Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Псалом 63. Самый страшный враг

Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами. (Пс. 63; 2) Главной темой 63-го псалма являются клеветники и лжецы, восставшие против Давида. Именно от них Давид просит Господа защитить его: “Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами”. Давид, победивший Голиафа и не раз становившийся лицом к лицу с врагом, сейчас говорит о страхе перед ним. Во-первых, это должно нам напомнить о том, что Давид такой же как и мы человек, который без помощи Божьей мог испытывать страх. С точки зрения научно-медицинской, страх - это нормальное проявление инстинкта самосохранения. Не испытывать страх перед опасностью - это или отклонение от нормы или же явное свидетельство о помощи Божией. Однако, обратим внимание на другое. Именно в этом псалме, то есть в псалме, в котором не говорится об открытых врагах, Давид просит Господа “от­ стра́ха вра́жiя изми́ ду́шу мою́”. То есть, для него более страшен не Голиаф или любой другой откры
Источник изображения: foma.ru
Источник изображения: foma.ru

Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами. (Пс. 63; 2)

Главной темой 63-го псалма являются клеветники и лжецы, восставшие против Давида. Именно от них Давид просит Господа защитить его: “Услышь, Боже, глас мой, когда я молюсь Тебе, избавь душу мою от страха пред врагами”. Давид, победивший Голиафа и не раз становившийся лицом к лицу с врагом, сейчас говорит о страхе перед ним. Во-первых, это должно нам напомнить о том, что Давид такой же как и мы человек, который без помощи Божьей мог испытывать страх. С точки зрения научно-медицинской, страх - это нормальное проявление инстинкта самосохранения. Не испытывать страх перед опасностью - это или отклонение от нормы или же явное свидетельство о помощи Божией.

Однако, обратим внимание на другое. Именно в этом псалме, то есть в псалме, в котором не говорится об открытых врагах, Давид просит Господа “от­ стра́ха вра́жiя изми́ ду́шу мою́”. То есть, для него более страшен не Голиаф или любой другой открытый враг, борющийся с тобой в честном, открытом поединке, но враг, прикрывающий себя другом. И действительно, клеветник, лицемер и лукавый человек - самый страшный враг.

“Укрой меня от скопища лукавых, от собрания делающих неправду, которые изострили, как меч, языки свои, натянули лук свой совершить худое дело: чтобы стрелять тайно в непорочного, внезапно подстрелят его и не убоятся”. Мечом и луком Давид называет их слова и дела, это их оружие, которое они используют тайно против безоружного и ничего не подозревающего человека. Это оружие сколь опасно, столь же и подло.

“Они дали себе лукавое слово: согласились скрытно поставить сеть, сказали: «кто увидит нас?»”. Этими словами псалмопевец клеветников уподобляет террористам, а клевету и ложь - оружию, которое используют для терактов. Сколь война на открытом поле отличается от теракта, так и враг открытый от клеветника.

“Изыскивали беззаконие, изнемогли, составляя изыскания; подойдет такой человек и сердце у него глубоко”. Как один человек в поте лица зарабатывает на хлеб и крышу над головой, так эти люди изнемогают в изыскании интриг и различных подвохов. Сердце глубоко, то есть глубоко скрыто то, что на самом деле он думает и делает против тебя. На лице у него улыбка и приветствие, а внутри вся его энергия направлена на изыскание самых изощренных козней.

Действительно, страшен такой враг. И страшен он не потому, что объективно сильнее, а по той причине, что для него не существует правил, законов, нравственных препятствий. Он готов на всё. И особенно много таких людей вокруг царского престола в императорских дворцах.

Как же противостоять таковым врагам? Ведь в открытый бой они не идут, а сражаться их оружием, то есть клеветою, заговорами и ложью, верный Богу человек, такой как Давид, не станет. Поэтому тяжело человеку, живущему с Богом, быть у царского престола. Помимо войны с открытыми врагами и многих иных сложностей, нужно ещё противостоять скрытым врагам, находящихся рядом. А оружие против них только одно - Сам Бог.

Поэтому Давид продолжает псалом такими словами: “Но будет превознесен Бог! Раны от них (то же, что) - стрелы младенцев. И ослабел язык их, смутились все видящие их”. Этими словами псалмопевец говорит, что несмотря на все изощрения и изнеможения в изыскании его погибели, враги ни в чем не преуспели. Все их потуги оказались как стрелы младенцев, игрушками.

Вспомним, что 63-й псалом назван “в конец”, что указывает на содержащееся в нем пророчество. Многие толковники полагают, что это пророчество о страждущем Христе, Который, как в Гефсиманском саду, так и на Кресте, молился о помощи против своих врагов, клеветавших на Него.

А святитель Афанасий Великий,вслед за ним некоторые иные святые отцы, видели в этом псалме пророчество об апостолах и первой христианской общине. Им действительно пришлось столкнуться с потоком клеветы и лжи, возводимой против них. Но несмотря на все ухищрения первосвященников и синедриона, христианская община росла в геометрической прогрессии. Об этом мы можем прочитать в книге Деяний апостолов.

Нам нужно крепко запомнить, что в борьбе с ложью и клеветой нашим оружием должен быть только Господь.

Сталкиваясь в своей жизни с такими людьми, не будем защищать себя их же оружием, не станем уподобляться им. В открытом и честном бою наше оружие может быть подобным противнику, но в бою с лукавством нашим щитом и оружием должен стать Сам Господь. Он поборется за нас и легко победит даже самые изощренные козни. Стрелами младенцев будут язвы их.

Поэтому, дорогие братья и сёстры, не клевещите - это страшное и подлое оружие, но и не бойтесь клеветников, потому как ваше оружие - Сам Господь. Именно этому научает нас Давид в 63-м псалме, а также апостолы, да и вся история Церкви.

Псалтирь царя Давида. Изучаем слово Божие с о. Алексеем Чижом.

-2

Псалом 62. У нас должна быть жажда общения с Богом

Псалом 61. Сила, не уравновешенная милостью, делает человека подобным сатане