Найти в Дзене

АЛЕКСАНДРИЯ. Часть 1. «Дача» по любви и «жизнь» по вкусу

В воздухе царит грусть. Тоска по уходящем лету. Легкая досада на дождь, который невидимо висит над городом и, время от времени, хмуро и ворчливо моросит или вдруг дерзко и нервно выходит из себя. Всё это потихоньку пытается пробраться внутрь, но, всё же, иногда выглядывающее солнышко превращает грусть, тоску и досаду в романтическую меланхолию. Морские пейзажи свинцового цвета в обрамлении городского рельефа маячат где-то на другом берегу Финского залива. Маленький фрагмент далёкого отсюда города нереально освещается холодным серебряным светом, неизвестно как пробившимся сквозь облака. И, как ни всматривайся вдаль, наблюдая за медленно шествующими кораблями и несущимися метеорами, взгляд всё время притягивает лахтинская башня, дерзко внося свой последний штрих в общую картину. Под ногами – разноцветные камешки с пустыми разломанными или раскрытыми ракушками. Невольно вспомнились кастрюли с мидиями, которыми завлекают отдыхающих на иноземных морских берегах. Интересно, наших, балтийских
Оглавление
В парке Александрии /фото из личного архива, 2018/
В парке Александрии /фото из личного архива, 2018/

Меланхоличная зарисовка

В воздухе царит грусть. Тоска по уходящем лету. Легкая досада на дождь, который невидимо висит над городом и, время от времени, хмуро и ворчливо моросит или вдруг дерзко и нервно выходит из себя. Всё это потихоньку пытается пробраться внутрь, но, всё же, иногда выглядывающее солнышко превращает грусть, тоску и досаду в романтическую меланхолию. Морские пейзажи свинцового цвета в обрамлении городского рельефа маячат где-то на другом берегу Финского залива. Маленький фрагмент далёкого отсюда города нереально освещается холодным серебряным светом, неизвестно как пробившимся сквозь облака. И, как ни всматривайся вдаль, наблюдая за медленно шествующими кораблями и несущимися метеорами, взгляд всё время притягивает лахтинская башня, дерзко внося свой последний штрих в общую картину.

Под ногами – разноцветные камешки с пустыми разломанными или раскрытыми ракушками. Невольно вспомнились кастрюли с мидиями, которыми завлекают отдыхающих на иноземных морских берегах. Интересно, наших, балтийских мидий, недостаточно для развития бизнеса? Или просто здесь настроение не то? Здесь царит меланхолия. Ни пейзажи, ни камешки, ни ракушки не похожи на яркие морские картинки заманчивых лазурных курортов! Доминирует сочная зелень деревьев, вытеснив все оттенки голубого. Остроконечные нескошенные травы пронзительно врезаются в небо, делая пейзаж подчёркнуто резким, несмотря на серые полутона.

Постепенно берег моря теряется из виду. Средневековый сказочный домик вырастает на пути, будоража воображение. И уже гладкие волнистые луга и петляющие между столетними деревьями извилистые дорожки заманивают в старинный парк Александрия. Прогулка по берегу петровского северного моря пасмурным прохладным августовским днём началась с зарисовки меланхолии, а завершилась, по обыкновению, провалом во времени! Я вновь отправляюсь в историю.

Приглашение на прогулку

Моё знакомство с Александрией произошло в конце 20 века. Она пленила меня с первых минут своей сказочной готикой, такой неожиданной рядом с роскошным, блещущим золотом парадным Петергофом. С тех пор сюда хочется возвращаться, любоваться пейзажами и удивительными архитектурными постройками. Их затейливые фасады каждый раз обретают новые образы – в цветочном убранстве или в лучах заката, в шапках снега или в золотисто-багряных цветах осени. Александрия не утомляет и не надоедает, и сердце снова и снова замирает, как в первый раз!

Однако туристы, да и жители Петербурга, стремительно проносятся мимо, направляясь в Петергоф на фонтаны. Многие даже не знают об Александрии, или слышали, но оставляют знакомство с этим местом «на потом». Но и «потом» снова возвращаются на фонтаны, а граничащая с шумным Нижним парком знаменитого Петергофа тихая усадьба Александрия так и остаётся бескрайними просторами за забором и белым пятном в истории императорского дома. Но стоит только однажды отменить поездку на фонтаны и заглянуть за ограду пустынного парка, Александрия навсегда займёт достойное место и в сердце, и в российской истории. Для начала я приглашаю вас на виртуальную прогулку, которая позволяет не только гулять по извилистым дорожкам парка, но и стремительно перемещаться во времени и пространстве.

О летнем отдыхе императорской семьи

Но прежде, чем мы отправимся в путь, предлагаю разобраться с резонными вопросами, которые иной раз остаются без ответа, просто потому что они не возникают или их стесняются задать. Первый вопрос: зачем это императорской семье понадобилось рядом две усадьбы – Петергоф и Александрия?

Всем известно, что у императоров резиденции были летние и зимние. Все они переходили по наследству принимающему престол монарху. А значит, став в декабре 1825 года императором, Николай 1 (1796-1825) имел в распоряжении своей семьи не только Зимний дворец в Петербурге, но и летние усадьбы в Петергофе, Царском Селе и Гатчине. На первый взгляд, вполне достаточно для организации летнего семейного отдыха.

Тогда давайте вспомним, что в 1710 году, почти одновременно с Петергофом, появляется под Петербургом другая резиденция русского монарха – Царское село. Казалось бы, зачем? Всё просто! Петергоф был задуман Петром 1 (1672-1825) как памятник морским победам России в Северной войне, тогда как Царское Село стало местом семейного отдыха русского царя с его любимой женой Екатериной Алексеевной (1684-1727). Со временем дочь этой супружеской пары Елизавета Петровна (1709-1761) превратила родительскую усадьбу в роскошное именье, которое хоть и не имело фонтанов, но поражало гостей размахом и своими имперскими амбициями не меньше, чем официальный Петергоф! Бабушка Николая 1, императрица Екатерина 2 (1729-1796), эту традицию продолжила. В итоге Царское село превратилось в многолюдное шумное место летнего отдыха всего императорского двора. Николай 1, подобно своему великому предку, решает вновь уединиться со своей семьёй.

О любви

И тут возникает второй вопрос: почему семейную усадьбу император создаёт у самой границы парадного Петергофа? Ответ, возможно, покажется неожиданным: из-за любви.

Браки по любви в доме Романовых – эксклюзив. Но этот брак был как раз тот случай! Будущий российский император Николай 1 увидел принцессу Шарлотту при дворе Прусского короля во время своей поездки в Европу в 1814 году. Когда началась Отечественная война с Францией, и император Александр 1 поднял всю страну на борьбу с Наполеоном, его брат, великий князь Николай Павлович, буквально «рвался в бой». Но ему едва исполнилось 16 лет, и император категорически запретил младшим братьям, Николаю и Михаилу, геройствовать. Только после победы, когда русская армия под предводительством Александра 1 (1777-1825) вошла в Париж, великим князьям было дозволено отправиться во Францию. Маршрут лежал через Берлин, где Николай впервые встретил свою будущую супругу и влюбился в прусскую принцессу с первого взгляда и навсегда!

Фредерика Шарлотта Луиза Вельгельмина Прусская (1798-1860) унаследовала очарование своей матери. Королева Луиза считалась одной из самых красивых и добродетельных женщин в Европе. Её любили и уважали подданные, боготворили дети. Маленькой Шарлотте едва исполнилось 12 лет, когда мать неожиданно умерла от воспаления лёгких. Хрупкая и нежная 16-летняя немецкая девочка с первой минуты пронзила сердце 18-летнего красавца принца из России. Эту любовь Николай сумел бережно пронести через всю жизнь. Но главное, в кои веки эта любовь оказалась ко двору! В прямом смысле – способствовала укреплению политических отношений двух стран, а потому император Александр 1 дал согласие на брак сразу. Некоторые историки утверждают, что маршрут великих князей не случайно лежал через Пруссию: император первым присмотрел Шарлотту на роль русской великой княгини.

Спустя 3 года молодые обвенчались. Шарлотта приехала в Россию накануне свадьбы, здесь приняла православие, как этого требовал закон, и получила новое имя – Александра Фёдоровна. Как всех иностранных гостей невесту повезли в Петергоф, демонстрировать величие и роскошь Российской империи. Юная принцесса, которая никогда не видела моря, была в восторге от поездки по Петергофской дороге. Её умиляли живописные морские пейзажи и утопающие в зелени дворянские усадьбы. В своих воспоминаниях она писала, что постоянно вскакивала в карете и в восторге хлопала в ладоши!

Но позже, когда в рамках придворного этикета ей приходилось бывать в Петергофе со всем двором, Александра Фёдоровна ужасно тяготилась его барочной пышностью и вычурной позолотой. Она просила мужа построить ей хижину, где глаза могли бы отдыхать от «всей этой массивной позолоты». Став императором, неожиданно для всех вступив в 1825 году на престол, Николай внял мольбам любимой. Уже в 1826 году прямо на морском берегу, рядом с парадной императорской резиденцией он начинает строительство семейной усадьбы с «маленьким сельским домиком». Это – подарок обожаемой супруге, воплощение её мечты. И усадьба получила её имя – Александрия.

«Сбежать» от двора

Чем отличалась новая усадьба для правящей семьи Романовых от других императорских резиденций? Императорская семья обычно выезжала на летний отдых всем двором – родственники, фрейлины и кавалеры, обслуживающий персонал, рабочие. А ведь при дворе был огромный штат должностей – на каждый «чих» и каждый вздох высочайших особ! Все селились в императорских дворцах. Сегодня они кажутся неоправданно огромными, но когда-то в них было шумно и тесно.

Впервые император решает «сбежать» от двора, уединиться с семьёй, разделить работу и семью. Именно поэтому Николай строит свою усадьбу рядом с парадным Петергофом, прямо на границе с Нижним парком. Вокруг Большого петергофского дворца в его царствование создаются служебные постройки и Фрейлинские дома. Придворные вынуждены теперь выезжать на всё лето в Петергоф вслед за монархом, чтобы быть «под рукой». Николай 1 выделяет им земельные участки. Их размеры не велики – это уже далеко не петровские «дачи» под усадьбы, но под загородный дом с садом вполне хватит. Прибывают в Петергоф гвардейские полки, для которых строятся казармы. Численность населения увеличивается и появляются социальные городские объекты: почта, госпиталь и др. Начинается застройка территории, на которой сегодня находится Новый Петергоф.

А в семейной Александрии для проживания императорской семьи строится маленький уютный сельский домик – Коттич или Коттедж (1826-1829, А. Менелас). Александра Фёдоровна, уставшая от помпезных петербургских дворцов, ностальгировала по родине. В детстве её окружали милые сердцу готические постройки. К тому же, в начале 19 века в Европе начинается увлечение готикой. Этот архитектурный стиль и был избран для создания тихой семейной обители, а в Россию пришла мода на искусственное средневековье.

Вид на Коттедж с берега залива /фото из личного архива, 2019/
Вид на Коттедж с берега залива /фото из личного архива, 2019/

Маленький усадебный дворец Коттедж вовсе на дворец не походил. В самом деле – милый сельский домик. Но оборудован он был по последнему слову техники, и императорская семья обслуживала себя почти самостоятельно. Лишь небольшое количество верных слуг проживало с ними в усадьбе. А потому прелесть жизни в ней заключалась в уединении. Императорская семья сбежала с глаз двора и жила как обычные люди. Ну, по-крайней мере, так, как они себе это представляли.

Жизнь в Александрии пришлась по вкусу! Тихо, красиво, дружно, на лоне природы, на берегу залива. И если слово «дача» пришло к нам из петровский эпохи, когда Пётр стал раздавать подданным дворянам участки земли вдоль южного побережья Финского залива (потому их и назвали «дачи»), то «вкус» дачной жизни сохранился с Николаевского времени. Жизнь четырех поколений императорской семьи неразрывно связана с Александрией.

Продолжение читайте, переходя по ссылке:

Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!

До новых встреч на канале!