Найти в Дзене

Прогулка по осеннему Павловску

Оглавление

Пошуршать опавшими листьями, подышать свежим воздухом, при этом насладиться архитектурой — это все Павловск, одно из лучших мест для осенней прогулки.

О великолепном парке вы наверняка знаете, и бывали там. Мы пойдем другим путем.

А начнем мы с Витебского вокзала в Петербурге. Отсюда отправляются поезда к цели нашего путешествия. Да, друзья, лишний раз им полюбоваться — не грех.

Витебский вокзал
Витебский вокзал

Парадная лестница:

-2

Бывший ресторан для пассажиров 1 класса:

Лестница на второй этаж, к месту посадки — как струящаяся лента:

-4

Дебаркадер:

-5

Именно это место мы знаем по множеству фильмов. Что тут только не снимали: от «Анны Карениной» до «Шерлока Холмса».

-6

А еще здесь как ни на одном другом вокзале — тот самый запах железной дороги. Так и тянет купить билет и уехать куда глаза глядят)

-7

Однако цель — это Павловск. Вообще, вокзалы у нас сегодня занимают особое место. Напомню, что путь на электричке от Витебского занимает 37 минут.

Павловский вокзал (новый)

Павловск встретил дождем:

-8

Но вот проходит 15 минут, и на небе, о чудо, появляется радуга.

-9

Хороший знак)

Для начала — осмотримся вокруг. Напротив — центральные ворота в парк:

-10

Здание вокзала:

-11

Колоннада с обеих сторон:

-12

Внутри:

-13

Погода «разыгралась». И не поверишь, что недавно был дождь.

Вид со стороны:

-14

Это здание в стиле сталинского неоклассицизма появилось только в 1955 году. Поэтому я называю его новым. А как же легендарный «музыкальный» вокзал в Павловске? Он был совсем в другом месте, скоро мы до него доберемся, обо всем расскажу.

Сейчас идем вперед, по Садовой улице. Через 200 метров, на углу со Слуцкой — старая водонапорная башня.

-15

Тоже построена после войны, в 1946 году.

-16

Обратная перспектива:

-17

Дальше — целый ансамбль между Слуцкой и Детскосельской улицей.

Перед нами — дом для железнодорожников:

-18

Три стыка фасадов оформлены широкими, чуть заглубленными башнями.

Детскосельская, 1
Детскосельская, 1

С другой стороны:

-20

Ах, какой изгиб:

-21

Дом №3 (сейчас в нем общежитие Института кино и телевидения):

-22

Перспектива Детскосельской улицы:

-23

Переберемся на Садовую.

-24

Вид изнутри зеленого пространства между двумя улицами:

-25

Вот мы и на Садовой.

-26

Через 300 метров, чуть в стороне от дороги — павловский модерн. Да, он здесь есть! Всего несколько образцов, но все же.

-27

Встречайте: вилла «Миранда». Проект Александра Кенеля, 1907 год:

-28

Вилла «Миранда»

Построена как дача господина Штейна. По поводу него есть две версии. Первая гласит, что это некий И.Б. Штейн — инженер, совладелец строительной компании. По второй, это С.В. фон Штейн, управляющий Государственной сберкассой. Именно он жил в Павловске, поэтому склоняюсь к этому варианту.

Как бы то ни было, за особняком закрепилось название «вилла Миранда». Появилось оно уже после революции. Скорее всего, это было связано с планами времен НЭПа открыть тут казино — название соответствовало подобной затее. Но НЭП закончился быстро, про идею с казино забыли, а название осталось и прижилось.

Рассмотрим ее со всех сторон.

-29

Вход:

-30

Какой модерн без совы:

-31

Каких только учреждений здесь не было, сейчас это частный детский сад семьи Шостаковичей.

Сад рядом тоже называется «Миранда».

-32

На его территории — Купальный пруд, в советские годы известный как «Керосинка» из-за того, что на его берегу находились склады горюче-смазочных материалов.

-33

Золото и лазурь как на картинах «передвижников»:

-34

Где, как не здесь, устроить фейерверк из золотых листьев.

-35

Огибаем пруд.

-36

Возвращаемся на Садовую.

Впереди — Николаевские ворота.

-37

«Подарены» Николаем I его матери Марии Федоровне. Императрица назвала их в честь сына.

Вечером:

-38

Справа от ворот начинается сквер имени Зеленовой с памятником в центре.

-39

Об этой замечательной женщине много написано.

-40

Анна Ивановна Зеленова — искусствовед, литературовед, а главное, директор Паловского дворца-музея на протяжении почти 40 лет. Она возглавила его еще в августе 1941. На ней была эвакуация и сохранение наиболее ценной части музейных фондов. А после войны — восстановление прекрасного ансамбля, жестоко пострадавшего во время оккупации. Точнее, работы начались уже в 1944 году, как только врага вымели с ленинградской земли.

Это был подвиг. Несколько десятилетий реставрации, чтобы мы могли снова любоваться чудом Павловска.

Поклон вам, Анна Ивановна...

-41

Рядом со сквером — бывшие конюшни Образцового кавалерийского полка, давно ставшие жильем.

-42

Во дворе:

-43

Привет от местного жителя:

-44

Выходим из двора, и здесь обращу ваше внимание на противоположную сторону, где еще один вход в Павловский парк. Фото изнутри:

-45

Углубляться мы не будем, но пройти мимо никак нельзя. По оси именно этой аллеи парка когда-то находился старый вокзал. Тот самый, слава о котором гремела на весь Петербург, да что там, на всю Империю.

«Музыкальный» вокзал

В 1837 году, когда построили первую в стране Царскосельскую железную дорогу, то ее ветку проложили прямо через парк.

«Отец» этого предприятия Франц Антон фон Герстнер думал о рентабельности железной дороги, и чтобы вызвать желание посещать пригороды, инженер решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы с буфетом и рестораном для отдыха после прогулок в парках.

Воплотил идею зодчий №1 Николаевской эпохи Андрей Иванович Штакеншнейдер. У конечной остановки железной дороги помимо означенных заведений соорудили музыкальный зал. Концерты для публики и вход в парк были бесплатными.

-46

К слову, изначально «воксалами» называли общественные места, где проходили  балы, концерты и маскарады, по аналогии с общественным садом Vauxhall в пригороде Лондона. Но благодаря Павловскому вокзалу название прочно закрепилось именно за железной дорогой.

-47

Администрация ее стала приглашать для выступлений известных дирижеров, исполнителей, вокалистов. Бесплатные благотворительные вечера привлекали многих дачников разных сословий.

Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра под управлением «короля вальсов» Иоганна Штрауса-младшего. Его выступления продолжались с небольшими перерывами в течение 16 лет.

Фото 1910-х гг. Вид зрительного зала в помещении вокзала
Фото 1910-х гг. Вид зрительного зала в помещении вокзала

А 20 лет спустя построили еще и Летний театр на 1 000 мест по проекту Николая Леонтьевича Бенуа. Со временем он превратился в филиал Александринского театра. В Павловске выступали все легенды русской сцены от Марии Савиной до Веры Комиссаржевской.

-49

После постройки новой железнодорожной станции Павловск II тупиковая ветка дороги в парке оказалась ненужной. Тогда при «Музыкальном» вокзале соорудили Скейтинг-ринг для катания на роликовых коньках, устроили площадки для лаун-тениса и других развлечений.

И вокзал, и Летний театр сгорели в 1930-е годы. Окончательно все стерто с лица земли в Великую отечественную. Пути давно разобраны.

Ныне посреди поляны на том месте установлен памятный знак – валун с надписью.

-50

источник

Вот такая история...

А маэстро Штрауса мы еще встретим!

Пока же двигаемся дальше. Подходим к Госпитальной улице. За ней виден целый комплекс. На переднем плане — остатки бывшего Докторского дома.

-51

Он относился к храму Святой Марии Магдалины — главному в Павловске.

-52

Храм во имя святой Марии Магдалины

Проект Джакомо Кваренги, 1784 год.

-53

Особым попечением храм пользовался со стороны жены Павла I, Марии Федоровны. Примечательно, что запрестольное паникадило из янтаря и слоновой кости было выточено руками самой императрицы.

У северной стены храма в 1821 году захоронен воспитатель их сына Александра — Николай Загряжский. Внутри же — памятники Никите Панину и Александру Куракину, очень значимым людям в жизни императора Павла I.

Памятник князю Куракину с надписью от императрицы Марии Федоровны
Памятник князю Куракину с надписью от императрицы Марии Федоровны

После революции здесь размещалась сначала обувная фабрика, затем артель «Точмех» и, наконец, фабрика игрушек. Трещины в стенах от механической вибрации, сгнившие перекрытия, повсюду грибок — наследие этих товарищей после 1991 года.

Только в 2000 началась реставрация, теперь, слава Богу, следов от прежних обитателей не осталось.

-55

Я не зря назвал это место комплексом. При храме в разное время были построены придворный Мариинский госпиталь и в 20 метрах — богадельня князей Куракиных для инвалидов-участников Отечественной войны 1812 года. В советские годы — Дом пионеров, сейчас Дом детского творчества.

-56

Зайдем внутрь.

-57

В каждом углу — печь:

-58

А это работы местных ребят:

-59

От храмовой усадьбы идем направо, вступая в парк Мариенталь. Через 300 метров — над прудом раскинулся Горбатый мост.

-60

Вид налево:

-61

Вид направо:

-62

Конечно, вы его заметили.

Замок БИП

По-разному его называют. То крепость, то замок. То Мариенталь, то Бастион императора Павла (сокращенно БИП). К слову, есть еще одно, неофициальное — «Большая игрушка Павла». Не будем углубляться в этимологию, а посмотрим на это чудо.

-63

Сначала над ним работал Чарльз Камерон, и это был «дачный» дворец цесаревича Павла и Марии Федоровны. Затем, уже будучи императором, владелец перестраивает его в более строгий вариант готической крепости по проекту Винченцо Бренна.

-64

Вечером:

-65

При Павле I в Мариентале исполняли гарнизонную службу в соответствии с воинским уставом того времени и каждый день, «по пробитии зари», поднимали мосты.

Солдатские казармы занимали казематы замка, здесь же находились конюшни. На первом этаже устроили офицерские квартиры. Второй этаж был парадным – там селили гостей августейших владельцев.

В последующие годы в БИПе друг друга сменяли различные училища под патронажем Марии Федоровны, наконец, обосновалось Дворцовое ведомство.

Во время Великой отечественной замок ужасно пострадал от артобстрелов и пожара. Около полувека (!) он оставался бесхозным.

Фото 1996 года
Фото 1996 года

До того момента, пока его не выкупили в частные руки. Ресторатор и меценат Сергей Гутцайт вернул «Большую игрушку Павла» к жизни.

Перейдем Горбатый мост и поднимемся по тропинке чуть выше.

-67

На пригорке напротив замка — еще один шедевр старого Павловска.

-68

Модерн 1911 года рождения. Это Павловская городская электростанция, контора и машинный зал. В таких случаях я долго поверить не могу. Здание сугубо утилитарного назначения, при этом не каменная коробка, а воплощенное изящество. Проект Карла Карловича Шмидта, одного из мэтров стиля модерн.

Буквально в прошлом году здание отреставрировано. Тоже заслуга Сергея Гутцайта.

Фото после заката:

-69

Вернемся назад и зайдем в БИП. Для этого снова переходим Горбатый мост, только в обратном направлении, и поднимаемся на возвышение. Вид оттуда:

-70

Огибаем долину замка через парк:

-71

Переходим Бертонов мост:

-72

И идем по Елизаветинской улице:

-73

Через 100 метров — вход на территорию, теперь это гостиничный комплекс.

Подходим ближе:

-74

Прямо к воротам:

-75

Внутри:

-76

От замка тем же самым путем вернемся на Садовую улицу, мимо храмового комплекса. Двигаемся вперед.

Бывшая оранжерея Дворцового садоводства:

-77

И вот уже показывается «сердце» города, ансамбль Дворца.

-78

Справа — Мариентальский пруд, на том берегу — обелиск в честь основания Павловска:

-79

Переходим Большой Каменный мост.

-80

Но прежде чем приблизиться к дворцовым павильонам, спустимся вниз, к пруду.

-81

Ближе:

-82

Прогуляйтесь немного вдоль пруда. Уверяю вас, друзья, это того стоит.

-83

Этим зрелищем я был заворожен. Вид на мост:

-84

Смеркается...

Возвращаемся обратно на Садовую. Следующие фотографии — после заката.

Павильон Трех граций:

-85

Церковный флигель, где сейчас главный вход:

-86

Идем вперед.

Через 100 метров, в «зеленом треугольнике» между Садовой и Звериницкой улицей — памятник Иоганну Штраусу. Я обещал, что мы его еще встретим!

-87

Летняя фотография:

-88

«Живут лишь в России!» — пишет Штраус из Павловска. Эмоциональность композитора вполне понятна, ведь именно здесь он встретил свою единственную любовь — Ольгу Смирнитскую.

Чувства Штрауса не были безответными, но чопорная семья девушки запретила ей выходить замуж за музыканта.

Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская
Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская

Газета «Голос» в 1872 публикует его прощальное обращение, которое заканчивается словами: «Приятное воспоминание останется неизгладимо в моем сердце. Итак, принося вам мое благодарственное приветствие, да позволено утешать себя надеждою, что и обо мне сохранится в петербургской публике благосклонное внимание. Иоганн Штраус».

Помним, маэстро!

За памятником музыканту, в глубине этого участка — нечто удивительное.

Дом Барышниковых

Или просто «дом с ангелом». В 1909 году инженер-архитектор Александр Александрович Барышников строит его для своих кузенов, Петра и Павла, поделивших дом пополам.

Фото тех лет:

-90

Теперь дом за забором, ждет нового хозяина.

-91

Ангел на фасаде:

-92

Когда в 1916 Барышниковы продали дом, то новый владелец, господин Мандель захотел сбить ангела, но не получил на это разрешение Великого князя Иоанна Константиновича, последнего управляющего Павловском. По счастливой случайности ангел сохранился и в дальнейшем. Верю, что с домом все будет хорошо — ангел хранит.

На этом мы и остановимся.

До встречи и хороших вам прогулок!

P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую авторские экскурсии.