Найти в Дзене
Коловоз

Уния в Трансильвании

По итогам Карловацкого мира 1699 г. Семиградье стало частью Дунайской монархии. Разрозненные владения австрийской ветви дома Габсбургов стали консолидироваться в единое государство, которое все чаще стало восприниматься уже не как доминион правителей Священной Римской империи, а как новосозданное территориальное государство, Австрийская империя. После пресечения в 1700 г. испанской ветви Габсбургов разразилась Война за Испанское наследство (1700-1713), по итогам которой австрийской ветви отошли Южные Нидерланды (нынешняя Бельгия) и Ломбардия. Император Леопольд I (1658-1705), человек невеликих талантов, довольно трусливо сбежавший из Вены в 1683г., но упрямый, методичный и умеющий подбирать толковых людей, внезапно стал создателем великой европейской державы. Австрийские кайзеры - они же императоры римские, короли германские, венгерские, чешские и хорватские стремились объединить империю. И главным инструментом такого объединения они по-средневековому видели единую церковь - католическ

По итогам Карловацкого мира 1699 г. Семиградье стало частью Дунайской монархии. Разрозненные владения австрийской ветви дома Габсбургов стали консолидироваться в единое государство, которое все чаще стало восприниматься уже не как доминион правителей Священной Римской империи, а как новосозданное территориальное государство, Австрийская империя.

После пресечения в 1700 г. испанской ветви Габсбургов разразилась Война за Испанское наследство (1700-1713), по итогам которой австрийской ветви отошли Южные Нидерланды (нынешняя Бельгия) и Ломбардия. Император Леопольд I (1658-1705), человек невеликих талантов, довольно трусливо сбежавший из Вены в 1683г., но упрямый, методичный и умеющий подбирать толковых людей, внезапно стал создателем великой европейской державы.

Австрийские кайзеры - они же императоры римские, короли германские, венгерские, чешские и хорватские стремились объединить империю. И главным инструментом такого объединения они по-средневековому видели единую церковь - католическую. В Трансильвании между тем за время бурных событий XVII в. большинством стали православные валахи, активно переселявшиеся по горным пастбищам с Балкан.

Карат влашских миграций в Средние века и Раннее Новое время.
Карат влашских миграций в Средние века и Раннее Новое время.

В 1595 г. из общей численности населения Семиградского княжества в 670 тыс. человек 52,2 % были венграми (включая секкев), 28,4 % являлись валахами, 18,8 % - немцами. Правда, это пик доли венгров и немцев после массированных миграций в Трансильванию и присоединенные к ней земли из захваченных турками центральных и южных районов Венгерского королевства. В 1720 г. из общей численности населения в 806 тыс., 49,6 % были валахами (число которых удвоилось - с 200 до 400 тыс.), 37,2 % - венгры (которые все это время колебались в районе 340 тыс.), 12,4 % - немцами (сокращение со 127 до 100 тыс.). При этом православное крестьянство Ардэала основным своим угнетателем видело мадьярское дворянство, которое здесь было сплошь протестантским, а потому враждебности к католикам у них было меньше.

Сразу после завоевания Трансильвании Габсбургами в 1687 г. румынский монах из Альба-Юлии Атанасиу Ангел начал переговоры об объединении с Римским престолом. В 1697 г. он отправился в Тырговиште на встречу с митрополитом Унгро-Влашским Досифеем, который дал Афанасию негативную оценку. Досифей, известный своей антикатолической издательской деятельностью устроил Афасанию экзамен и назвал того «плохим человеком, чьё сердце не созвучно с Богом», однако рукоположил его в епископы Альба-Юлии.

Атанасие Ангел
Атанасие Ангел

Новый епископ подписал Акт об унии 1698 г., официально оформленный синодом епископов 4 сентября 1700 г. Вступая в унию, Атанасие и другие епископы вместе со своими епархиями признали верховную власть Папы, одновременно получив право сохранять греко-византийский литургический обряд. Диплом, выданный императором Леопольдом I в 1701 г. провозгласил, что Румынская Православная Церковь Трансильвании едина с Римо-Католической Церковью, сохраняя при этом византийский обряд при условии принятия четырёх доктринальных положений, провозглашённых Флорентийским собором (1440): верховенство папы над всей церковью; существование чистилища; Филиокве; и законность использования опресноков при совершении Евхаристии в Латинской Церкви (православные утверждали, что использование опресноков латинскими католиками ошибочно).
Это событие совпало с прибытием в Трансильванию иезуитов.

Миклош Барбаш. Румынская фамилия отправляется на рынок.
Миклош Барбаш. Румынская фамилия отправляется на рынок.

Политика обращения в римо- либо греко-католицизм была успешна в отношении тех групп влахов, которые расселились на территорию современных Украины, Словакии и Чехии. Однако в Трансильвании, где существовало устоявшееся романоязычное православное общество, возникло серьезное сопротивление.

Влахи в Татрах, 1877 г.
Влахи в Татрах, 1877 г.

В ответ на унию сразу сформировалось румынское православное движение, выступавшее за свободу вероисповедания для всего населения Трансильвании. Часть из них поддержала восстание протестанта Ференца Ракоци в Подкарпатье в 1703-1711 гг.

С другой стороны, православные румыны получили поддержку от сербов, переселившихся во владения Габсбургов из Косово во время великой Турецкой войны, и их Карловацкой митрополии. Сербы, бежавшие с Косово на отвоеванные Габсбургами у Османов в Великую войну земли, получили привилегированный статус граничар - наподобие секеев или, на наши реалии, казаков. И, наряду с венграми и хорватами, активно пополняли австрийские гусарские полки. К ним же подверстали сербов, укрывшихся в автономной Трансильвании после Банатского восстания 1594 г.

Сербы в XVIII в. были лояльны Габсбургам, но твердо защищали своё право на исповедание православия, и стремились распространить его на румын и русинов. Наиболее заметными было движение, возглавляемое Висарионом Сараем, Николае Опря Миклэушем и Софронием Криловичем из Чоары.

Святые Румынской Православной Церкви Висарион Сарай, Николае Опря Миклэушу и Софроний из Чоары.
Святые Румынской Православной Церкви Висарион Сарай, Николае Опря Миклэушу и Софроний из Чоары.

Виссарион родился в 1714 г. в деревне Майдан в Боснии, в крещении принял имя Николай. Его родителей звали Максим и Мария, и во время войны 1715-17 гг. они переехали во владения Габсбургов, в Костайницу (на территории современной Хорватии). В 1741 г., вскоре после пострижения в монахи, он был отправлен сербским митрополитом Карловацким Арсение IV Йовановичем Шакабентом в румынские земли, поскольку хорошо знал румынский язык (по некоторым сведениям он был из балканских влахов).

1 января 1742 г. Виссарион начал проповедь против унии в монастыре Ходог-Бодрог у банатского города Липова. Однако в 1744 г. он вместе с тремя аромунскими купцами из Албании (Димо Нино, Георгий Никола и Гаврило Бистро), был арестован под Сибиу по приказу губернатора Чернина. Униатский епископ Иннокентий возражал против применения насилия, но был отозван в Вену. В ответ начались волнения крестьян в защиту православия.

Сибиу (Германштадт) в 1750 г.
Сибиу (Германштадт) в 1750 г.

Как раз шла Война за Австрийское наследство (1740-49), Мария-Терезия (1717-1780), дочерь императора Карла VI Габсбурга (1711-1740), желала взойти на трон вместе со своим мужем Францем Стефаном Лотарингским (1708-1765), а ей противостоял баварский курфюрст Карл, поддержанный Францией короля Людовика VI. Франц Стефан был внуком того самого герцога Карла Лотарингского, который вместе в Яном Собесским остановил турок у Вены в 1683 г. Потомки лотарингского герцога и последней представительницы дома, происходившего из Эльзаса, начиная с кайзера Йозефа II стали известны как Габсбург-Лотарингены (включая и его родную сестру Марию-Антуанетту). Сербские гусарские полки были для Вены важны больше, чем когда либо, и в 1746 г. Мария-Терезия разрешила желающим остаться в православии. В 1750 г. в Трансильвании (с Банатом, Кришаной и Марамурешем) было зарегистрировано 543 657 униатов и 25 165 православных.

-8

Продолжение навязывания унии привело к новому восстанию. Иеромонах Софроний из Чоары в Банате 6 октября 1759 г. обратился к румынам Брада в Хунедоаре, сообщив им, что указ императрицы о веротерпимости 1746 г. позволяет населению Трансильвании свободно выбирать между православием и унией с Римо-католической церковью. Власти Вены были обеспокоены многочисленными конфликтами, и императорские войска схватили монаха-проповедника. Он был арестован и заключён в Бобалне, деревне уезда Хунедоара, где подвергся жестоким допросам. 13 февраля 1760 г. Софроний был освобождён под давлением группы из 600 румынских крестьян, вооружённых дубинкам, во главе с протоиереем Иоаном из Сэлиште.10 августа 1760 г. Иоан и Софроний организовал Синод в Златне. Решения этого Синода требовали назначения православного епископа, возвращения конфискованных церквей и имущества, освобождения верующих и священнослужителей, заключённых в тюрьму за веру, и предоставления религиозной свободы, которую уже имели протестанты в Венгрии.

Румыны-моканы, Венгерское королевство, начало XX в.
Румыны-моканы, Венгерское королевство, начало XX в.

Гонения продолжались, провоцируя распространение восстания. В сентябре 1760 г. восставшие крестьяне напали на Блаж, с 1737 г. центр униатской церкви Трансильвании, вынудив епископа Петру Павла Арона укрыться в Сибиу.

Греко-католический собор в Блаже
Греко-католический собор в Блаже

20 октября 1760 г. Мария Терезия объявила, что создаст комиссию для расследования жалоб румын и освободит арестованных за веру. 14-18 февраля 1761 г. состоялся Синод в Алба-Юлии под руководством Софрония из Чоары. Резолюция из 19 пунктов была представлена ​​властям. Она включала как меры по прекращению беспорядков, так и меры по организации Православной Церкви и укреплению нравственности и веры. Мария-Терезия отправила на расследование генерала Адольфа Николауса фон Буккова, назначенного губернатором Трансильвании. Вместе с ним прибыл сербский православный епископ Дионисие Новакович из Далмации, который оставался православным епископом Алба-Юлии и всея Трансильвании до 1767 г. 1 мая 1761 г. фон Букков убедил Софрония призвать к примирению, но попросил его покинуть Семиградье, чтобы не создавать повода для волнений. Софроний согласился и отправился в Валахию, где и закончил свои дни в скиту в Арджеше.

Губернатор генерал Букков организовал полки влашской пограничной стражи в Орлате на границе с Валахией и Нэсэуде на севере границы с Молдовой. Пограничники должны были пользоваться рядом привилегий, предоставленных секкеям и сербам, таких как освобождение от всех налогов, кроме «подушной подати», признание их свободными людьми и выплата суточного довольствия во время военной службы.

Православная деревянная церковь XVIII в. в Канеште Сушани.
Православная деревянная церковь XVIII в. в Канеште Сушани.

10 мая 1763 г. новобранцы для пограничных войск в районе Нэсэуда из двух пехотных батальонов были собраны в местечке Моцырла, для принятия военной присяги перед генералом фон Букковом и в присутствии епископа Блажского Петру Павла Арона, который несколькими днями ранее освятил боевые знамена будущих пограничников. Тогда началось выступление во главе с престарелым (некоторые говорили, что ему 100 лет) Тэнасе Тодораном. Он также был одним из тех, кто, как представитель нэсэуданцев, агитировал в Вене за то, чтобы они стали пограничниками империи, но ожидал более благоприятных условий, особенно его возмутил пункт о том, что в пограничники набирались только униаты. По настоянию старого Тодорана новобранцы бросили флаги на землю и скандировали лозунги, требуя уважения к православной вере и права сражаться только в пределах границ Австрийской империи во время войны. Тэнасе Тодоран, вместе с 3 близкими друзьями, местными жителями, зачинщиками возмущения, были впоследствии пойманы и осуждены за мятеж и подстрекательство к неповиновению. Столетний старик был приговорён к смерти через колесование, а трое его соратников - повешены.

-13

По всей границе происходили волнения, в которых участвовали и разоруженные после подавления восстания Ракоци в 1711 г. секкеи. 7 января 1764 г. новый губернатор Трансильвании генерал граф Йосип Шишкович, хорват по происхождению, устроил резню выступавших за возвращение былых привилегий секкев в городе Медафалва (по-румынски Сикулени). Там было убито 177 протестующих.

Секкеи в традиционной одежде, около 1970 г.
Секкеи в традиционной одежде, около 1970 г.

Создание румынских пограничных полков способствовало определённому прогрессу в образовании трансильванских румын, например, благодаря открытию латино-немецких школ на базе полков в Нэсэуде и Орлате, а также созданию начальной школы для каждой роты.

Следующий этап эмансипации православных Австрийской империи и возвращения румын из унии связан с просвященным абсолютизмом императора Иосифа II (1764-1790), который был убежденным сторонником религиозной терпимости как минимум среди всех ветвей христианства. В 1781 г. кайзер Йозеф II издал указ о религиозной терпимости и равенстве подданных всех конфессий, в 1782 г. отменил крепостное право, которое, к слову, в Валахии и Молдове отменил ещё Константин Маврокордато в 1740-е гг.

Впрочем, крепость отменена тогда была только в плане личной зависимости, а барщину за свои наделы и в Австрии, и в Валахии с Молдовой крестьяне были обязаны отрабатывать до революции 1848 г. Указ 1783 г. разрешил православным румынам служить в пограничных полках. С тех пор 135 лет среди румын Австрийской империи православных и униатов было примерно поровну.

Деревянная православная церковь XVIII в. в жудеце Бихор.
Деревянная православная церковь XVIII в. в жудеце Бихор.

Греко-католики и коллгиум в Блаже сыграли немалую роль в развитии румынских культуры и национализма, в частности именно там разработали современную латинскую письменность для румынского языка (в Ардэале начала преподаваться в 1754 г., в объединенном с 1859 г. Румынском княжестве принята в 1864). При этом апологетика румынских униатов в связи с региональной спецификой (соперничеством с венграми и немцами) была скорее антипротестантской, нежели антиортодоксной.

-16

Благодаря повышенному естественному приросту у православных и униатов доля румын в Эрделе выросла с 48% в 1720 г. до 59% в 1869.

Униатский епископ Ион Лемени в 1842 г. успешно подал протест в Императорский суд в Вене против законопроекта, предусматривавшего введение венгерского языка обучения в школах Трансильвании.

Император Йозеф II хоть и начал замену латинского языка как государственного немецким, но вовсе не был великогерманским националистом, и пытался отменить систему Трех Наций особенно автономию секкев и саксов. Хотя его действия были отменены его братом и преемником Леопольдом II (1790-1792), многие саксы начали считать себя небольшим меньшинством, которому противостоят националистически настроенные румыны и венгры. Хотя немцы оставались богатой и влиятельной группой, они больше не были доминирующей силой в Семиградье.

В XIX в. саксы всё больше поддерживали румын в их стремлении получить законные политические, социальные и культурные права перед венгерской знатью, а трансильванские немецкие интеллектуалы выступали за латинскость румынского языка и народа. Впоследствии они объединились с трансильванскими румынами и встали на сторону Австрийской империи во время Венгерской революции 1848-49 гг.

Великое Национальное Собрание в Альба-Юлии, 1 декабря 1918 г., провозгласившее объединение румынских регионов распавшейся после Первой Мировой войны Австро-Венгрии с Румынским королевством.
Великое Национальное Собрание в Альба-Юлии, 1 декабря 1918 г., провозгласившее объединение румынских регионов распавшейся после Первой Мировой войны Австро-Венгрии с Румынским королевством.

После присоединения населенных румынами частей Австро-Венгрии в 1918 г. королевское правительство начало укреплять там позиции Румынской православной церкви, которая сменила там сербскую карловацкую митрополию, и понемногу способствовать переходу униатских приходов в православие, но сугубо добровольному.

Православный кафедральный собор Святой Троицы в Альба-Юлии, построен в 1921-22 гг.
Православный кафедральный собор Святой Троицы в Альба-Юлии, построен в 1921-22 гг.

Данные переписи населения 1930 года показывают, что румыны в Карпатской дуге принадлежали к двум конфессиям (православной и греко-католической) примерно в равных пропорциях, с православным большинством. Так, в Трансильвании греко-католики составляли большинство среди румын (31,1% населения), а православные занимали второе место (27,8% населения). В Банате доля греко-католиков составляла 3,6% (по сравнению с 56,1% православных), а в Кришане и Марамуреше – 25,2% (по сравнению с 36,8% православных).

Православный кафедральный собор Святого Николая в Клуж-Напоке, построен в 1932-33 гг.
Православный кафедральный собор Святого Николая в Клуж-Напоке, построен в 1932-33 гг.

А вот в 1948 г. уже при коммунизме Румынская церковь объединенная с Римом была распущена, а её епархии и приходы присоединились к Румынской Православной Церкви согласно решению Синода в Клуж-Напоке.

Доля православных в экс-австро-венгерской части Румынии по переписи 1930 г.
Доля православных в экс-австро-венгерской части Румынии по переписи 1930 г.

Возродили румынскую греко-католическую церковь, как и украинскую, в 1990 г. но после этого их судьба начала сильно разнится. Большинство румын с земель бывшей Австро-Венгрии не ощущали с ней эмоциональной связи, хотя бы отдалённо напоминавшей ту, что была у галичан. И если век тому в Трансильвании православных и греко-католиков среди румын было примерно поровну, то сейчас там на 6 млн. православных приходится 200 тыс. униат (30 к 1). Даже в протестантизм (новые деноминации, не связанные с традиционными церквами местных венгров и немцев) румын шло больше.

Доля православных в Румынии по переписи 2002 г.
Доля православных в Румынии по переписи 2002 г.

Румынская Церковь, объединённая с Римом, потребовала применения принципа restitutio in integrum (восстановления прежнего положения), с чем Румынская Православная Церковь не согласилась, утверждая, что церкви являются собственностью приходов, и только они могут распоряжаться своим имуществом. Румынская объединённая Церковь утверждала, что православные приходы никогда не приобретали законного права собственности на греко-католические церкви, поскольку экспроприация в 1948 году была незаконной и противозаконной, а данные культовые сооружения фактически были переданы православному культу коммунистическими властями.