Найти в Дзене
Диванный Адмирал

Корабли, ушедшие на дно не так, как в кино: несколько нестандартных историй

Ахой, мореманы! Продолжаем с вами подводную тему небольшой подборкой историй затонувших (и вообще так или иначе сгинувших) кораблей. Мне попалось несколько необычных случаев, и я, как водится, несу их вам. Поехали! Ну, вернее, не совсем территория, но ее маркер. Но давайте по порядку. Дело было (да и есть, что уж) в Южно-Китайском море, где Филиппины в 1999 году намеренно посадили на мель старый корабль. BRP Sierra Madre, бывший американский танкодесантный корабль USS Harnett County, был передан США Филиппинам в 1976 году, и уже тогда послужил прилично: построен он был в 1944 году и успел поучаствовать во Второй мировой. И вот его последней службой оказалось быть посаженным на мель на территории, на которую претендует еще как минимум Китай. И нет, Sierra Madre не просто там стоит. Это настоящая база филиппинских морпехов, которые исправно несут вахту на борту. Китай не отстает и делает все, что в его силах, чтобы нарушить работу этой базы. Борьба идет и дипломатическая. Интересно, чем

Ахой, мореманы! Продолжаем с вами подводную тему небольшой подборкой историй затонувших (и вообще так или иначе сгинувших) кораблей. Мне попалось несколько необычных случаев, и я, как водится, несу их вам. Поехали!

Фотографии, если что, случайные — в данном случае просто для красоты.
Фотографии, если что, случайные — в данном случае просто для красоты.
  • Корабль-территория

Ну, вернее, не совсем территория, но ее маркер. Но давайте по порядку.

Дело было (да и есть, что уж) в Южно-Китайском море, где Филиппины в 1999 году намеренно посадили на мель старый корабль. BRP Sierra Madre, бывший американский танкодесантный корабль USS Harnett County, был передан США Филиппинам в 1976 году, и уже тогда послужил прилично: построен он был в 1944 году и успел поучаствовать во Второй мировой. И вот его последней службой оказалось быть посаженным на мель на территории, на которую претендует еще как минимум Китай. И нет, Sierra Madre не просто там стоит. Это настоящая база филиппинских морпехов, которые исправно несут вахту на борту. Китай не отстает и делает все, что в его силах, чтобы нарушить работу этой базы. Борьба идет и дипломатическая. Интересно, чем же в конечном итоге эта история кончится, учитывая еще и то, что время не щадит Sierra Madre, и долго без регулярных ремонтов он не простоит?

-2
  • Как сломанный санузел подлодку затопил

В апреле 1945 года на дно ушла немецкая подлодка U-1206. Она тогда была у берегов Шотландии на боевом задании. Капитан-лейтенант заметил поломку санузла, но механик был занят починкой двигателя, что, как вы понимаете, важнее. Зато за санузел взялся матрос-моторист. И этот умелец не заметил, что клапан унитаза открыт. Проблема этого в том, что при попытке починки из-за этого клапана в отсек под высоким давлением хлынула забортная вода. А потом она попала в аккумуляторный отсек. Там, мешаясь с кислотой от батарей, она вызвала выделение хлора, как известно, газа очень ядовитого. Командир приказал всплыть во имя спасения экипажа, где подлодку атаковали британцы. Экипажу пришлось затопить свое судно и эвакуироваться. Все, кстати, выжили. Этот случай считается одним из самых абсурдных примеров гибели боевого корабля.

-3
  • От выжившего к выжившему: рука помощи, протянутая через десятилетие

Наверное, эта история как раз-таки заслуживает собственного фильма, потому что сюжет ничуть не хуже иной фикции. Перенесемся в 12 июля 1866 года, в день, когда пароход SS Cawarra, направлявшийся из Сиднея в Брисбен и Рокхэмптон, попал в страшный шторм. Судно везло серьезный груз, включавший в себя уголь и припасы для северных поселений, а также имело на борту не только команду, но и пассажиров. Капитан, видя все ухудшающиеся погодные условия, решил укрыться в гавани Ньюкасла, и кто бы знал, что это решение станет фатальной ошибкой. При входе в устье реки Хантер пароход накрыло серией огромных мощных волн. Капитан отдал распоряжение дать задний ход обратно в открытое море, но было уже поздно. Волна, вторая — и вода просочилась внутрь, ниже и ниже, заливая не только палубы, но и гася котлы. Так Cawarra потерял управление. Судно заносило, било волнами, оно уходило под воду носом вперед. Люди несколько часов держались, надеясь на спасение. И нет, не спешите ругать капитана и команду: они сделали все, что было в их силах, хотели и спасательные лодки спустить, но в таких условиях все усилия были тщетны. В конечном итоге Cawarra накренился, перевернулся и сгинул в волнах, будто его и не было, забирая и всех людей на своем борту с собой. Ну, или почти всех. 

Смотрители ближайшего маяка видели трагедию, но реально помочь смогли только когда волны успокоились достаточно, чтобы спустить на них лодку без риска самим превратиться в катастрофу. К сожалению, спасти на том этапе можно было только одного человека — матроса Фредерика В. Хеджеса. Должно быть, для одного из спасателей — ассистента смотрителя маяка Джеймса Джонсона — это значило очень много. Вероятно, даже заставило его пережить свою самую страшную из ночей, потому что он в 1857 был... Единственным выжившим в крушении корабля Dunbar. И ведь тогда тоже был шторм. Только еще были скалы у Южного мыса при входе в сиднейский Порт-Джексон. Джонсон провел 47 часов на одной из них, цепляясь за то, что уничтожило Dunbar. 

 Вообще, тот шторм, отправивший на дно SS Cawarra, сгубил еще 14 судов меж Сиднеем и Порт-Стивенсом, на дно ушли 77 человек. И пусть официальной причиной гибели SS Cawarra были названы "непреодолимые погодные условия", общественность небезосновательно посчитала, что он был перегружен (тонн так на 50 по примерным подсчетам давшего показания инженера). В итоге эта трагедия привела к введению "грузовой марки Плимсолла" (1876), предотвращавшей перегруз судов. Кстати, в крушении Dunbar тоже частично был виновен перегруз (на минуточку, аж на 60 тонн), но тогда внимание обратили не на это, а на недостаток маяков на местности. На Южном мысе в конечном итоге возвели маяк Хорнби. 

(Прим.авт.: этот сегмент был переписан, ныне в его основе лежат статьи австралийских историков, газетные репортажи от 1857 и 1866 годов, судебные протоколы и прямые цитаты обоих выживших

-4

Вот такие сегодня истории с морского дна. Как всегда, делитесь своими мыслями и известными вам историями в комментариях, подписывайтесь, чтоб не пропустить другие корабельно-исторические байки и не стесняйтесь запрашивать новые темы для следующих статей. Семь футов под килем и до новых встреч!

К слову, о причине добавления спонтанного примечания автора подробно вот тут: