Сильный встречный ветер, очередь фур в два ряда и я — один на велосипеде, впервые выезжаю за границу. Позади Владикавказ, впереди Грузия, горы и сотни километров дороги. Так начался мой первый день велопутешествия, который я запомню надолго.
Всем мир! Меня зовут Сергей и я люблю велосипеды и все, что с ними связано. В этой статье опишу первый день моего велопутешествия через Грузию.
Серия про подготовку здесь:
В путь дорогу!
26 августа 2025 года. Сегодня большой день! Просыпаюсь часов в 6 утра, чтобы спокойно умыться, позавтракать, собрать велик и выселиться из хостела, в котором провел две ночи. В комнате на 4 места жил один, да и в целом в хостеле народу было мало. Тихо и спокойно, люблю, когда так :)
Ровно в 8 утра, все еще не веря в происходящее, сажусь на велосипед и качусь к проспекту Коста, по которому должен выехать из города. GPS сигнал отсутствует, но это не беда, так как можно просто ехать по проспекту никуда не сворачивая, пока не выедешь из города. Велокомпьютер тоже не показывает скорость, так как берет данные как раз от GPS.
До Верхнего Ларса (пограничного перехода) около 25км, нужно пересечь ее до обеда, так как ожидается дождь, которого по ту сторону границы не будет. А на выезде из города появляется навигация, так что теперь точно не заблудимся, да и трек будет записываться, живем :)
Подъезжаем к границе
Постепенно становится все жарче. Делаю остановку, чтобы немного передохнуть. А тем временем незаметно, но постоянно поднимаюсь в подъем. Пока он совсем незначительный и почти не заметен на глаз, но уже ощущаешься ножками :) Такое ощущение, будто колесо пробил и из-за этого хорошо не едешь. Фантомное пробитие :)
Километров за 8-10 до границы поднимается очень сильный ветер прямо в лицо, который еще и принес очень много мыли. Знаете, вот если ты заблудился на велосипеде, то просто езжай против ветра. Скорей всего именно туда тебе и надо! Только я не потерялся, но мне туда надо :)
Ехать становится совсем тяжело: порывы явно выше 20м/с, из-за которых будто в стену упираешься. А еще поднятая пыль летит в глаза и вообще везде... План до обеда пересечь границу под угрозой :)
Но вскоре появляется длинная очередь из фур, ожидающих своей очереди. Очередь начиналась за 4км, причем стоят они в два ряда. Сначала пробую объезжать их слева, но места там совсем нет: ведь легковушки и автобусы проезжают там же, где и я, а ведь еще встречный траффик имеется.
А справа объезжать эту очередь негде. Проблема решилась сама собой: поеду между рядов! Заодно они прикрыли меня от ветра. Главное теперь - ехать осторожно, а то лицом можно открывшуюся дверь поймать, ведь врятли они ожидают тут встретить велосипед.
Вскоре догоняю очередь из легковых машин, объезжаю их тоже. Из окон на меня с завистью смотрят водители и пассажиры :)
Пересекаем границу
В начале одиннадцатого добираюсь до погранцов. Отправляют к будке с паспортом. Подъезжаю, женщина на контроле, конечно, немного офигела, задала несколько вопросов, пару минут поковырялась в компьютере, после чего поставила штамп и отпустила дальше. Даже вещи не проверяли. Полдела сделано! Раньше никогда за границу не ездил, было немножко тревожно, но был план Б в случае отказа в выезде/въезде :) Фото погранпункта делать не рискнул, извините.
Внимание!
Погранпереход Верхний Ларс нельзя пересечь пешком! Только на транспорте. Поскольку велосипед - это транспортное средство, то на нем можно. И прямо без очереди. Пользуемся!
Дальше начинается нейтральная территория: около 4 км постоянного подъема, пока еще не очень крутого, но подъема. И два тоннеля. Вот тут, конечно, самая неприятная часть путешествия. Ущелье, конечно, очень красивое. Но огромные горы мусора портят всё. Должно быть, они там еще с 2022 года лежат, когда толпы россиян ломились в Грузию сами знаете из-за чего. Еще много брошенных машин: очевидно, их либо бросили еще в 2022 году либо это проблемные ведра, у которых что-то не так с документами. Интересно, а кто убирает нейтральную территорию?
Пробираться через пробку в тоннеле, который не вентилируется - это тот еще челленж. Но другого пути нет, так что включаем передний и задний свет и стараемся как можно быстрее проскочить. Благо они не очень длинные, метров по 300-500.
Грузинскую границу прошел еще быстрее: меньше минуты. Меня даже не спрашивали куда и на сколько, просто попросили снять шлем и сфотали (у меня старый загран, без биометрии).
Гамарджоба, Сакартвело!
Гамарджоба - здравствуйте
Сакартвело - Грузия
(груз.)
И вот, я первый раз в жизни оказался за границей, да еще таким экзотическим способом. Первым делом нужно обменять немного денег (ведь российские карты в Грузии не работают) и купить сим-карту. Утром проверил официальный курс лари к рублю, выходило 1 лари = 30руб, но принято менять кратно 1000р. 1000р = 30 лари. Прямо как 15 лет назад к доллару.
Понимаю, что скорей всего на границе курс будет не выгодный, но сим-карта нужна, да и на первые расходы нужно что-то иметь. В первых двух обменниках курс был 23 за 1000, не устроило. Решаю проехать немного дальше. Сегодня меня устроит курс от 27. В третьем пункте курс 30 за 1000, равен официальному. Как так? :) А зарабатывают они каким образом? Не важно, меняю 7000р на 210 лари, покупаю сим-карту с безлимитным интернетом на месяц за 65, отписываюсь родным и двигаю дальше.
Кстати, о связи. Приобрел я сим-карту оператора Silknet. Удивил тот факт, что связь LTE есть даже в горах. Серьезно, я ни разу не остался без связи, будь то горное озеро на 2100 метров, или глухая речная долина. В городах вообще 5G летает. И даже шапочка из фольги не нужна. В то время как в у нас мобильный интернет даже в крупных городах стали регулярно отключать... 25й год на дворе. А еще тут работает Youtube, Запретограмм, Strava и другие привычные сервисы, более недоступные у нас. Бонусом.
Продолжаем путь
Вскоре появляется выбор: ехать с машинами в длинном тоннеле (больше километра) по хорошей дороге или свернуть направо по параллельной грунтовке? Конечно-же направо!
Неспеша еду в подъем по каменистой дороге, как почти сразу нахожу источник с водой, текущей прямо со скалы. Пополняю запасы, заодно опробовал фильтр для очистки. Не знаю, насколько это актуально тут, но на всякий случай прихватил. Как покажет дальнейший путь, вода в Грузии в избытке. Забегая вперед, никаких проблем с водой за все время путешествия я не испытывал.
Подъем становится все круче. Позади 35км, набрал уже метров 600, что совсем непривычно для жителя Ленобласти, где за 100км едва ли 300 метров набора будет. Но я жил и в Прибайкалье, где 1000метров на сотку это норма, так что психологически не проблема. Ну и не забываем про встречный ветер - он дует сквозь ущелье как в аэротрубе. Вывезти бы физухой :)
Решаю немного отдохнуть. Вижу точку интереса в Komoot - какие то водопады справа, рядом с деревушкой Гвелети. Проехать на велике до них нереально, так что цепляю к столбу и иду пешком километр в одну сторону и столько же обратно. Оно того стоило!
Пофотался (камеру смартфона можно активировать с часов), и еду дальше. На второй водопад идти не стал, времени уже мало, на юге темнеет быстро. Сегодня нужно добраться до Стапанцминды (Казбеги), там закупиться продуктами и водой перед ночевкой.
Подъем теперь ощущается гораздо сильнее, но ветер ослаб. Ущелье расширилось до долины, да и к вечеру так обычно и бывает, что ветер стизает. Тем не менее очень часто останавливаюсь перевести дух, пару минут отдыхаю и кручу дальше. Ну и делаю много фото, разумеется!
Проезжаю очередной тоннель, как вскоре начинается спуск. Ура! Я потихоньку поднимался с самого Владикавказа с 700 метров. Сейчас на приборе уже 1700. Тысячу уже набрал, выходит. А внизу спуска уже виднеется Степанцминда (Казбеги).
Заворачиваю в кафешку возле отворота на Троицкую церковь. Здесь группа туристов из Европы, а так же куча щенков с мамкой, которые просят покушац. Вообще, в Грузии очень много собак на улице, но все жирненькие и не агрессивные. Значит, есть что поесть :)
Тем временем, солнце уже скоро скроется за хребтом, так что надо поторопиться с ночевкой. Заканчиваю трапезу и кручу в магазин закупаться. Цены на продукты приятно удивили. На 20-30%, на некоторые позиции даже на 50% дешевле, чем в СПб.
Встать решил прямо в поселке, только забраться подальше от трассы. Заприметил на карте неплохую стоянку с прекрасным видом, но нужно набрать лишних 100 метров высоты. Чего не сделаешь ради вида на Казбек! Ни одна фотография не передает эпичности вида. Пятитысячник!
Нахожу ровное место для палатки. Сегодня ночую на высоте 1800 метров с прекрасным видом на Казбек. Один, в другой стране и первый раз за границей. Ущипните меня.
Быстренько ставлю лагерь. Ужин готовить не буду, плотно поел в кафе. Но чайку с печеньками попью, заслужил :) Первый день путешествия позади: 48 километров, тысяча метров набора высоты и ночёвка с видом на Казбек. Завтра нас ждёт настоящий горный день — долгий подъём на перевал и самая высокая точка маршрута. Дальше будет только интереснее! Не переключайтесь :)
Итоги первого дня:
- Пройдено 48км
- Набор 1080м
- Ср. Скорость 12.4км/ч
- Время в движении 3ч. 21мин.
- Общее время 10ч 33мин.
Продолжение :
Другие интересные статьи на канале: