Для тех, кто отправляется гулять по пригородным паркам
Советы от автора, которые надо давать тогда, когда тебя спрашивают, а читать тогда, когда любопытно
В пригороды принято ездить летом. Нет, не только «на шашлыки». В летний сезон, конечно, хорошо на природе, но время от времени тянет в историю, к прекрасному, и тогда нет-нет, да и возникает мысль о культурном отдыхе. Петербуржцам в этом смысле повезло, есть из чего выбирать: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина. Привыкнув к этим названиям, время от времени туда горожане и возвращаются. В последние годы к этим местам добавился Ораниенбаум со своими свежеотреставрированными шедеврами 18 столетия, которые не погибли в годы войны. Александрия, расположенная на подъезде к фонтанному Петергофу, пока не стала местом паломничества жаждущих культурных впечатлений горожан. И если встанет вопрос, куда отправиться, это удивительное место станет хорошим выбором.
Все эти загородные резиденции Дома Романовых, конечно, предназначались для летнего отдыха императорской семьи. А мы имеем возможность гулять в приусадебных парках круглый год. Прогулка непременно станет ярче и богаче, если к ней добавить визит в усадебные дворцы и павильоны, в которых открыты музеи. А для этого надо правильно спланировать своё культурно-загородное путешествие.
Во-первых, надо заранее узнать часы работы парков и музеев. Пётр 1 разделил жизнь жителей Петербурга на 2 сезона – летний и зимний. В летний сезон (с конца апреля по октябрь) вход в парки платный (но, правда, цена разная!) Некоторые музеи работают только в летний сезон, а посещение их в дождливую погоду невозможно и летом. Их надо всем успеть посмотреть во время летних вояжей за город. Часть музеев работает по выходным дням весь год. И только самые большие пригородные дворцы доступны для нас круглый год. Они являются местом паломничества туристов в летний сезон. Петербуржцам не стоит тратить время на стояние в очередях. В эти дворцы лучше отправляться в межсезонье.
Во-вторых, надо представлять размеры парков, выбранных для прогулки, и не переоценивать свои силы. В большие парки лучше вернуться ещё раз, а значит маршрут стоит составить заранее, не стараясь объять необъятное.
В-третьих, надо понимать, что прогулка по парку займёт почти целый день, однако не во всех парках есть возможность перекусить. Но даже там, где есть торговые точки, нехитрые закуски-дразнилки «кусаются» ценами. Значит, либо стоит запастись маленькими перекусами, либо набраться терпения и запланировать обед по окончании прогулки, заранее выбрав место. Это дополнит копилку впечатлений дня.
Ну и, наконец, главное правило – никуда не надо спешить! Созерцать, дышать ароматами леса или моря, наслаждаться каждым шагом и смаковать каждый фрагмент парка, рассматривать в деталях статуи, дворцы, павильоны, любоваться цветниками и потрясающими панорамными видами. Всё это для нас приготовили создатели дворцово-парковых ансамблей в далёком прошлом и наши современники, которые незаметно делают свою работу.
Тем, кто терпеливо из любопытства прочитал эти нехитрые заметки, я предлагаю отправиться на прогулку прямо сейчас. Всё прочитанное не понадобится, потому что прогулка будет, как обычно, виртуальной. На выбор пока могу предложить отправиться в парки Петергофа, в Александрию или в Ораниенбаум.
Александрия:
Петергоф
Ораниенбаум (это даже не прогулка, а настоящее "многосерийное путешествие в историю):
https://dzen.ru/a/Z0iuZYk53jcixSck?share_to=link
А прямо сейчас для тех, кто уже гулял виртуально по Александрии, приглашаю отправиться в её музеи.
МУЗЕИ АЛЕКСАНДРИИ
В парке Александрия сегодня работает пять музеев, открытых в двух усадебных дворцах, в двух служебных павильонах и в усадебной церкви. Это, Коттедж, Фермерский дворец, Дворцовая Телеграфная станция, Фельдъегерский домик и Готическая капелла.
Задумав впервые посетить Александрию, непременно нужно погулять по парку и посетить хотя бы один из дворцов. Музеи в служебных постройках станут необременительным и познавательным дополнением к прогулке. И тогда будет повод вернуться в Александрию в скором времени. Впрочем, если вы решили целый день провести в Александрии, можно успеть нагуляться по парку и посетить оба дворца.
В парке три входа:
– у Верхней Караулки (её хорошо видно с Санкт-Петербургского проспекта, по которому идёт общественный транспорт и направляются в Петергоф автомобили);
– у Телеграфной станции;
– у Готических императорских конюшен.
С чего начать знакомство с Александрией, с прогулки или с музеев, наверное, большого значения не имеет, если вы вошли в парк через вход, расположенный у Караулки. В остальных случая, пожалуй, лучше прогуляться и выйти к Коттеджу. Потому что начинать входить в историю всегда лучше в хронологическом порядке. Вот и я начну с этого первого семейного дворца в усадьбе Александрия.
КОТТЕДЖ
Очарование с первого шага
Среди дворцов Петербурга и пригородов не так уж много интерьерных музеев. К тому же, даже там, где представлены предметы быта и мебель, практически невозможно вообразить, как же в этих дворцах жили. Потому что в них вовсе не жили. В этих парадных залах принимали гостей и демонстрировали роскошь и богатство. А жили в небольших помещениях, в которых нередко интерьеры не воссозданы, и музеи устраивают в них выставки экспонатов. Начиная знакомство с музеями Александрии, стоит снова вспомнить, что она расположена рядом с парадным Петергофом. Там как раз – богатство и роскошь. А проживала императорская семья рядом, в Александрии. И в её маленьких дворцах есть уникальная возможность увидеть обстановку, рассмотреть предметы быта и погрузиться в мир повседневной жизни монархов.
Под очарование Коттеджа (1826-1829, арх. А.Менелас) попадают все ещё на подходе к дворцу, а потому порог переступают с замиранием сердца в предвкушении. И с первой минуты начинается умиление и восторг, которые не прекращаются при переходе из комнаты в комнату, с этажа на этаж. Самое первое впечатление – от чугунной лестницы, пролёты которой вытянулись во всю высоту дворца, а из-под самой крыши спускается удивительный трёхъярусный светильник.
Здесь же происходит знакомство с хозяйкой Коттеджа. Её образ незримо витает в апартаментах, а выставленный у лестницы скульптурный портрет Александры Фёдоровны, на мой взгляд, лучший из всех её портретов, в том числе живописных. Она нежна, мила, немножко грустна и очень изящна.
Те, кто уже немного познакомился с историей появления усадьбы, не оставят без внимания помещённый при входе герб Александрии – венок из роз, пронзённый рыцарским мечом, символ союза рыцаря и его прекрасной дамы, Николая 1 и его супруги Александры Фёдоровны.
Уютно до изнеможения!
По музею, как правило, посетители гуляют с экскурсией. Очередей в кассах нет, но группы как-то оперативно набираются. В первом зале происходит знакомство с членами семьи императора Николая 1, а также с проектами и этапами строительства дворца. Это помещение – бывшая опочивальня Александры Фёдоровны, однако интерьеры её не воссозданы. Но уже в следующей комнате постепенно начинаешь знакомиться с обитателями дворца, рассматривая предметы, которыми пользовались домочадцы. В кабинете Александры Фёдоровны – её любимый цветок и личные вещи. Белая роза из перламутра под стеклом на столе, и белые розы в вазах на подоконнике, чашка её матери в буфетном шкафу и ещё много всяких милых безделушек, дорогих сердцу хозяйки. В этих предметах читается её характер, и интерьеры оживают.
Необыкновенное впечатление производит гостиная с окнами на залив и огромным ковром. По сравнению с остальными комнатами она кажется довольно большой. В ней помещается сразу несколько маленьких миров – уютных уголков для разных занятий. Здесь точно каждый член семьи мог заняться любимым делом и даже уединиться, отгородившись увитой зеленью ширмой. А какая мебель! Кажется, приспособлена под каждую позу, под каждый изгиб тела. Уютно до изнеможения! Так и хочется, присесть и выпить чашечку чаю за маленьким столиком, или прилечь, уютно устроившись на тахте с книжкой в руках! Хочется наслаждаться тихим летним вечером обществом самых дорогих людей.
Совсем иначе чувствуешь себя в библиотеке. Здесь торжественно и величественно. В раздвижных закрытых шкафах за красным сукном спрятаны книги. В центре – большой стол и высокое кресло. И, хотя в комнате стоит фортепиано, декорированное изображением огромной лиры почти во всю стену, помещение кажется окутанным тихими звуками органа. Это место проникнуто уважением к книге и настраивает на серьёзную работу.
В Коттедже все помещения – это не залы, а жилые комнаты. Даже столовая была совсем небольшая, пока детки были маленькими. Но, когда они подросли, дворец пришлось расширять. Тогда и появилась пристройка, в которой разместилась довольно просторная столовая. Её интерьеры напоминают средневековый замок.
Переходя из комнаты в комнату (так и просится слово «зал», зная, что находишься во дворце!), с первой минуты не покидает ощущение средневековья. Спинки стульев и кресел, декоративные накладки на мебель, остроконечные арочные проёмы перегородок отсылают к готике. Трилистники, крестоцветы, пятилистники и даже маленькие башенки пинакли бросаются в глаза в каждом интерьере. Готические мотивы угадываются и в рисунке потолков, которые на контрасте с массивной мебелью кажутся белоснежным ажурным кружевом. Готическими сооружениями выглядят печи и камины. Почти на каждом из них – часы в форме средневековых католических храмов, которые перекликаются с усадебной Готической капеллой.
Детский этаж под надзором отца
А вот на втором этаже интерьеры выглядят проще. Он в основном был отдан детям. Жилых покоев великих князей здесь нет, потому что при перестройке дворца в конце 1830-х годов для сыновей Николая 1 на территории усадьбы было создано скромное, но зато отдельное жильё. Помещения для учёбы остались во дворце и располагались с восточной стороны второго этажа. Уроки у императорских детей шли по расписанию даже летом, а каникулы были совсем короткими. В хорошую погоду занимались на свежем воздухе на «учебном балконе». Он расположен над семейной столовой. Как же заманчиво и эффектно смотрится эта пристройка снаружи!
На втором этаже с восточной стороны дворца рядом с учебными «классами» находился и рабочий кабинет отца, Николая 1. Он связан с помещением библиотеки, откуда на второй этаж ведёт ажурная лестница. Похоже, этот интерьер не затронула перестройка конца 1830-х годов, и кабинет Николая, перекликаясь с покоями первого этажа, выдержан в готическом стиле. Вдоль стен друг напротив друга вытянулись диваны. На них могло уместиться больше дюжины визитёров, но в отличие от диванов первого этажа, эти не располагали расслабиться. К императору приходили только в случае крайней необходимости или по вызову.
В центре кабинета стоит большой стол, но, в отличие от библиотеки вокруг него множество стульев. Николай в экстренных ситуациях устраивал здесь деловые совещания. В кабинете много интересных предметов, среди них – раскладная кровать императора. Привычку к «походной кровати» привил своим детям ещё Павел. Они передавали её по наследству, и такие «раскладушки» в семье Романовых были весьма популярны и любимы императорами.
Покои княжон располагались с другой стороны дворца. Но воссоздан лишь один интерьер – комната Александры Николаевны, которая умерла от чахотки. Это горе тяжело переживала её мать и повелела оставить комнату дочери нетронутой в память о ней. Другие помещения были перестроены для следующей хозяйки Коттеджа – Марии Фёдоровны, супруги Александра 3. В её покоях – дух нового времени, и можно бесконечно долго рассматривать милые безделушки эпохи модерна.
Морской кабинет Николая 1
Экскурсия по дворцу заканчивается у Морского кабинета Николая 1. Он расположен в мансардном этаже, а значит из него открывался прекрасный вид на залив – гордость всех Приморских дач. Здесь, наверно, императору хорошо работалось в уединении. Но кабинет недаром называется Морским. В этом помещении хранились морские карты и предметы, связанные с мореплаванием. А ещё отсюда император руководил манёврами в Финском заливе или связывался с Кронштадтом с помощью появившегося в эпоху его правления оптического телеграфа. Николай 1 выходил на балкон кабинета и с помощью специального рупора (он представлен в экспозиции музея) передавал команды на сигнальную башню, установленную на берегу (на её месте в конце 19 века был построен дворец для его правнука Николая 2). И хотя войти в этот маленький кабинетик нельзя, наверное, именно он является эпицентром, кульминацией этого семейного дома, в котором царствует дух выдающегося русского монарха. Где ещё можно так близко познакомиться с Николаем 1? Я, пожалуй, не знаю.
Поднявшись по небольшой лесенке, ведущей в Морской кабинет, с любопытством заглядывают участники экскурсии в его открытую дверь и с загадочным видом спускаются вниз по великолепной чугунной лестнице, которая, словно весит в воздухе, но служит каркасом всего дома.
Экскурсия по дворцу завершилась. Я всегда покидаю Коттедж медленно, стараясь не расплескать впечатления, а потом перевожу дух и смакую послевкусие, гуляя в цветнике. Если, конечно, ничто и никто не отвлекает. Так бывает, когда во дворец я прихожу одна. Иначе, машина времени, уносящая в прошлое, может не сработать…
Мысли вслух от автора для тех, кому снова любопытно
Коль уж я начала сегодняшнюю прогулку с советов, которые меня не спрашивают, ими и завершу. Гулять по паркам всегда приятно в хорошей компании. Даже если не все пейзажи будут охвачены взором и доберутся до глубины души во время дружеской беседы, природа сделает своё дело: наполнит свежим воздухом изрядно подпорченный городской средой организм, отвлечёт от разговора ароматом трав и цветов или вдруг «выпустит на арену» безотказный козырь – незнакомую птичку или белочку. И обязательно «достучится» до праздно гуляющих нас в нужный момент, чтобы мы не пропустили то, что не увидеть нельзя!
Совсем иное дело музеи и выставки. Лично я люблю ходить туда одна, чтобы остаться один на один с духом и красотой места, с мыслями авторов и со своими эмоциями, а потом не спеша со всем этим богатством впечатлений разбираться.
Экскурсоводы мне не мешают. В самом начале я пытаюсь понять, войду ли в контакт с рассказчиком. На мой взгляд, не совсем правильно оценивать экскурсоводов как плохих или хороших, лучше понять – «мой» или «не мой». Представители этой профессии либо увлекают нас, либо нет. Причём, если не увлекли меня, это не значит, что не увлекут другого человека. Просто мы все по-разному видим, слышим и принимаем информацию. Если повезёт, и меня поведёт в мир музея «мой» экскурсовод, я погружаюсь в атмосферу и словно зритель захватывающего исторического кинофильма слежу за развитием сюжета, не пропуская ничего из сказанного и успевая увидеть всё, о чём идёт речь. Если же с первых минут моё внимание рассеивается, и я не могу уловить нить повествования, значит сегодня не повезло. Тогда погружение происходит без участия посторонних. Я самозабвенно рассматриваю детали. В музеях, которые посещаю многократно, есть любимые экспонаты, но даже в них каждый раз можно обнаружить что-то незамеченное прежде.
Посторонние люди мне обычно тоже не мешают (скорее, я им мешаю, когда они делают фото «на фоне»). А вот походы в музеи с друзьями и подружками, скорее, отвлекают и «погружение в атмосферу» получается не всегда (или не со всеми).
К чему это я расфилософствовалась? Как часто бывает, что нам никак не собраться выбраться к «культуре». А ведь столько мест, где ещё не были, или куда хочется вернуться? И мы начинаем искать компанию, подстраиваться к чужим обстоятельствам и откладываем, откладываем удовольствие.
Опыт подсказывает, что на экскурсии и в музеи ходят в основном «девочки» разных возрастов. Они же «выводят» в них своих мужчин. Подружки непременно пытаются поделиться впечатлениями, ещё даже не разобравшись с ними, и отвлекают друг друга от «погружения». На «прихваченных» с собой мужчин «девочки» либо заискивающе оглядываются, чтобы понять – «зашло» или нет, либо потихоньку ворчат. Утрирую, конечно! Бывают пары «в унисон», ну и мужчины бывают, которые сами пришли, потому что им сюда надо! Совместная культурная программа, безусловно, нужна. Но не лишайте себя удовольствия остаться наедине с культурой. Идите в музеи по зову сердца!
Ну а я сегодня и так утомила читателя советами! А потому в другие музеи Александрии отправлюсь в следующий раз. Надеюсь встретиться с вами.
В следующий раз идём в Фермерский дворец!
Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!
До новых встреч на канале!
О других музеях Александрии:
Начало виртуальной прогулки по парку Александрии в 7 частях /ссылки на продолжение в конце каждой части/: