Что мы знаем о Челябинске? Для многих это — суровый город
уральских заводов, родина знаменитого метеорита. Но так ли он прост? На
все вопросы я не отвечу, но постараюсь показать его с неожиданной
стороны. В Челябинск я добирался из Кургана на электричке. Путь занял чуть
меньше 3,5 часов, билет обошелся примерно в 800 рублей. Несмотря на
конец сентября, кое-где с утра лежал лед — ночью приморозило. С вокзала
до центра доехал на трамвае. Они, кстати, оказались довольно
современными, не теми «подарками» из Москвы, что часто встречаются в
регионах. Такие мелочи сразу напоминают: всё-таки город-миллионник.
Краткая историческая справка
В 1736 году на урочище Селябэ заложили крепость — один из многих опорных пунктов на границе русских владений. Долгое время это было тихое и ничем не примечательное поселение.
Всё изменилось в конце XIX века, когда через Челябинск прошла
Самаро-Злотоустовская железная дорога. В одночасье город стал «Воротами в
Сибирь». Сюда хлынули потоки переселенцев, товаров и капиталов.
Челябинск превратился в крупнейший торговый хаб, знаменитый своим
хлебным экспортом. Население за 20 лет выросло в 3,5 раза: с 20 тысяч
человек в 1897 году до 70 тысяч к 1917-му.
Но главная метаморфоза ждала его впереди. В 1930-е годы, в эпоху
индустриализации, советская власть решила превратить Урал в «опорный
край державы». На месте купеческого города выросли гигантские заводы,
главный из которых — Челябинский тракторный. Судьба города была навсегда
изменена.
Великая Отечественная война стала для Челябинска временем наивысшего напряжения и героизма. Сюда эвакуировали десятки предприятий из западной части страны. Слившись в единый организм, они породили легендарный
«Танкоград». В суровых цехах ковалась победа: каждый третий танк,
отправленный на фронт, был сделан здесь. После войны город продолжал
наращивать промышленную мощь, став одним из флагманов советской
индустрии, но заплатив за это высокую экологическую цену. Современный
Челябинск, переживший новый виток славы после падения знаменитого
метеорита в 2013 году, — это уже не просто «город-завод». Это крупный
мегаполис, который старательно ищет новую идентичность, вспоминая свое
купеческое прошлое и развиваясь как современный центр с благоустроенными
набережными, парками и новой культурной жизнью. Так, из небольшой
крепости он прошел путь до индустриального сердца России, доказав свою
способность постоянно перерождаться. По центру Челябинска мы и пройдемся.
Рядом с Троицким мостом скромно расположился памятник композитору Прокофьеву. А вот главный городской музей — Государственный исторический музей Южного Урала — мне, к сожалению, посетить не удалось. Я попал в тот самый единственный санитарный день в месяце.
Не в каждом городе ставят памятники бывшим градоначальникам, но Челябинск — исключение. Петр Иванович Сумин был губернатором на протяжении 15 лет (с 1996 по 2010 год), и его память здесь чтят.
Сердце города — пешеходная улица Кирова, она же Кировка, где жизнь бьет ключом. Рядом с ней — величественное здание театра оперы и балета им. Глинки.
Идем далее
Диалог сквозь время
А теперь давайте посмотрим, как менялся облик улицы Кирова и ее
окрестностей. Лучший способ это увидеть — окунуться в историю с помощью
фотографий.
Фото: Прием документов в губернский архив, 1921 год
Угол улиц Кирова и Карла Маркса.
1921 год. Здесь, в здании, когда-то процветал табачный магазин. Сегодня его место заняли кафе и магазины.
Дом купцов Злоказовых.
В 1920-е годы в этом здании, где когда-то торговали купцы, располагалась центральная библиотека-читальня. Сегодня здесь работает
бар-гриль, и в его стенах по-прежнему кипит жизнь, хоть и совсем иная.
Торговый дом Валеева
Это здание — не просто визитная карточка Челябинска, а место, где переплелись истории удивительных людей и предпринимательской смекалки.
Еще в начале XX века на этом перекрестке стояли два разных владения. Но
вскоре троицкий купец Мухаметжан Валеев и потомственная гражданка
Антонида Грибушина построили здесь роскошные магазины. Особенно
выделялся Торговый дом Валеева — настоящий дворец коммерции в стиле
модерн. По легенде, при закладке в фундамент кидали драгоценности «на
счастье». Он был оснащен по последнему слову техники: собственный дизель-генератор обеспечивал электричеством витрины с манекенами, что было неслыханной роскошью. Здесь продавали всё — от ювелирных украшений и граммофонов до пуховых платков.
Удивительно, но его фасад спустя столетие дошел до нас практически в первозданном виде, храня память о бурной эпохе, когда по центральной улице еще ездили лошади, а это здание уже сияло электрическим светом.
Праздник "День колоса"
В свое время отделения "Общества Красного креста" устраивали "День колоса" - благотворительное мероприятие, проводившиеся на ежегодной основе, направленное на сбор средств в пользу жителей районов,
пострадавших от неурожая. На первом фото - "День Колоса" в Челябинске в 1912 году. Как видно по фото: пропала арка и сместился вход.
Бронзовые жители Кировки
Прогуливаясь по пешеходной зоне, невозможно не заметить огромное количество арт-объектов, которые делают улицу живой и фотогеничной. Здесь вас встречают:
Мать, дитя и голубь — трогательная сцена семейной идиллии.
Пожарный с бочкой — напоминание о службах прошлого.
Художник у зеркального мольберта — в котором отражаются сами прохожие.
Чистильщик обуви - зарисовки из той жизни
Модница
Жанровая скульптура "Около оазиса". Причем здесь верблюд? А дело в том, что верблюд изображен на гербе Челябинска
Верблюд на гербе впервые появился уже в 1730-х годах, а
официально был утвержден в 1743 году. Инициатором создания герба для
вновь образованной Исетской провинции выступил историк и государственный
деятель Василий Татищев. Именно он в 1737 году представил несколько
проектов, на одном из которых и был изображен верблюд. Согласно
распространенной и логичной версии, Татищев рассматривал регион как
будущий крупный торговый узел, связывающий Россию со Средней Азией.
Поскольку главным средством перевозки товаров в тех краях были верблюды,
это животное стало идеальным символом торгового процветания. Кроме
того, климат и степные просторы Южного Урала хорошо подходили для этих
животных, что делало символ еще более уместным и понятным для
современников. Таким образом, верблюд был выбран не как отражение
местной фауны, а как стратегический символ экономических амбиций и
географического положения региона.
Памятник профессиональному нищему, как раз напротив банка.
Извозчик - говорят, что в этом месте располагалась одна из стоянок.
Внутренние дворы Кировки
Закончим нашу прогулку по Кировке памятником танкистам-добровольцам
Памятник увековечил не просто воинскую часть, а уникальное явление
в истории Великой Отечественной войны — Уральский добровольческий
корпус, созданный на народные средства. Важно помнить, что это были не
призванные солдаты, а добровольцы, которые рвались защищать
свою землю. Поэтому монумент — это больше, чем память о
танкистах; это память о величайшей жертвенности и единстве, которые
стали залогом Победы.
А что вы думаете о бронзовых памятниках Кировки: норм или перебор?