Найти в Дзене

Четыре этапа реализации стратегии

Олег Кулагин Друзья, приветствую вас! Итак, предположим, что все необходимые условия для реализации стратегии мы создали или по крайней мере начали создавать, а именно: Чего же боле? Дело за малым. Теперь для достижения успешного успеха надо задействовать управленческие рычаги, которые непосредственно приводят стратегию в движение и переводят ее из красивых картинок на флипчарте в практическую плоскость реальных организационных изменений. Таких рычагов по-крупному всего четыре. Их можно рассматривать как этапы реализации стратегии, хотя строгой линейной последовательности здесь нет, ибо всегда в этом процессе приходится возвращаться на шаг (или более) назад, чтобы сделать два (или более) шага вперед. Реализация стратегии – процесс тернистый, непредсказуемый и нелинейный. К ним относятся: 1. Регламентация стратегии. Стратегические решения о целях (куда?) и проектах (как?) следует «забетонировать» (хотя бы временно) в официальных документах, обязательных для исполнения. Это могут быть та

Олег Кулагин

Друзья, приветствую вас! Итак, предположим, что все необходимые условия для реализации стратегии мы создали или по крайней мере начали создавать, а именно:

  • активно используем принципы и хитрости управления изменениями;
  • «заточили» инструменты управления на достижение стратегических целей;
  • мучительно, но успешно проводим трансформацию корпоративной культуры;
  • продолжаем упорно работать над повышением операционной эффективности предприятия (проще говоря, с еще большим рвением и остервенением зарабатываем деньги), используя все практики управленческого цикла.

Чего же боле? Дело за малым. Теперь для достижения успешного успеха надо задействовать управленческие рычаги, которые непосредственно приводят стратегию в движение и переводят ее из красивых картинок на флипчарте в практическую плоскость реальных организационных изменений. Таких рычагов по-крупному всего четыре. Их можно рассматривать как этапы реализации стратегии, хотя строгой линейной последовательности здесь нет, ибо всегда в этом процессе приходится возвращаться на шаг (или более) назад, чтобы сделать два (или более) шага вперед. Реализация стратегии – процесс тернистый, непредсказуемый и нелинейный. К ним относятся:

1. Регламентация стратегии. Стратегические решения о целях (куда?) и проектах (как?) следует «забетонировать» (хотя бы временно) в официальных документах, обязательных для исполнения. Это могут быть такие документы, как стратегическое видение, стратегический план (включая стратегическую карту), функциональные политики, паспорта и планы проектов развития, приказы и поручения. Главное, чтобы все это было оформлено на бумаге и подписано первым лицом компании.

2. Информирование персонала. Все сотрудники должны знать и понимать, что, вообще, происходит с организацией, и куда она движется. Поэтому важно не только довести все официальные документы до ответственных лиц, но и оповестить «безответственных», т.е. проинформировать даже рядовых сотрудников, не имеющих на первый взгляд отношения к высоким материям, о сущности стратегии компании, разъяснить ее смысл и регулярно оповещать о ходе выполнения стратегических планов, о всех победах и поражениях на этом пути. Хотя бы в общих чертах.

3. Управление проектами развития. Затем необходимо на полную мощность включить механизм активного развития (МАР) организации, управляя проектами и программами преобразований с использованием не только здравого смысла, но и проверенных на протяжении всей истории человечества технологий и методик проектного управления и инновационного менеджмента, основанных на формировании гибких проектных групп, планировании и бюджетировании проектов развития, проведении регулярных стратегических и проблемных совещаний, защите проектов и быстром внедрении полученных результатов. Для этого в организации должен быть создан Совет по развитию, координирующий всю инновационную деятельность. Это должна быть некая параллельная реальность, мирно сосуществующая с операционной деятельностью предприятия.

4. Стратегический контроллинг. Вместе с тем, процесс реализации стратегии должен быть понятным и прозрачным для собственников и руководителей, чтобы в любое время года, дня и ночи в режиме 24/7 обладать полной и достоверной информацией о том, насколько быстро или медленно (и вообще туда ли) мы идем, что нам мешает или помогает, кто виноват, и что нам делать дальше. Для этого надо организовать т.н. стратегический контроллинг (ненавижу англицизмы) на основе полноценной, наглядной и красивой панели управления организацией, позволяющей отслеживать в режиме реального времени динамику всех ключевых и аналитических показателей, разработанных в стратегической карте предприятия. Однако, отслеживать метрики необходимо, но недостаточно. Достаточно будет своевременно включать стратегическую обратную связь (СОС!!!), быстро реагируя на отклонения опережающих показателей и, возможно, корректируя наши стратегические цели и планы. Ведь стратегия - это не догма, а лишь направление развития. И в рамках этого направления возможны разнообразные маршруты и траектории движения бизнеса.

Кстати, для обновления и корректировки стратегических планов крайне полезно 1-2 раза в год проводить стратегические сессии в составе управленческой команды предприятия с использованием проверенных инструментов организации групповой работы и выработки стратегии под руководством профессиональных фасилитаторов, гарантирующих высокое качество коллективного обсуждения и получение желаемого результата. Если что, пишите, звоните. Желаю успеха!

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ