическому комсомолу на Комсомольской площади в Ленинграде, лауреат Государственной премии России.
Еще в 1975 году Вениамин Фабрицкий предложил передать тогда закрытую военную территорию острова Новая Голландия Центральному военно-морскому музею. Фабрицкий предложил создать на острове многофункциональный культурный деловой центр. И, как мы знаем, пусть не очень скоро, но идея эта была осуществлена.
Вениамин Борисович Фабрицкий скончался 17 июня 2016 года. Его прах был захоронен в могиле жены, под памятником, который он сам и создал.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".
Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.
Если кто-то желает выразить благодарность автору и поддержать канал финансово, то вы можете перевести небольшую сумму на эту карту:
2204 2401 3299 0229, Озон-банк.