Найти в Дзене
Михаил Быстрицкий

Как лгал Иосиф Сталин. Завещание Владимира Ленина

Продолжим анализ истории "завещания Ленина"

Я уже приводил слова Сталина о том, как попросили Троцкого высказаться об Истмене

"Так как этот Истмен находился одно время в связях с Троцким, то мы, члены Политбюро, в лице т.т. Рыкова, Зиновьева, Каменева, Бухарина, Сталина, Молотова обратились к Троцкому с предложением отмежеваться от Истмена, который, цепляясь за Троцкого и ссылаясь на оппозицию, делает Троцкого ответственным за клевету на нашу партию насчет “завещания”".

И формально Сталин здесь не соврал.

Однако, не знаю, как у Вас, но мое первое понимание этого призыва было: "Троцкий, выскажись об Истмене, скажи, что ты думаешь, с нами ты или с ним".

И Троцкий высказался. Отмежевался, так сказать, от Истмена.

Но никто ведь не тянул его за язык говорить, что

"если не все эти письма напечатаны, то потому, что они не предназначались их автором для печати. Никакого “завещания” Владимир Ильич не оставлял, и самый характер его отношения к партии, как и характер самой партии, исключали возможность такого “завещания”. Под видом “завещания” в эмигрантской и иностранной буржуазной и меньшевистской печати упоминается обычно (в искаженном до неузнаваемости виде) одно из писем Владимира Ильича, заключавшее в себе советы организационного порядка...Всякие разговоры о скрытом или нарушенном “завещании” представляют собою злостный вымысел и целиком направлены против фактической воли Владимира Ильича".

Поэтому следующие слова Сталина выглядят оправданными:

"Кажется, ясно? Это пишет Троцкий, а не кто-либо другой. На каком же основании теперь Троцкий, Зиновьев и Каменев блудят языком, утверждая, что партия и ее ЦК “скрывают” “завещание” Ленина? Блудить языком “можно”, но надо же знать меру".

Но давайте ознакомимся с примечанием 143 к изданному в 2016 году стенографическому отчету к пленуму:

"Речь идет об изданной в начале 1925 г. на Западе книге М. Истмэна «С тех пор, как умер Ленин...», более известно французское издание. В книге дан анализ политики РКП(б) и ее руководства, восхвалялся Троцкий, остальные лидеры партии характеризовались, как «стадо овец». О других руководителях РКП(б), за исключением Троцкого, Истмэн писал: «Их речи и статьи... были бы выброшены из литературного соревнования даже в школе для дефективных детей».
18 июня 1925 г. Политбюро ЦК РКП(б) одобрило установку Сталина «предложить т. Троцкому решительно отмежеваться от Истмэна и выступить в печати с категорическим опровержением по крайней мере тех извращений, которые изложены в восьми пунктах записки т. Сталина».
Троцкий подготовил проект заявления по поводу книги Истмэна, который Политбюро оценил как неудовлетворительный, т. к. Троцкий лишь формально отгораживался от Истмэна. Однако, его текст был передан в ЦК КП Франции для ознакомления, но был напечатан в газ. «Юманите». Политбюро заставило Троцкого доработать текст заявления в соответствии с предложениями, подписанными четырьмя членами Политбюро, В них положения книги Истмэна оценивались как контрреволюционные и клеветнические. Но Троцкий, как глава оппозиции в РКП(б), заменил эти оценки своими смягченными формулировками, которые большинством членов Политбюро были названы «туманными и неопределенными классификациями, выгодными для Истмэна и невыгодными для нашей партии».

Теперь становится понятным, почему Троцкий написал свою статью с отмежеванием так, как выгодно было Сталину. Выходит, это не "пишет Троцкий, а не кто-либо другой", а это "Политбюро заставило Троцкого доработать текст заявления".

Далее по поводу слова "единогласно". Давайте посмотрим в контексте:

"Было доказано и передоказано, что никто ничего не скрывает, что “завещание” Ленина было адресовано на имя XIII съезда партии, что оно, это “завещание”, было оглашено на съезде (голоса: “Правильно!”), что съезд решил единогласно не опубликовывать его, между прочим, потому, что Ленин сам этого не хотел и не требовал".

Подлое слово "единогласно" здесь означает, что людям вообще не давали возможность что-то решить, и решение было навязано в качестве партийной дисциплины, "в соответствии с предложениями, подписанными четырьмя членами Политбюро".

Поэтому и "все делегации единогласно, в том числе и Троцкий, Каменев, Зиновьев, обязали Сталина остаться на своем посту" означает, что реального голосования не было. Да, Каменев и Зиновьев действительно хотели, чтобы Сталин остался. Он был их сильным союзником тогда. А вот что относительно Троцкого? Разве его голос не был вынужденным обстоятельствами? Неужели Троцкий желал, чтобы его смертельный конкурент остался на посту, на котором он, по выражению Ленина, "сосредоточил в своих руках необъятную власть"? Поэтому если даже Троцкого нагнули, то что говорить о покорных партийной дисциплине "всех делегациях"? Вот Вам и демократия при коммунистах.

Сталин лгал, когда говорил "было доказано и передоказано, что никто ничего не скрывает". Ведь завещание Ленина, опубликованное в бюллетене XV съезда, не было опубликовано в изданном стенографическом отчете съезда. И, возможно, попадание цитирования его Сталиным в "Сборник произведений к изучению истории ВКП(б)" было просто просчетом. Как выражался Молотов, "не разобрались". И ведь даже опубликованные, сказанные устами самого Сталина, острые места этого завещания были вытерты в издании сталинских сочинений. Вот Вам и "было доказано и передоказано, что никто ничего не скрывает".