Найти в Дзене
Альтернативная история

Французский наследник английского «ромба», Тяжёлый танк Schneider-Renault SRB (Char de Bataille SRB)

Если во время Первой Мировой войны французам удалось создать полновесный бронетанковый шедевр – лёгкий танк Renault FT, то с тяжёлыми танками у французов дело не заладилось. Их вагоноподобные тяжёлые танки Schneider и Saint-Chamond имели отвратительную проходимость, слабую броню и целую россыпь других недостатков. В общем, машины оказались откровенно неудачными. После окончания войны французы решили устранить этот пробел и за основу для своей новой тяжёлой машины выбрали английский «ромб». А работы над новой машиной начал коллектив инженеров из компаний Renault и Schneider. Влияние английских танков Mark V и Mark V* было очевидным. «Ромбовидная» схема с охватывающими корпус гусеницами обеспечивала отличную проходимость по пересечённой местности, что было критически важно для преодоления траншей и воронок, характерных для полей сражений тех лет. В 1920 году компании Renault и Schneider, имевшие опыт в танкостроении, получили заказ на разработку нового тяжёлого танка, получившего обознач
Оглавление

Если во время Первой Мировой войны французам удалось создать полновесный бронетанковый шедевр – лёгкий танк Renault FT, то с тяжёлыми танками у французов дело не заладилось. Их вагоноподобные тяжёлые танки Schneider и Saint-Chamond имели отвратительную проходимость, слабую броню и целую россыпь других недостатков. В общем, машины оказались откровенно неудачными.

После окончания войны французы решили устранить этот пробел и за основу для своей новой тяжёлой машины выбрали английский «ромб». А работы над новой машиной начал коллектив инженеров из компаний Renault и Schneider.

Танки реальные и альтернативные | Альтернативная история | Дзен

История создания

Влияние английских танков Mark V и Mark V* было очевидным. «Ромбовидная» схема с охватывающими корпус гусеницами обеспечивала отличную проходимость по пересечённой местности, что было критически важно для преодоления траншей и воронок, характерных для полей сражений тех лет.

В 1920 году компании Renault и Schneider, имевшие опыт в танкостроении, получили заказ на разработку нового тяжёлого танка, получившего обозначение Char de Bataille SRB (Schneider-Renault Blindé). Целью было создание машины, сочетающей в себе лучшие черты английской ромбовидной схемы и французского танкостроения, устранив при этом недостатки предшествующих моделей. Работа над проектом велась в тесном сотрудничестве между инженерами обеих компаний, стремящихся создать прорывной танк, способный стать основой французских танковых сил. Заимствование компоновочных решений у английских танков, в сочетании с передовыми французскими разработками в области двигателестроения и броневой защиты, дало надежду на создание действительно мощной и эффективной боевой машины. Разработка SRB стала важным шагом в развитии французского танкостроения в межвоенный период.

Конструкция

Корпус

Конструкция корпуса Char de Bataille SRB во многом повторяла ромбовидную форму английских танков. Корпус имел коробчатую форму, правда несколько иную чем у английского оригинала. Броневые листы соединялись между собой при помощи клёпки. Толщина брони варьировалась в зависимости от участка корпуса, но самая толстая была в передней части и составляла 30-мм. Казалось бы, мало, но для 20-х годов, когда противотанковой артиллерии не было как таковой, она соответствовала стандартам защиты того времени.

Слева, в передней части корпуса располагалось место механика-водителя. Справа, в передней части располагалось основное оружие танка — 47-мм морская пушка mle 1902. В кормовой части корпуса размещался двигатель и трансмиссия.

Экипаж в танк попадал через бронедверцу сбоку корпуса, там где у английских танков находились спонсоны.

-2

Таким образом общая форма корпуса была направлена на обеспечение максимальной проходимости и защиты от огня противника.

Подвеска

Подвеска танка SRB была разработана с учетом требований к высокой проходимости и плавности хода. Она состояла из тележек на листовых рессорах. По каждому борту размещалось по 14 опорных колес малого диаметра. Также по две поддерживающих катки находились в верхней части корпуса. Ведущая звездочка располагалась в передней части танка, а ленивец — сзади. Подвеска располагалась по всей бортовой площади, напоминая конструкцию подвески английских танков Mark IV. Компания Schneider решила использовать цельнометаллические гусеницы, вдохновлённые Renault FT.

Вооружение

Одним из первых значимых различий между SRB и другими проектами стало вооружение. У конкурентов основным вооружением была короткоствольная 75-мм гаубица. Schneider же сделал ставку на более высокую начальную скорость снаряда — 750 м/с, установив 47-мм морскую пушку mle 1902. Ранее это орудие использовалось на торпедных катерах. Скорострельность пушки составляла 15 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд Obus de rupture acier mle 1911 G при угле 30° мог пробить броню толщиной 40 мм на дистанции 500 м и 30 мм на дистанции 1 км. Установка позволяла лишь вертикальное наведение. Наведение в горизонтальной плоскости происходило путём поворота корпуса всего танка.

Также на танка предполагалось и дополнительное вооружение в башне. Башня была литой и располагалась в средине корпуса. Она вооружалась двумя пулемётами Hotchkiss mle 1914 калибра 8×50 мм Lebel.

Двигатель

Char de Bataille SRB оснащался мощным бензиновым 6-цилиндровым двигателем, разработанным компанией Renault. Двигатель при 1500 оборотах выдавал мощность в 180 л. с., что обеспечивал достаточно тяжёлому, весом в 19 тонн танку, достаточную скорость и маневренность для 20-х годов. Так максимальная скорость машины составляла 18 км/час.

Топливные баки объёмом 370 литров обеспечивали танку запас хода в 125 км

Трансмиссия

Трансмиссия располагалась в задней части танка и считалась самой продвинутой среди аналогов. Она была оснащена гидростатической системой Naeder. Благодаря ей обеспечивалось точное и практически нейтральное управление корпусом для наведения корпусной пушки. Принцип действия заключался в использовании движения двигателя для перемещения машинного масла: масло всасывалось внутрь или выпускалось наружу. Это позволяло осуществлять разворот корпуса медленнее и точнее.

История испытаний

Прототип SRB проходил испытания вместе с другими тремя образцами. Мероприятия проводились в Рюэле с мая 1924 года по март 1925 года. К танку SRB также добавили артиллерийский прицеп собственной разработки, весивший одну тонну и способный выдержать 800 литров топлива или вместить восемь человек.

-3

На испытаниях Schneider показал себя лучше конкурентов. Внутренняя компоновка оказалась удобнее для механика-водителя по сравнению с танками FCM и Saint-Chamond. Гусеницы машины также получили высокую оценку: цельнометаллические траки оказались более износостойкими, чем траки с деревянными накладками у прочих прототипов. Не обошли стороной и систему Naeder, которой отдали должное как наиболее эффективному средству точного наведения корпуса, значительно превосходящему планетарную передачу, применявшуюся на SRA.

Влияние танка на последующие проекты

Char de Bataille SRB оказал заметное влияние на будущий Char B1.

Char B1 унаследовал от SRB цельнометаллические гусеницы и систему Naeder. Кроме того, второй и третий прототипы B1, разработанные в начале 1930-х, были вооружены той же 47-мм морской пушкой mle 1902, которая устанавливалась исключительно на прототип Schneider.4.

Недостатки

Несмотря на новаторские решения и стремление создать мощный и эффективный танк, Char de Bataille SRB не был лишен ряда серьезных недостатков, которые в конечном итоге предопределили его судьбу.

Большие размеры и масса: Танк был достаточно крупным и тяжелым, что затрудняло транспортировку и обслуживание. Большая масса также негативно сказывалась на маневренности и скорости.

Слабая броневая защита: Толщина брони была недостаточной для защиты от современных противотанковых средств. Если лобовая броня ещё справлялась со снарядами калибра до 45-мм, то сбоку танк был полностью уязвим к огню противника, что ставило под угрозу экипаж и боеспособность машины.

Кроме этого, в ходе испытаний были выявлены проблемы с надежностью двигателя, трансмиссии и других узлов и агрегатов. Поломки и отказы происходили постоянно.

В целом, Char de Bataille SRB оказался слишком сложным и дорогим в производстве и эксплуатации. Его недостатки перевесили достоинства, что и привело к отказу от его серийного производства. Несмотря на это, опыт, полученный при разработке SRB, был использован при создании последующих моделей французских танков.

-4
-5

Технические характеристики Char de Bataille SRB:

  • Размеры (Д x Ш x В) – 6,00 х 2,50 х 2,38 м,
  • Дорожный просвет – 0,41 м,
  • Масса – 19 000 кг,
  • Двигатель – Шестицилиндровый бензиновый Renault мощностью 180 л.с. при 1500 об/мин,
  • Максимальная скорость – 18 км/ч,
  • Удельная мощность (в л.с./т) – 9,
  • Объём топливных баков – 370 литров,
  • Запас хода – 125 км,
  • Подвеска – Листовые рессоры,
  • Экипаж – 3 человека (командир/стрелок башни, водитель/стрелок, заряжающий),
  • Вооружение; 1х47-мм пушка mle 1902, установленная на корпусе, 2х8-мм пулемета Hotchkiss mle 1914,
  • Броня – 30 мм в лобовой части.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Наследство генерала Эстьена. История создания и производства французского танка Char B1 bis - Альтернативная История
Французский тяжелый танк АRL-44 – так и не успевший на войну. - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/franczuzskij-naslednik-anglijskogo-romba-tyazhyolyj-tank-schneider-renault-srb-char-de-bataille-srb/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉