Найти в Дзене
Диванный Адмирал

Почему это место обходили моряки: прожорливые Гудвинские мели

Ахой, мореманы! Сегодня мы поговорим о месте, от одного названия которого у капитанов прошлого холодел затылок и которое стало сценой для легенды о шхуне "Леди Лавибонд" (кто упустил наш разговор о ней — ссылка в конце статьи). Гудвинские мели — 15 километров песчаных отмелей и подводных банок в проливе Ла-Манш, всего в 10 км от берегов Англии. И знаете, что самое жуткое? Эти отмели постоянно мигрируют, меняют форму, как живое существо. То, что вчера было проходимым фарватером, сегодня могло успеть превратиться в смертельную ловушку. Есть легенда, что когда-то на месте мелей находился остров Ломеа, принадлежавший графу Годвину Уэссекскому. В XI веке граф, мягко говоря, поскупился на ремонт защитных дамб. И вот в 1099 году грянул чудовищный шторм, за одну ночь поглотивший весь остров вместе с поселениями. Осталась только эта коварная песчаная гряда, словно призрак затонувшей земли. Права ли легенда, нет ли — не важно, факт все равно остается фактом: мели действительно ведут себя как неч

Ахой, мореманы! Сегодня мы поговорим о месте, от одного названия которого у капитанов прошлого холодел затылок и которое стало сценой для легенды о шхуне "Леди Лавибонд" (кто упустил наш разговор о ней — ссылка в конце статьи). Гудвинские мели — 15 километров песчаных отмелей и подводных банок в проливе Ла-Манш, всего в 10 км от берегов Англии. И знаете, что самое жуткое? Эти отмели постоянно мигрируют, меняют форму, как живое существо. То, что вчера было проходимым фарватером, сегодня могло успеть превратиться в смертельную ловушку.

Есть легенда, что когда-то на месте мелей находился остров Ломеа, принадлежавший графу Годвину Уэссекскому. В XI веке граф, мягко говоря, поскупился на ремонт защитных дамб. И вот в 1099 году грянул чудовищный шторм, за одну ночь поглотивший весь остров вместе с поселениями. Осталась только эта коварная песчаная гряда, словно призрак затонувшей земли.

Права ли легенда, нет ли — не важно, факт все равно остается фактом: мели действительно ведут себя как нечто живое и очень недружелюбное.

Во-первых, рельеф дна меняется после каждого серьезного шторма. Карты устаревают буквально за месяцы, и какой-нибудь несчастный капитан мог идти проверенным маршрутом и внезапно обнаружить под килем песок там, где еще недавно была глубина.

Во-вторых, течения. Можно всеми правдами и неправдами пытаться обойти отмель, а мощный поток просто снесет судно прямо на песчаную банку. И ничего не сделать — паруса против такой силы часто бессильны.

В-третьих, погода. Внезапные туманы легко могут лишить видимости, а штормы — превратить и без того опасные воды в настоящий ад.

-2
  • Самые громкие жертвы «пожирателя кораблей»

Великий ураган — самый разрушительный шторм в истории Британии, произошедший в ноябре 1703 года. На Гудвинских мелях тогда за одну ночь погибло сразу аж четыре линейных корабля Королевского флота, включая 70-пушечный «Стерлинг Касл». Из 349 членов экипажа выжило всего 70 человек. А ведь это была гордость британского флота!

Торговые суда гибли здесь сотнями. Груз на дне, команда — кому повезет. Местные жители даже прозвали мели «корабельным кладбищем». По некоторым оценкам, на дне покоятся обломки более тысячи судов разных эпох.

А в 1914 году здесь затонул немецкий пароход «Монте-Ольга» — и это уже XX век! Технологии развивались, но мелям было все равно — ничто не могло остановить их от сбора своей жатвы.

-3

  • Как люди боролись с убийственными отмелями

Британцы не были бы британцами, если б просто смирились с потерями, как-то способность смиряться с обстоятельствами исторически за ними не водится. В XVIII веке на краю мелей начали выставлять специальные корабли-маяки — суда, которые месяцами стояли на якоре, предупреждая других об опасности. Служба на них считалась одной из самых тяжелых: постоянная качка, изоляция, и при этом смотритель находился в самом опасном месте.

Местные рыбаки и спасатели становились настоящими героями, то и дело вытаскивая выживших из ледяной воды. Спасательная служба Deal Boatmen вообще знатно прославилась своими отчаянными операциями в шторм — когда другие считали выход в море невозможным, они брались за дело.

А потом пришли технологии: радар, GPS, точные карты морского дна. И вот уже Гудвинские мели из смертельной угрозы превратились в туристический объект и место для дайверов.

На этой карте как раз отлично видно
На этой карте как раз отлично видно

Помимо просто туристической ценности, Гудвинские мели — это, по понятным печальным причинам, уникальное подводное кладбище артефактов. Здесь покоятся остатки кораблей от средневековья до XX века. Дайверы находят пушки, якоря, монеты, личные вещи моряков. Каждое погружение — как маленькое путешествие во времени.

Вот такая история о море, не прощающем ошибок. Будь вы капитаном, рискнули бы идти через эти мели? А какие еще опасные места мирового океана знаете вы? Делитесь в комментариях, а еще подписывайтесь, у вашего покорного тут регулярно что-то любопытное морское да историческое, а пока — семь футов под килем и до новых встреч!