Тебе подобает песнь, Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва в Иерусалиме. Услышь молитву мою, к Тебе придет всякая плоть. (Пс. 64; 2-3)
Псалом относится к числу хвалебно-благодарственных, но по какому поводу и в какое время он был написан неизвестно. Псалом представляет собой гимн Богу за Его милости, Его всемогущество над всею землею, особенно проявившееся в даровании земле необыкновенного плодородия. Читая его в переводе с еврейского, можно полагать, что народ воспел его после обильного, долго ожидаемого дождя. По этой причине в уставе Православный Церкви этот псалом читается во время бездождия.
“Тебе подобает песнь, Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва в Иерусалиме” - таковы первые слова. Однако, далее Давид пророчествует, что это благодарственное моление будет раздаваться не только в Иерусалиме, но и по всему миру: “К Тебе придет всякая плоть… Блажен, кого Ты избрал и принял, вселится он во дворах Твоих! Насытимся благами дома Твоего: свят храм Твой”.
В узком смысле Ветхого Завета под избранными понимается народ израильский, но Давид ясно говорит, что к Богу приидет всякая плоть. Поэтому святые отцы в этом псалме видели пророчество о устроение христианской Церкви, которая распространится по всему миру и в лоно которой войдут представители всех народов.
Почему же всякая плоть, то есть каждый человек, должен прийти к Богу? На это отвечает последующая часть псалма. По причине тех же благодеяний, которые ежедневно получал народ Израиля. О каких же ежедневных благодеяниях можно говорить, если в контексте псалма ясно говорится об одном, то есть избавлении от засухи и дарования дождя?
Действительно, для подавляющего большинства людей такие обычные явления как смена времён года, восход и заход солнца, дождь и ясная погода являются само собой разумеющейся обыденностью, в которых мы не видим чего-либо сверхъестественного. Однако, о том, что это не обыденность, мы узнаём в моменты стихийных бедствий. Так, например, дождь для многих людей - это обычное природное явления, которое зачастую даже портит настроение. Но о том что дождь - это великий дар Божий мы скорее всего поймем, когда его не будет на земле три с лишним года, как это было во времена пророка Илии. То же самое можно сказать и о любом буднем дне нашей жизни, если только поставим его в сравнение с периодами каких-либо катаклизмов.
Именно в моменты стихийных бедствий, которые, слава Богу, случаются редко и не повсеместно, люди начинают замечать, что тот порядок вещей, к которому они привыкли, оказывается, может быть совершенно иным. Как здоровье, которое человек начинает по-настоящему ценить только тогда, когда его потеряет.
Так вот, в силу этого, люди должны благодарить Господа не только в тот единственный раз, когда Он пошлёт им дождь или избавит от какого-либо стихийного бедствия, но ежедневно: за те обыденные дни, которыми мы наслаждаемся, пользуюсь щедрыми благами окружающего нас мира. И именно осознавание этих ежедневных Божьих благодеяний, по мысли царя Давида, должно быть той силой, которая приводит к Нему всякую плоть.
Вся наша жизнь связана с Богом и зависит от Него, в чём нас ежедневно убеждает окружающий мир. В этом смысле любое стихийное бедствие является лишь примером того, что порядок вещей в нашей жизни мог бы быть совершенно иным. Именно так с точки зрения Священного Писания правильно смотреть на все катаклизмы, происходящие на земле.
Обычно по поводу всех общественных бедствий бытует два самых распространенных мнения.
Первое, которое чаще всего звучит со стороны неверующих людей - они ропщут на Бога, машут кулаками на Небо, обвиняя Его в том, чему Он попустил быть или же в том, чего Он не предотвратил.
А второе мнение, как правило, звучит со стороны верующих. Они начинают выискивать грехи в тех, кто пострадал в стихийном бедствии, мол, все они были сатанисты, безбожники, блудники, и по грехам своим наказаны.
Оба этих мнения противоречат Священному Писанию и поэтому неверны.
Про силоамскую башню Господь однозначно сказал, что упала она не для погибели грешников, а для урока другим. Поэтому, слыша о катаклизме, рассудительный и верующий человек должен, во-первых, проявлять сочувствие, а во-вторых, вынести уроки для себя.
В чем же состоит этот урок? Та размеренная и спокойная жизнь, в которой большинство из нас проживает от момента рождения до самой смерти, и те блага, которые дает нам природа, это не само собой разумеющееся обыденные явления, а дар Божий. То, что у каждого из нас есть всё потребное для жизни - это не случайность, не какой-то механический закон, работающий как часы, а дар Божий и повод для ежедневного благодарения.
В этом состоит урок. Любое общественные бедствие должно учить всех людей благодарить Бога за те ежедневные блага, за то попечение об устройстве мира, которые мы зачастую перестаем замечать, но на фоне катаклизма вспоминаем об этом.
К почитанию и любви к Богу нас должно сподвигать не только то, что Он Творец, создавший нас и весь окружающий мир, но и то, что Он непрестанно поддерживает бытие созданного Им. Неверующий атеист верит в случайное появление мира путём большого взрыва и последующей эволюции, он верит что и сейчас мир поддерживается безличностными и случайными законами природы. Однако, современные научные открытия опровергают такое мнение.
Для примера можно взять хотя бы открытия в космосе. Через них мы узнаем в каком хрупком положении находится наш мир. Вокруг него существует огромное количество не только планет многократно больших Земли, но и звёзд и целых галактик. Возле нас проносятся огромные астероиды, кометы и иные небесные тела, столкновение с которыми объективно в тысячи раз опаснее ядерной войны. Но, несмотря на такую ежедневную опасность, вот уже многие века и тысячелетия наша планета продолжает свое существование.
Сама жизнь на земле за счет многих факторов, таких как атмосфера, вода, температура, является уникальной для всей вселенной. Если бы мы были чуть ближе к Солнцу или удалены от него или находились под другим углом к нему, то это сделало бы невозможным наше существование. Но, тем не менее, несмотря на столь многие факторы, необходимые для жизни, и столь многие опасности, окружающие нас, мы жили, живём и продолжим жить.
После всех этих открытий только лишь глупый человек с закрытым умом и сердцем может сказать, что всё это создано какой-то случайностью и продолжает поддерживаться какими-то безличностными природными законами. Всё это поддерживается Богом, который не только сохраняет возможной жизнь на Земле, оберегая её от всех опасностей, но и ежедневно дарует всё необходимое каждому из нас.
“Пределы утра и вечера Ты украшаешь. Ты посетил землю и напоил ее, обильно обогатил ее: река Божия наполнилась водами, Ты приготовил пищу им, ибо таково (есть) устройство ее. Борозды ее напой, умножь плоды ее, от капель своих она возвеселится, произращая их. Ты благословишь венец лета благости Твоей, и поля Твои наполнятся туком. Утучнеют прекрасные места пустыни, и холмы опоясаны будут радостью. Овны от овец оденутся, и долины в обилии умножат пшеницу. Воззовут все и воспоют”.
Об этом мы должны помнить, читая 64-й псалом. И об этом благодарить Господа. По мысли царя Давида, осознание постоянного попечения Бога о нас через окружающий мир, должно привести к Нему всякую плоть. А стихийные бедствия и сопровождающая их разруха лишь изредка открывают для нас тот порядок вещей, который мог бы стать нашей постоянной реальностью, если бы в мире не было Бога.
Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.