Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Тайны шедевров: что спрятал в своих картинах Караваджо?

Оглавление

Итальянский художник Миккеланджело Меризи да Караваджо был одним из реформаторов европейской живописи. Пугающий реализм, лаконизм, кьяроскуро (резкий контраст света и тени), отказ от предварительных эскизов и другие уникальные для того времени особенности техники поставили его в ряд крупнейших мастеров барокко. Некоторые картины Караваджо по сей день ставят в тупик исследователей и хранят нераскрытые тайны. Ну а мы поговорим о тех его работах, чьи секреты все-таки были раскрыты, и узнаем, что зашифровал мастер.

«Лютнист» (ок. 1595)

Картина существует в трех версиях, которые находятся в Эрмитаже, Метрополитен-музее Нью-Йорка и в английской усадьбе Бадминтон-хаус. На сегодня первой считается та версия, которая выставлена в Нью-Йорке.

Картину Караваджо написал для своего покровителя кардинала Франческо дель Монте и считал ее одним из своих лучших произведений. Долгое время верили, что на ней изображена женщина, поэтому ее экспонировали под названием «Лютнистка». Но позже эксперты сошлись на том, что это все-таки мужчина.

Во-первых, перед музыкантом лежат ноты с басовой вокальной партией мадригала. К тому же лютня в те время считалась мужским инструментом. Вероятно, для Караваджо позировал его друг, художник Марио Миннити. Также выдвигались версии, что на полотне написан кастрат или даже андрогин. Миф об андрогине был весьма популярен в античности, а Караваджо регулярно обращался к античным сюжетам в своем творчестве. Впрочем, все это лишь догадки.

Но самая интересная часть полотна – даже не музыкант, а сосуд с цветами и плоды сбоку от него. В те времена среди художников был популярен символизм, и каждый объект картины нес зашифрованный смысл. В случае с «Лютнистом» – в основном, религиозный. Так, цветок ирис символизирует явление Христа в земном мире, роза – страсти Христовы (часто Иисуса изображали в венце из роз), жасмин – символ любви и вспепрощения. Похожие тайные акценты содержат и другие цветы и плоды.

«Успение Девы Марии» / «Смерть Марии» (начало XVII века)

Картина была заказана папским адвокатом Черубини для церкви Санта-Мария-делла-Скала в Риме. Сюжет отличается серьезностью и фотографическим натурализмом. Персонажи изображены почти в натуральную величину, Мария лежит с откинутой головой и в простом красном уборе, ее окружают апостолы и Мария Магдалина.

-2

Картина вызвала отрицательную реакцию. Например, придворный врач папы Урбана VIII Джулио Манчини решил, что Караваджо использовал в качестве модели для Девы Марии женщину легкого поведения, утонувшую в Тибре, или свою любовницу. Этого нельзя исключать: художник вел довольно разгульный образ жизни, пренебрегал моралью, дебоширил и вообще был завсегдатаем публичным домов Рима.

Другие критики сочли неуместной позу Богородицы. В общем, церковь отказалась принять картину и передала заказ на нее другому художнику – Карло Сарачени. А вот художник Рубенс счел «Смерть Марии» одной из лучших работ Караваджо. Именно по его совету картину купил герцог Гонзаго.

Как и в «Лютнисте», Караваджо зашифровал в «Смерти Марии» немало тайных отсылок и символов. Например, откинутая перпендикулярно левая рука Богородицы может намекать на связь с распятием Христа на кресте, а прижатая к боку правая рука, возможно, отсылает к ране от копья. Также интересны подчеркнуто босые ноги Марии. Караваджо написал их неспроста: картина ведь предназначалась для кармелитской церкви, а одним из орденов данного братства был «Орден босых кармелитов».

Много символов может содержать и большой красный занавес: это и «багряница», в которую римские воины издевательски нарядили Христа, и цвет пролитой им крови, и намек на его царственное происхождение.

«Вакх» (ок. 1596)

Следующая интригующая работа Караваджо называется «Вакх». Название отсылает к античной мифологии и конкретно к богу Дионису (Вакху, Бахусу), покровителю виноделия, производительных сил природы и театра. Полотно изображает молодого юношу (кстати, тоже достаточно андрогинного) в пышном венке, в руке у него чаша с вином, вокруг разложены дары природы.

-3

Интересно, что картина долгое время оставалась неизвестной, лишь в 1917 году ее обнаружили в запасниках галереи Уффици во Флоренции. Вероятно, Караваджо написал ее также для кардинала Франческо дель Монте, известного своей любовью к античным сюжетам.

Обратим внимание на фрукты: айва, виноград, гранат, яблоки. Многие из них находятся в подгнившем, полуиспорченном состоянии, подточены гусеницами. Критики усматривают в этом намек на бренность существования и мирской суеты. Сам Вакх олицетворяет не божественное, а скорее земное, чувственное начало. Это не столько бог, сколько полупьяный юноша, томно взирающий прямо на зрителя из-под полуопущенных век.

Если присмотреться, можно различить грязь под его ногтями, тоже совсем не божественную. Почему художник ее написал, ведь легко можно было убрать эту деталь? Вероятно, это еще один намек на отказ от идеализации античного бога и на обращение к реализму.

«Медуза» (1597–1598)

Пожалуй, самая жуткая картина Караваджо «Медуза» была написана в двух вариантах на холсте, предназначенном для натягивания на деревянный парадный щит. Более известен второй вариант картины: он находится в галерее Уффици. А второй – в частной коллекции, и его подлинность пока не установлена.

-4

Произведение отсылает к античному мифу о Горгоне Медузе, обезглавленной Персеем. Необычно, что Караваджо написал не самого Персея, как в большинстве сюжетов на эту тему, а только голову его жертвы. Картину заказал уже хорошо известный нам кардинал дель Монте для подношения в дар тосканскому герцогу Фердинанду I Медичи. По задумке, она символизирует победу семейства Медичи над своими врагами.

Лицо Горгоны искажено смертельным ужасом, вокруг него извиваются змеи, заменявшие Горгоне волосы. Хотя голова отсечена, она еще живет, это уникальный момент за секунду до полного конца. Интересно еще и вот что: моделью для Горгоны художнику послужил он же сам. Написав свое лицо, Караваджо как бы объявил себя неуязвимым к ее смертельному взгляду.

Технически работа очень сложна, ведь изображение должно было помещаться на не плоской поверхности, а на выпуклом щите. Караваджо справился с задачей блестяще, используя свою знаменитую технику тенебризма (сочетания света и тени), и создал фактически трехмерное изображение. Если обходить вокруг картины, может даже показаться, будто змеи на голове Горгоны живые и шевелятся.

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: