Найти в Дзене

ПО МУЗЕЯМ! Александрия. Фермерский дворец

В Александрии, гуляя по парку, переходя от дворца к дворцу, словно листаешь иллюстрированный журнал. Попадая внутрь построек, углубляешься в чтение увлекательного романа, действующие лица которого – российские императоры. Чтобы до конца проникнуться духом и очарованием Александрии, непременно нужно заглянуть в её дворцы, сначала в Коттедж, затем в Фермерский. Именно в такой последовательности они появлялись в усадьбе и в истории. Первый был построен для семьи Николая 1, другой – для его сына цесаревича, будущего Александра 2. Оба дворца расположены довольно близко друг от друга, хотя, стоя у одного, второй увидеть не удастся. Но тропинка от Коттеджа через Руинный мост выведет прямо к входу во двор Фермерского дворца. А напротив – потрясающая Готическая Капелла. Дворец за забором ещё не рассмотреть, а от неё взгляд оторвать невозможно! В кассе дворца можно купить билет и в Капеллу, а заглянуть туда буквально на минутку, чтобы увидеть готический православный иконостас. На самом деле, Кап
Оглавление
Фермерский дворец. Вид из Собственного садика /фото из личного архива, 2022/
Фермерский дворец. Вид из Собственного садика /фото из личного архива, 2022/

Дворцовые интерьеры

Из дворца во дворец

В Александрии, гуляя по парку, переходя от дворца к дворцу, словно листаешь иллюстрированный журнал. Попадая внутрь построек, углубляешься в чтение увлекательного романа, действующие лица которого – российские императоры. Чтобы до конца проникнуться духом и очарованием Александрии, непременно нужно заглянуть в её дворцы, сначала в Коттедж, затем в Фермерский. Именно в такой последовательности они появлялись в усадьбе и в истории. Первый был построен для семьи Николая 1, другой – для его сына цесаревича, будущего Александра 2.

Оба дворца расположены довольно близко друг от друга, хотя, стоя у одного, второй увидеть не удастся. Но тропинка от Коттеджа через Руинный мост выведет прямо к входу во двор Фермерского дворца. А напротив – потрясающая Готическая Капелла. Дворец за забором ещё не рассмотреть, а от неё взгляд оторвать невозможно! В кассе дворца можно купить билет и в Капеллу, а заглянуть туда буквально на минутку, чтобы увидеть готический православный иконостас. На самом деле, Капеллу снаружи гораздо интереснее рассматривать в деталях. А задерживаться внутри не стоит, потому что Фермерский дворец требует много времени и внимания.

По билету во дворец попадаешь в сад. Тропинка от калитки вьётся между высокими деревьями, живописными клумбами с крупными цветами, мимо детской Пожарной каланчи, служившей в качестве забавы для императорских детей, и постепенно выводит к небольшим домикам белого цвета. Двухэтажный дворец определяется безошибочно.

Как устроен дворец

До Фермерского дворца доходят не все посетители парка. Обычно сюда возвращаются целенаправленно те, кто уже был в Александрии и не дошёл до него. Ну и, конечно, те, кто уже однажды здесь побывал и кого тянет сюда вернуться. А потому, в отличие от Коттеджа, в Фермерском дворце не всегда везёт попасть на экскурсию - группы не набираются. Его интерьеры сильно пострадали во время оккупации в годы войны. На основании частично сохранившихся фрагментов отделки и архивов их полностью воссоздали к 21 веку только на первом этаже, где располагались покои владельцев – императора Александра 2 и его супруги Марии Александровны. На втором этаже находились не сохранившиеся детские покои и комнаты слуг. Там размещена постоянная музейная экспозиция «Петергофские дачники».

Экскурсии проводятся только по первому этажу. Когда группа явно не набирается, посетителям предлагают самостоятельно отправиться гулять по дворцу. Отчаиваться не стоит. В каждом зале есть информация о помещении, его назначении и экспонатах, а побыть в одиночестве в дворцовых интерьерах – особое удовольствие. Пожалуй, будет проще ощутить атмосферу царского дома. Чтобы почувствовать преемственность дворцов Александрии, нужно не забыть отметить в интерьерах лейтмотив всей усадьбы – готические элементы, мебель, стилизованную под средневековье, и отыскать её герб – венок из роз, пронзённый рыцарским мечом. Это нетрудно будет сделать. Гораздо сложнее, даже с экскурсией, разобраться, как устроен дворец (или это только моя беда – дезориентация в пространстве?)

В первых залах, неспешно разглядывая картинки из прошлого, можно представить, как с годами Ферма (1830, арх. А.Менелас), построенная для детей императора Николая 1, превращалась во дворец его наследника, будущего императора Александра 2. Поначалу это был небольшая двухэтажная пристройка для цесаревича с окнами на залив (1839, арх. А.И. Штакеншнейдер). Когда он женился в 1841 году, появилась пристройка с покоями для супруги Марии Александровны. С рождением детей, был надстроен второй этаж (1845), а когда они подросли, дворец снова пришлось расширять и перестраивать (1853-1856) также, как в своё время перестраивался Коттедж.

Вся эта история «в картинках» размещена в женских покоях. В Приёмной Марии Александровны происходит первое знакомство с её хозяйкой – на портрете в полный рост изображена милая, немножко грустная молодая женщина в серебристом платье, которая сразу располагает к себе. Продолжая двигаться по анфиладе небольших залов, вскоре оказываешься в гостях у Александра 2, а потом неожиданно снова – у его супруги.

Портрет Марии Александровны в Фермерском дворце /фото из личного архива, 2019/
Портрет Марии Александровны в Фермерском дворце /фото из личного архива, 2019/

Дело в том, что дворец складывался постепенно из разных объёмов, которые надо было соединять друг с другом. Когда появилась пристройка для Марии Александровны, с западной стороны дворца были устроены два входа. Через один из них (сегодня он закрыт) попадали в вестибюль – помещение, соединявшее женскую и мужскую половину дома. Когда был надстроен второй этаж, в вестибюле появилась чугунная лестница. У неё стоит чучело медведя. Александр 2 был заядлым охотником и своими трофеями украшал дворцы.

Чучело медведя в вестибюле /фото из личного архива, 2019/
Чучело медведя в вестибюле /фото из личного архива, 2019/

Начав осмотр дворца с другого входа, посетители проходят с женской половины дома в мужскую через вестибюль и далее в Приёмную императора, которая узким проходным коридором соединена с Синим кабинетом Александра 2. Он расположен с северной стороны дворца, с торца здания. Вторая дверь из кабинета выводит в личные императорские покои, расположенные с восточной стороны. Они заканчивались у помещения, которое находится за стеной вестибюля. В нём также была устроена лестница на второй этаж, только деревянная. А рядом находился первый в России лифт. Его подъёмный механизм вручную приводили в движение 5 дежурных лифтёров. Александр устроил это новшество во дворце, чтобы императрица не утруждала себя подъёмом наверх во время своих многочисленных беременностей. Ну а когда у Марии Александровны ухудшилось здоровье, без лифта она уже не могла обходиться.

Во дворце предстоит увидеть очень много интересных предметов, позволяющих судить об уровне жизни и быте второй половины 19 века. На удобстве обитателей не экономили, используя в оформлении интерьеров последние технические новинки и новшества. Это не всегда оказывалось дорого. Для отделки стен впервые использовали бумажные обои, что оказалось намного дешевле, чем прежние материалы.

На мужской половине

В той части дворца, где обитал император, обстановка строгая и деловая. В Приёмной – картины на военную тематику, в следующем помещении – экспонаты на тему охоты. А когда попадаешь в Синий кабинет Александра 2 (название определяет цвет штор и обивки мебели), не остаётся сомнений, что это императорский дворец. Каждый предмет напоминает о том, что жизнь императора – это не только роскошь и развлечения! Здесь вдруг явно представляешь огромный круг забот и проблем главы государства. На двух огромных столах на синем сукне – документы и множество письменных принадлежностей того времени, а под стеклом – раритеты, личные вещи императора. Деловую обстановку смягчает уютный уголок у огромных окон во всю стену (тот самый вид на залив) с небольшим столиком и многочисленные портреты членов императорской семьи. Но трагической нотой врывается в синее пространство кабинета, залитое солнцем, подушка со следами запёкшейся крови. Она хранится под стеклом, и сомнений в том, что этот экспонат связан с трагической гибелью императора, не остаётся.

Если с западной стороны дворца располагались официальные помещения хозяев, восточная предназначалась для личных и семейных покоев. Рядом с Синим кабинетом небольшая комната с довольно суровой обстановкой. Зато сколько здесь сюрпризов! Чёрный кожаный диван оказывается трансформером – отодвигается сиденье, а под ним находится ванна. Любопытно заглянуть в открытую дверь, чтобы посмотреть на царский туалет! Ещё занимательней душ в шкафу: с одной стороны вход в душ через потайную дверь, с другой - вход через шкаф. Расположенная рядом, комнатка, предназначенная для дежурного камердинера, последнее помещение на мужской половине.

На женской половине

На женской половине дома в центральной его части размещались семейные комнаты – гостиная и столовая. В них император попадал через помещение с лифтом. Здесь уже царит атмосфера любви, домашнего уюта и ощущение комфорта. В восстановленных интерьерах гостиной – удобные диваны и кресла, несколько столиков разной формы, этажерки для всяких милых вещей, картины и цветы. Прохладными вечерами разжигали камин. В такой лишённой парадности комнате приятно было проводить время в кругу домочадцев. Рядом небольшая столовая, где собирались всей семьёй за круглым столом. Иногда столы накрывали на улице в Собственном садике хозяйки дворца.

Кульминацией изысканного женского начала дома стал кабинет Марии Александровны. Здесь – мебель для всех частей тела: кушетка, чтобы удобно было сидеть в кринолине, кушетка, чтобы сидеть, вытянув ноги, а ещё в пол оборота! А сколько столиков с потайными ящиками для рукоделия! Наполняют уютом помещение увитые зеленью ширмы перед эффектным эркером-фонариком.

Увидеть спальню Марии Александровны особенно интересно, потому что в других императорских дворцах, как правило, представлены парадные опочивальни, в которых не спали, а устраивали утренний приём. А в обычной императорской спальне, оказывается, всё скромно, без излишеств, но уютно. Умиляют трогательные васильки на стенах. Расположенное рядом помещение с высоким зеркалом и туалетным столиком всегда вызывает интерес у женской половины посетителей дворца, а мраморная ванна и ватерклозет 19 века интересны всем. Ещё больше привлечёт внимание тот факт, что эта ванна сумела пережить испытания 20 столетия. Не уничтоженная во время войны, она бережно сохранялась жильцами общежития, открытого во дворце в послевоенное время.

Интерьеры женских покоев дворца отличались от других помещений изяществом. Они были выполнены в соответствии с предпочтениями и вкусами Марии Александровны, для чего архитектор Штакеншнейдер использовал элементы стиля неорококо.

Постоянная выставка «Петергофские дачники»

История начала «Дачного бума»

Грустно становится, когда покидаешь последний воссозданный интерьер. Но тут хранительницы-смотрительницы музея предлагают подняться на второй этаж и познакомиться с экспозицией «Петергофские дачники». Многие отказываются от предложения, узнав, что дворцовых интерьеров там нет и экскурсии не проводятся, и лишают себя удовольствия отправиться в дачную историю южного побережья Финского залива. А я каждый раз туда устремляюсь!

Эта история, как известно, началась с Петра 1, когда отвоёванные у шведов земли на берегу он поделил на участки. Они получили название «дачи», так как царь раздал их приближённым, повелев строить летние усадьбы. Но это были ещё и не «дачи» вовсе, а огромные хозяйства, содержать которые могли себе позволить только богатые помещики. Другой император наполнил это петровское слово «дача» смыслом. «Вкусом» дачной жизни мы обязаны Николаю 1, который создал загородную семейную усадьбу Александрия рядом с парадным Петергофом. Как и его великий предок, он стал раздавать земельные участки вокруг под строительство «дач». Участки стали меньше, но загородный отдых всё ещё оставался привилегией аристократов.

Всё изменилось при Александре 2. С отменой крепостного права в России начинают развиваться буржуазные отношения. Для работы в усадьбах теперь требуется нанимать рабочую силу, и как-то сразу оказались огромные территории усадеб слишком огромными! Уж очень дорого их стало содержать! Однако зарождающийся класс промышленников и предпринимателей быстро разобрался, что нужно делать с высвобождающейся землёй. Пазл сложился. Помещики стали распродавать земли, а буржуазия вкладывать в них деньги. В пригородах Петербурга появились дачные посёлки из небольших летних домиков с налаженной инфраструктурой. И начался в Петербурге настоящий дачный бум!

«Великое дачное переселение»

Теперь выезжать летом за город могли себе позволить обычные горожане. Дачный сезон длился с апреля по октябрь. В зимнее время снимали квартиры в доходных домах, а на лето – дачу в пригороде. Размеры дач, как и цены, были на любой вкус и карман! Впрочем, как и квартиры в городе. Можно было снять меблированные помещения, тогда особых забот об имуществе не было. Ну а можно было переезжать из города на дачу вместе со всем своим скарбом и мебелью. Была также возможность сдавать вещи на хранение, освобождая городскую квартиру. В любом случае, это было выгоднее, чем держать и оплачивать в городе съёмную квартиру, уезжая на дачу.

В городе летом было тяжело. Подстраиваясь под архитектурную моду, дома торопились «переодеть в новое платье», и Петербург превращался в пыльную и шумную стройку. К тому-же, со второй половины 19 века с появлением водопровода и канализации, город летом был изрыт вдоль и поперёк – прокладывали коммуникации. Ну, и, наконец, рост промышленности привёл к тому, что увеличилось количество дымящих производств. Воздух был сильно загрязнён, в жаркую погоду совсем нечем было дышать. И пошли разговоры о том, что в городе оставаться летом вредно для здоровья! Пресса активно обрабатывала население, да и принцип «так принято» работал! Газеты называли этот период «Дачемания», «дачный бум», «великое дачное переселение».

Популярности загородного отдыха способствовало и развитие железных дорог. К концу 19 века было налажено пароходное сообщение. От Исаакиевской площади по расписанию ходили экипажи. Ну и, конечно, добраться в любой пригород легко можно было на извозчиках, которые хорошо зарабатывали на дачниках.

По залам выставки

Обо всех прелестях дачной жизни подробно рассказывает постоянная экспозиция «Петергофские дачники», открытая на втором этаже Фермерского дворца.

Всё, конечно, начинается со сборов. Всё уложить, ни о чём не забыть, упаковать: коробки со шляпками, сундуки с одеждой, несессеры и корзины со всякими мелочами. А ещё атрибуты летнего отдыха – сачки, удочки, теннисные ракетки, мячи. Да, обязательно книги! Это вам не чемодан на колёсиках – и в аэропорт!

Когда, наконец, с помощью дворника доходного дома всё уложено и упаковано, ненужное отдано на хранение, все расселись по местам в нанятом экипаже, уже в дороге начиналась летняя дачная жизнь. Направляясь в экипаже на дачу в предвкушении загородного отдыха, смотреть по сторонам – одно удовольствие! Старые утопающие в зелени усадебные дома привлекают взор своими затейливыми фасадами. Запахи весны дурманят голову, а нетерпение успокаивается бесконечными путевыми разговорами!

И вот, наконец, дача. Ещё немного суеты – выгрузить вещи и скорее всё осмотреть вокруг! Наконец, распаковав багаж и разложив всё по местам, начинается дачная жизнь – неспешная, размеренная, со своими обязательными ритуалами и бесконечными прогулками.

Едва ли ни самое увлекательное занятие во время посещения Фермерского дворца отыскивать дачи дачников со знаменитыми фамилиями на старой карте Петергофа, а потом рассматривать их фотографии, раскручивая в первом зале огромную уличную тумбу с цилиндрическим основанием. Как в них жили, что делали, какая мебель была в домах, как был устроен быт, как развлекали детей? Ответы на эти вопросы появляются постепенно, переходя из зала в зал. Чаепитие на воздухе – отдельная история. Самовар на террасе и вид на залив. А ещё здесь же можно узнать, каким чаем поили местные торговцы, да и вообще, что предлагали в продовольственных лавках. Сцены дачной жизни в воссозданной обстановке словно оживают в воображении. Особенно увлекательны интерактивные экспонаты. Например, часы, которые рассказывают о забавах и развлечениях дачников: велосипедная прогулка, сбор грибов и ягод, рыбалка, купание в специально оборудованных купальнях.

Но время неумолимо мчится вперёд. Всё когда-нибудь заканчивается. Закончилась и дачная история, воссозданная в Фермерском дворце. В октябре петербуржцы покидали дачные места до лета. А сегодня у усталых от сумерек холодного Петербурга горожан есть возможность в один из уикендов окунуться в атмосферу дачного сезона. Музей в осенне-зимнее время работает по выходным.

Собственный садик и служебные постройки

В райском саду

Посетив Фермерский дворец, нельзя торопиться уходить. Погуляв по саду перед посещением музея, не все заглядывают в Собственный садик, расположенный со стороны личных императорских покоев. А там в летнее время надо погулять непременно, чтобы зарядиться энергией в этом оазисе красоты и умиротворения.

В придворной терминологии термин «собственный» означает приватность. Этот сад появился в 1862 году. Он был создан по проекту архитектора Эдуарда Гана для Марии Александровны вскоре после рождения последнего её ребёнка. От посторонних глаз его скрывала пергола – галерея из колонн, перекрытых деревянной решёткой для вьющихся растений. Мода на эти садовые сооружения пришла в Россию во второй половине 19 века. Они не только укрывали от палящего солнца и горячего зноя, но и создавали романтическую атмосферу. Перголы как дань моде появились в приморских усадьбах членов императорской семьи, но были разрушены во время войны. Воссоздана пергола только в Александрии.

Попасть в сад можно было прямо из залов восточной стороны дворца, а значит гулять здесь могли лишь члены семьи и приглашённые лично императрицей гости. У нас сегодня есть возможность гулять в этом месте по билету в Фермерский дворец. Можно считать себя приглашённым гостем. Однако сколько раз мне ни приходилось здесь бывать, гуляла я в этом роскошном царском саду в полном одиночестве, любуясь с разных ракурсов восточным фасадом дворца с его живописными террасами и балконами, приходя в восторг от каждого встретившегося цветка, наслаждаясь красотой расставленных в саду статуй.

Прогуливаясь по зелёной галерее перголы, неожиданно появляется мраморная ванна, украшенная барельефами. В центре сада расположен небольшой бассейн овальной формы, в котором установлена статуя «Ночь». Она прячется в зелени, и её замечаешь не сразу. Но потом от неё уже невозможно оторвать взгляд. Создаётся впечатление, что она томно позирует подглядывающим за ней из-за колонн перголы.

Покидать Собственный сад никогда не хочется. Выйдя из зелёной галереи, я иду рассматривать цветы. Здесь много экзотики – разноцветные гибискусы и похожие на райскую птицу стрелитции. Но и обычная петунья в садике обворожительна. Ещё раз окинув взглядом райскую картинку, возвращаюсь в сад перед дворцом.

Берёзовый уголок и кухонный корпус

Войдя на территорию Фермерского дворца, обычно все спешат в музей. Теперь пора рассмотреть цветы разбитого перед ним сада и расположенные в нём постройки. Одна из них привлекает внимание колоннами из берёз, напоминая о прошлом этого места, когда здесь находился коровник. В живописной Ферме, построенной ещё при Николае 1, Менелас использовал настоящие берёзовые стволы в качестве колонн окружавшей её галереи, что выглядело очень живописно. Занявшийся перестройкой Фермы, Штакеншнейдер «сохранил» берёзки только у западного дворцового флигеля. Правда, это иллюзия! Настоящие колонны архитектор превратил в берёзки, обив их сверху берестой. А вот Берёзовый мостик, установленный рядом, сооружён из настоящих берёзовых стволов. В этом берёзовом уголке особенно удивительно смотрятся экзотические пальмы в кадках.

Западный флигель перестроили, когда коров перевели в здание Новой фермы, и приспособили его под комнаты старших сыновей Александра 2. Император помнил, как ему приятно было в юном возрасте получить собственную жилплощадь, и последовал примеру своего отца. Отдельно стоящий домик рядом с дворцом у самой ограды появился на последнем этапе превращения Фермы в настоящий дворец. Это – кухонный корпус, выведенный из основного здания дворца в соответствии с традициями летних усадеб. Построенный спустя 30 лет после основания усадьбы в неоготическом стиле, домик перекликается с более ранними служебными постройками и не нарушает гармонию Александрии. А вот домик, показавшийся за оградой, кажется, совсем из другого мира. Или это только кажется?

Через калитку у Кухонного корпуса я покидаю территорию Фермерского дворца и с интересом рассматриваю русский теремок. Дворцы Александрии закончились, а музеи, похоже, нет.

Проверим в следующий раз!

Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!

До новых встреч на канале!

О других музеях Александрии:

Начало виртуальной прогулки по парку Александрии в 7 частях /ссылки на продолжение в конце каждой части/: