Найти в Дзене
Живописные истории

«Кот-де-Грюетт, недалеко от Понтуаза» Камиля Писсарро

Среди знаменитых деревень и городков, встречающихся на протяжении всей ранней истории импрессионизма – Аржантёй, Лувесьен, Вуазен и Буживаль, все расположенные на Сене или близ неё, к западу от Парижа, – небольшой нормандский городок Понтуаз, расположенный между Парижем и Руаном, занимает особое место. Он тесно связан с именем Камиля Писсарро (1830–1903), который жил там в конце 1860-х годов и с 1872 по 1882 год. Некоторые из его лучших пейзажей периода ранних импрессионистских выставок были вдохновлены этим городом и близлежащей речкой Эрнитаж. Писсарро нашёл в Понтуазе именно те мотивы, которые его больше всего привлекали. Ведь его никогда не привлекали драматические пейзажи, которые восхищали Клода Моне (1840–1926), а пейзаж, который удерживал Альфреда Сислея (1839–1899) в Море-сюр-Луан на протяжении двадцати лет, был, пожалуй, слишком тихим даже для Писсарро. Он любил оживлённую сельскую жизнь с мягкими контрастами возделанных полей, лесистых склонов и деревенских окраин, подч

Среди знаменитых деревень и городков, встречающихся на протяжении всей ранней истории импрессионизма – Аржантёй, Лувесьен, Вуазен и Буживаль, все расположенные на Сене или близ неё, к западу от Парижа, – небольшой нормандский городок Понтуаз, расположенный между Парижем и Руаном, занимает особое место.

Он тесно связан с именем Камиля Писсарро (1830–1903), который жил там в конце 1860-х годов и с 1872 по 1882 год.

Некоторые из его лучших пейзажей периода ранних импрессионистских выставок были вдохновлены этим городом и близлежащей речкой Эрнитаж.

Писсарро нашёл в Понтуазе именно те мотивы, которые его больше всего привлекали.

Ведь его никогда не привлекали драматические пейзажи, которые восхищали Клода Моне (1840–1926), а пейзаж, который удерживал Альфреда Сислея (1839–1899) в Море-сюр-Луан на протяжении двадцати лет, был, пожалуй, слишком тихим даже для Писсарро.

Он любил оживлённую сельскую жизнь с мягкими контрастами возделанных полей, лесистых склонов и деревенских окраин, подчёркнутых присутствием местных жителей и сельскохозяйственных рабочих.

В 1870-х годах композиционные приёмы Писсарро стали более разнообразными и смелыми.

Один из его замечательных ранних видов Понтуаза, созданный в первый период его пребывания там, «Холм Жалле, Понтуаз» 1867 года (Метрополитен-музей), предвещает подобные нововведения, но скорее напоминает Камиля Коро (1796–1875), чем Писсарро 1870-х годов.

Во время своего следующего, десятилетнего пребывания в Понтуазе он начал изображать дома на склонах холма, виднеющиеся сквозь плотный частокол из стволов деревьев («The Cote des Boeufs at L'Hermitage», 1877; Национальная галерея, Лондон),

The Cote des Boeufs at L'Hermitage
The Cote des Boeufs at L'Hermitage
Chemin montant, rue de la Cote-du-Jalet, Pontoise
Chemin montant, rue de la Cote-du-Jalet, Pontoise

и сопоставлять пологие и восходящие точки обзора, вдохновлённые головокружительными склонами Понтуаза («Chemin montant, rue de la Cote-du-Jalet, Pontoise», 1875; Бруклинский музей искусств).

Кот-де-Грюетт, недалеко от Понтуаза
Кот-де-Грюетт, недалеко от Понтуаза

В этом интимном пейзаже конца лета или начала осени, написанном около 1878 года, мы видим более сдержанный стиль работы художника.

Интересным является расположение высокого, тонкого ствола дерева почти в самом центре холста, который создает ощущение перспективных весов по обе стороны от него, избегая тем самым слишком шаблонной композиции.

Слева взгляд быстро перемещается от переднего плана с подлеском и ежевикой к далёкому горизонту через долину.

Справа разнообразные мазки кисти создают впечатление, будто деревья отступают вдоль тропинки – от отдельных прорисованных листьев к более тонкой, спутанной текстуре листвы в центре.

На тропинке два жителя деревни, возможно, обменявшись парой слов, расходятся, что странным образом усиливает ощущение одиночества на картине.

Всё это передано с непринуждённой простотой; Писсарро никогда не добавляет излишней эмоциональности в своих работах, не делает лишних драматических или сентиментальных штрихов.

Но в этой открывшейся перед нами сцене, по выражению самого художника, есть что-то от "осени и ее страстей".

Осень и весна, по-видимому, были любимыми временами года Писсарро, особенно в 1870-х годах, поскольку он находил яркую зелень лета слишком однообразной, а яркий солнечный свет — слишком блеклым.

Среди импрессионистов Писсарро и Сислей — великие летописцы осенних перемен, от первых проблесков коричневого и жёлтого на деревьях до последних листьев, оставшихся на ветвях с приходом зимы.

Но если Сислей наполнял свои работы английской поэзией меланхолического одиночества, словно лишённого уходящего лета, то сельские настроения Писсарро более философичны. Он наслаждается красками осени, но принимает перемены как неизбежную часть годового цикла.

Картина «Кот-де-Грюетт, недалеко от Понтуаза» была написана около 1878 года. Увидеть её можно в Метрополитен-музее.

Серия статей о Камиле Писсарро:

Камиль Писсарро | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-4