Найти в Дзене

«Даешь тракторный!»: как музей ЧТЗ хранит память о Танкограде.

После прогулки по Кировке решил я заехать в музей ЧТЗ - Челябинского тракторного завода. Полное название музея звучит так: Музей "Челябинского тракторного завода - УРАЛТРАК", на официальной странице соджержится информация, что это самый крупный и посещаемый заводской музей Челябинской области (многи ли заводских музеев вообще?). Был будний день (понедельник) разгар дня, в музее был я один.
На входе встречает сам Ленин воплощенный в бюсте. Музей открыли 27 октября 1967 года - аккурат к юбилею октябрьской революции. В первую очередь экскурсовод приглашает в зал для просмотра фильма. Сам музей разделён на шесть тематических залов, каждый из которых посвящен определенному этапу в жизни гиганта: от грандиозного начала — «Даешь тракторный!» (1929–1933) — через суровые годы войны, когда завод получил имя «Танкоград» (1941–1945), и послевоенное восстановление до эпохи научно-технического прогресса. Собственно создание Челябинского тракторного завода стало частью первого пятилетнего плана СС

После прогулки по Кировке решил я заехать в музей ЧТЗ - Челябинского тракторного завода. Полное название музея звучит так: Музей "Челябинского тракторного завода - УРАЛТРАК", на официальной странице соджержится информация, что это самый крупный и посещаемый заводской музей Челябинской области (многи ли заводских музеев вообще?). Был будний день (понедельник) разгар дня, в музее был я один.
На входе встречает сам Ленин воплощенный в бюсте.

Музей открыли 27 октября 1967 года - аккурат к юбилею октябрьской революции.

В первую очередь экскурсовод приглашает в зал для просмотра фильма.

-2

Сам музей разделён на шесть тематических залов, каждый из которых посвящен определенному этапу в жизни гиганта: от грандиозного начала — «Даешь тракторный!» (1929–1933) — через суровые годы войны, когда завод получил имя «Танкоград» (1941–1945), и послевоенное восстановление до эпохи научно-технического прогресса.

Собственно создание Челябинского тракторного завода стало частью первого пятилетнего плана СССР. Решение о его строительстве на Урале было утверждено в мае 1929 года с плановой мощностью 40 тысяч машин в год. За основу первого трактора взяли американский Caterpillar 60. Проектирование
осуществлялось при активном участии иностранных специалистов, в
частности, детройтской фирмы Альберта Кана, привлекавшейся ранее к
созданию Сталинградского тракторного завода. К 1933 году предприятие
выпустило первый гусеничный трактор "Сталинец-60", а его официальный
запуск состоялся в июне того же года.

-3

В последующие годы завод наращивал технический потенциал: его машины
успешно прошли испытания в экстремальных условиях Якутии и на Памире, а
модель С-65 получила высшую награду на Всемирной выставке в Париже в
1937 году. Важным достижением стал переход на производство дизельных
тракторов, сделавший ЧТЗ пионером в области советского тракторного
дизелестроения. К концу десятилетия завод освоил выпуск военной техники,
включая артиллерийские тягачи и тяжелые танки КВ. К марту 1940 года с
конвейера сошел стотысячный трактор, а совокупная мощность выпущенной
продукции сравнялась с мощностью десяти Днепрогэсов (раньше очень любили такие аналогии)

100-тысячный трактор
100-тысячный трактор

В 1930-е годы в СССР столкнулись с резким ростом парка различного транспорта (автомобили, трактора) и острой нехваткой жидкого топлива (бензина, дизеля). Выходом из этой ситуации стало решение Совнаркома о массовом производстве газогенераторных установок.

Одним из примеров такой технологии стал газогенераторный трактор на базе дизельного С-65 ("Сталинец-65"): СГ-65

-5

С началом Великой Отечественной войны Челябинский тракторный
завод, продолжавший выпуск тракторов, тягачей и тяжелых танков КВ-1,
стал основой созданного в октябре 1941 года мощного танкостроительного
комбината. В его состав вошли семь эвакуированных предприятий, включая
Харьковский моторный и Ленинградский Кировский заводы, что обусловило
переименование ЧТЗ в Кировский завод Наркомата танковой промышленности.
Этот производственный комплекс, получивший неофициальное название
"Танкоград", в сжатые сроки наладил массовый выпуск бронетехники: уже
через
38 (!) дней был организован выпуск танков Т-34, а в 1943 году -
самоходных артиллерийских установок и тяжелых танков ИС. За годы войны
предприятие произвело 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых
дизельных двигателей и 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.
Конструкторами завода было разработано 13 новых типов бронетехники и 6
типов танковых дизелей, при этом впервые в мировой практике тяжелые
танки собирались на конвейере. Выдающиеся производственные достижения
были отмечены 33 Красными Знаменами Государственного Комитета Обороны,
два из которых остались в коллективе на вечное хранение. Так что победа ковалась здесь - в стенах ЧТЗ.

Антарктида

В 1956 году ЧТЗ приступил к выпуску новой модели гусеничного трактора «Сталинец» С-100, представлявшего собой глубокую модернизацию предыдущей модели С-80 и оснащенного более мощным двигателем. Спустя два года на его базе был разработан болотоходный
вариант С-100Б с увеличенной на 400 миллиметров колеей гусениц.

Особую страницу в истории завода составили специализированные тракторы для Советской Антарктической экспедиции. Еще в январе 1956 года первые
тракторы «Сталинец-80» прибыли в Антарктиду, а к 1959 году, когда на
континенте работали уже пять постоянных советских станций, им на смену
пришла специальная партия арктических тракторов С-100А. Эти машины
оснащались четырехцилиндровым дизельным двигателем КДМ-100 с
предкамерным смесеобразованием, который развивал мощность 100 лошадиных сил при 1050 оборотах в минуту и обеспечивал надежную работу в
экстремальных условиях.

Стенд посвященный освоению Антарктиды
Стенд посвященный освоению Антарктиды

-7

Двигатели

-8

Музей спонсируется непосредственно ЧТЗ, поэтому вход и экскурсионное обслуживание бесплатное.

Адрес: Артиллерийская ул., 121, Челябинск

Часы работы: пн-пт 10:00–18:00, перерыв 13:00–14:00

Тракторы
3958 интересуются