Найти в Дзене
Турист педальный

Грузия на велосипеде (Часть 2): Крестовый перевал и первые серпантины

Оглавление

После первой ночи в палатке с видом на Казбек начинается второй день пути, и цель сегодня — Крестовый перевал. Сначала казалось, что 700 метров набора за 40 километров будут легкой разминкой, но горы всегда знают, как добавить адреналина. Серпантины, жаркое солнце, собаки и неожиданные встречи — впереди полный день приключений.

Всем мир! Меня зовут Сергей и я люблю велосипеды и все, что с ними связано. В этой статье опишу второй день моего велопутешествия через Грузию.

Про первый день и пересечение границы писал здесь:

Незваные гости

Спалось, если честно, не очень. Сначала, когда только засыпал в 23 часа, услышал топот прямо возле палатки. Думаю, ну кто? Выглядываю, а там конь в пальто:

Вообще яркого от фонаря не боятся. Пришел табун около двух десятков голов. Начинаю переживать, как бы велик и палатку не растоптали. Но через полчаса ушли.

Засыпаю все-таки в первом часу ночи. Но сквозь сон слышу, как подъезжает машина и светит фарами. Фары гаснут, я выглядываю: метрах в пятидесяти от палатки, на обрыве стоит буханка, за рулем какой-то мужик. Ну, думаю, тоже пришел поспать в красивое место. Наверняка под шофе :) Ладно, мужик, мы друг другу не мешаем. Ложусь спать дальше. Еще через час к нему подъезжает товарищ на другой машине. И знаете, что он сделал чтобы его разбудить? Правильно, нужно посигналить. А ничего, что я тут как бы тоже сплю? Уехали оба часов в 5 утра только.

Доброе (нет) утро!

Короче, злой и невыспавшийся, встаю часов в 7 утра, завтракаю, собираюсь и начинаю спускаться вниз, к трассе. Тут как нельзя кстати показался Казбек, можно фоток наделать:

На сегодня цель - заехать в Крестовый перевал (2400м над уровнем моря), после чего спуститься с него в долину и проехать сколько возможно, чтобы завтра до Тбилиси оставалось не очень много.

Сбросил 100 метров высоты, чтобы выбраться на трассу. Я сейчас нахожусь на высоте 1700м. Перевал 2400. Стало быть, 700 метров набрать за 40км нужно, вроде не должно быть тяжело. Как бы не так :) Нормально, если бы набор был равномерным. Но первые километров 15-20 я ехал почти не набирая высоту. Первый раз в жизни я был не рад отсутствию подъема: каждый пройденный километр означает, что предстоящий подъем на 2400 метров будет еще круче. А ведь еще была пара спусков!

Становится жарко. Все чаще попадаются фуры на армянских номерах, стоящих у обочины в направлении России. Как позже выяснил - их через Верхний Ларс не пропускали по какой-то причине. Вообще все. Ладно серые айфоны, но сколько фруктов могло испортиться за несколько дней на такой жаре...

Проезжаю памятник героям ВОВ. Хоть и в печальном состоянии, но видно, что его начали реставрировать. Даже цветы лежат. А говорили сносят. Врут, что-ли?

Тем временем, подъем начал реально ощущаться спустя примерно 20 километров. На приборе всего 1900 метров высоты: а набрал я всего 200 метров из 700. Теперь мне нужно набрать еще 500 за менее, чем 20км. Звучит как не очень простая задача, учитывая мою текущую физическую форму :) Вчера пульсометр зафиксировал пиковое значение в 207 ударов, при среднем 180. Надеюсь, это просто адаптация к высоте.

Первые трудности

Начали появляться и первые серпантины. Вскоре доехал до небольшого поселка, от которого идет канатная дорога в Гудаури - это на другой стороне перевала. Может, воспользоваться? Ну уж нет, коней на переправе не меняют! Едем дальше.

Внезапно увидел, как сворачивает УАЗ - буханка с дороги как будто в никуда. Из интереса следую за ней. Оказалось - везут туристов показывать красивые места, а тут недалеко от дороги красивый водопад. Это мы любим, это нам надо! :) А еще тут можно отдохнуть и чаю вскипятить себе, заодно запасы воды пополнить.

Закончив трапезу, продолжаю подъем. Осталось метров 300 еще набрать. Велокомпьютер давно переключил в отображение высоты над уровнем моря - данные о скорости больше не особо актуальны, а так хотя бы представление имеешь о том, сколько еще тебе страдать :)

Почти у вершины меня чуть не сожрали три алабая. На лугах пасется очень много овец. Наверное, тысячи голов. Их и охраняют песели. Хорошо, что до меня им было не добраться - достаточно широкий ров. Но жути нагнали предостаточно. Алабай, охраняющий стадо - не шутки.

К вершине!

И вот, дорога начинается выполаживаться. Ура, вершина перевала: 2395 метров над уровнем моря. Где-то там угадывается старая, выбитая в камне надпись, что-то про 1697 год.

Нахожу место, где можно покушать. Люля из баранины, салат из помидорки, кусочек хлеба и 0.5 колы - 35 лари. Не кисло так, но что поделать - в таких местах всегда дорого.

Спускаемся

Начинается феерический спуск. Очень крутой. 50км/ч набирается буквально за секунды, приходится жечь колодки, чтобы на серпантине не улететь. Вскоре доезжаю до знаменитой достопримечательности - арка дружбы народов. Слышал, ее только недавно отреставрировали. Впечатляет. Но народу тут - почти как в Питере на Невском. Быстренько делаю несколько фоток и качусь дальше: у меня еще часа три активной езды, прежде чем начать поиски места для ночлега.

Уставший, но довольный
Уставший, но довольный

А вниз, оказывается, ехать довольно холодно. Надеваю куртку и продолжаю спуск, офигевая от видов. Ну только посмотрите:

Довольно быстро добрался до Гудаури. Это горнолыжный курорт, находящийся на высоте 1900 метров. Ого, я за полчаса сбросил почти все, что набирал за день!

Еще через несколько минут начинается довольно опасный серпантин, на котором я сброшу еще метров 400. Воздух меняется прямо на глазах: становится более влажным, более теплым. Даже запах меняется. Кто был на южных курортах поймет о чем я.

Набрать воды!
Набрать воды!

Белая Арагви

Вскоре серпантин заканчивается и я выкатываюсь в долину реки Белая Арагви. Высота 1300 метров. Теперь можно переключаться на контроль скорости. Которая, кстати, очень даже неплохая. Небольшой градиент на спуск сохраняется, так что держать около 32-35км/ч получается без проблем. До заката еще два с лишним часа, так что можно еще много проехать, но через час уже нужно закупаться продуктами и искать место для ночевки. Раз я еду вдоль реки, то почему бы не встать на её берегу?

Мост над рекой
Мост над рекой

Грузинское гостеприимство

Примерно за час до заката, в 7-8 километрах не доезжая до Пассанаури, увидел указатель на кемпинг. Какая удача, сворачиваем! Он оказался пуст, на месте только смотритель Александр. Он грузин, но по-русски говорит хорошо: в советское еще время жил и нес службу в Кронштадте. Как узнал, что я из Петербурга, накормил ужином и не стал брать деньги за размещение. Показал, где можно поставить палатку, зарядиться, набрать воды. Грузинское гостеприимство :)

Благодарю Александра за все и отправляюсь спать. Сегодня был тяжёлый день.

Сыр, овощи, шоти, копченое сало и чача. То, что нужно после тяжелого дня :)
Сыр, овощи, шоти, копченое сало и чача. То, что нужно после тяжелого дня :)

Вечером я, уставший, но довольный, остановился у реки Белая Арагви в кемпинге, где встретил удивительное грузинское гостеприимство. 64 километра, 743 метра набора и впечатления, которых хватит на несколько историй. Второй день показал: грузинские горы дают и трудности, и красоту одновременно. Теперь остаётся только переварить эмоции, подкрепиться вкусной едой и готовиться к новым вершинам и спускам на пути к Тбилиси.

Маршрут второго дня
Маршрут второго дня

Итоги второго дня:

  • Пройдено 64км
  • Набор 743м
  • Ср. Скорость 16.5км/ч
  • Время в движении 3ч. 53мин.
  • Общее время 8ч 38мин.

Всем мир!

Следующая часть:

Другие интересные статьи на канале: