Найти в Дзене
Navygaming Channel

Взрыв подводной лодки, подрыв на мине крейсера - события идут не так как хотелось бы... /11/ Если за все переживать, то когда службу нести?

После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника. Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. Продолжаем. "Сегодня в нашей подводной семье - новое несчастье. Какой-то рок преследует одну из наших лодок. В то время, когда, по счастливой случайности на этой лодке было только двое людей, на ней раздался сначала глухой взрыв, затем другой, более грандиозный, и столб пламени и густого дыма под­нялся из люка лодки. Один из м
После писем испанского адмирала П.Серверы, дневников командира канонерской лодки "Виксбург" (ВМС США), воспоминаний британского
офицера, служившего на корветах в годы Второй мировой - настала очередь воспоминаний русского морского офицера-подводника.

Дневниковые записи выражают субъективное видение и понимание автором событий, явлений, участником или свидетелем которых он являлся. Автор сам
определяет значимость и проводит отбор сведений, которые необходимо
отразить, в соответствии со степенью их значимости для себя, а также для
читателей. Предлагаю именно с таких позиций оценивать изложенный
материал, к которому мы, по возможности, добавим свои комментарии. Продолжаем.

13-го мая

"Сегодня в нашей подводной семье - новое несчастье. Какой-то рок преследует одну из наших лодок. В то время, когда, по счастливой случайности на этой лодке было только двое людей, на ней раздался сначала глухой взрыв, затем другой, более грандиозный, и столб пламени и густого дыма под­нялся из люка лодки. Один из матросов каким-то чу­дом успел выскочить из неё; спасти же другого не было никакой возможности, так как снова последо­вал ряд взрывов: лодка начала погружаться и вскоре совершенно скрылась под водой, унося с собой но­вую жертву; погиб пришедший в гостя «земляк» од­ного из команды. Теперь у места гибели хлопочет начальство, которое, из боязни нового взрыва, держится на са­мом почтенном расстоянии..."

Нельзя не согласиться с автором воспоминаний, что "рок преследует одну из лодок". Правда, как мне кажется в одном случае этот рок имеет название - "отсутствие опыта и паника", а во втором - разгильдяйство. И можно только в очередной раз удивиться, как это представляет автор дневника, с какой то безысходностью и минимум как проявление наказания свыше. И конечно переводит стрелки на "начальство", которое хлопочет, но судя по всему "оно и виновато.

Если по существу, то действительно 5 (по другим данным -10) мая 1905 года на одной из русских лодок произошел взрыв, и этой лодкой был тот самый "Дельфин" - первая боевая подводная лодка русского флота (командир - Г.С.Завойко). Автор уже упоминал эту лодку и ее аварию с гибелью людей (в том числе и командира лодки), которая произошла в Кронштадте (об этом есть на канале отдельная статься). И вот 5 (10) мая - снова происшествие, с гибелью человека. Читая воспоминания МТ, создается впечатление, что все это следствия какой то "закономерности", недоступной для понимания людям. Хотя на самом деле это не так, да и последствия были гораздо меньше: 5 (10) мая был взрыв внутри лодки, после чего она затонула, но уже через неделю лодку подняли и 8 октября "Дельфин" смог снова выйти в море для проведения испытаний.

"Работают водолазы... Подведены подъемные краны... Снова поднимут это несчастное судно, снова исправят, снова израсходуют большие деньги, а причины несчастья, стоившего только случайно жизни одного, а не всего экипажа, несомненно будут отнесены к пункту, который у нас во многих случаях явля­ется спасительным: «к неизбежным в море случайностям»...

Сколько горечи в этих словах, и "несчастное судно", и "большие деньги", и "жизнь человека", и конечно начальство все скроет. Вот только, учитывая, что воспоминания писались после этих событий, причины которого были установлены довольно быстро и не были тайной, а также то, что изданы сами воспоминания через несколько лет после всего произошедшего, то можно усомниться в искренности автора. Дело в том, что взрыв произошел не сам по себе (полную историю происшествия можно также прочитать в отдельной статье на канале), и у автора этого ЧП есть конкретная фамилия.

Подводная лодка "Дельфин" после подъема на поверхность, Владивосток
Подводная лодка "Дельфин" после подъема на поверхность, Владивосток

Дело в том, что "Дельфин" после прихода с моря поставили в ремонт, в ходе которого вскрыли топливные цистерны. Подводную лодку поставили на стоянке с включенными вентиляторами для проветривания, экипаж покинул лодку, были выставлены двое вахтенных для охраны.

И вот один из вахтенных решил провести экскурсию для своего земляка с отряда крейсеров, для этого они спустились в корпус, в котором было высоко содержание паров бензина. Видимо эти "посетители" включили освещение в лодке - в итоге взрыв паров бензина и гибель одного из них (того самого унтера-офицера из отряда крейсеров). Так что никакого рока или "сверхестественных сил" здесь не было - обычное разгильдяйство и человеческая глупость, за что пришлось расплачиваться и жизнью, и травмами, и дополнительными работами и расходами, о которых "льет крокодильи слезы" автор. Ему бы, командиру подводной лодки, сделать выводы, да провести занятия со своими подчиненными по мерам пожарной и взрывобезопасности, да над личной дисциплиной матросов и унтер-офицеров подумать.

Подводная лодка "Дельфин" после подъема на поверхность, Владивосток
Подводная лодка "Дельфин" после подъема на поверхность, Владивосток

Кстати, после подъема лодки проблемы и взрывы продолжились еще трое суток - на этот раз в корпусе начал взрываться газ от разложения воды током аккумуляторных батарей. Взрывы прекратились только после полного разряжения аккумуляторов. Вот такая "экскурсия". И еще раз повторюсь - сомневаюсь, что автор воспоминаний не знал всего этого! Но писать об этом не стал. Странно, правда? Хотя судя по продолжению - не удивительно.

"К вечеру на наш порт обрушилось новое не­счастие. Вот уж, действительно, верно: пришла беда -открывай ворота... С моря вернулся наш лучший крейсер с боль­шой минной пробоиной. Самое ужасное, что произошло это именно в то время, когда, в виду предстоя­щего генерального боя, должно быть напряжение всех наших сил. Стыдно сказать, но с этим крейсером, в эту войну побившим рекорд на число пробоин от мин и камней, - это уже пятая катастрофа. Не хочется ве­рить, но заделка последней пробоины на этом крей­сере обошлась казне ни мало ни много в 340.221 рубль, - стоимость целого контрминоносца."

В данном случае, видимо речь идет о русском броненосном крейсере "Громобой", он действительно 24 мая 1905 года подорвался на мине у о.Русский и потом ремонтировался - был введён в строй только в сентябре 1905 года.

Крейсер "Громобой" в доке
Крейсер "Громобой" в доке

Правда как мы видим, не такой уж и большой был ущерб, сквозной пробоины не было, была сорвана деревянная обшивка подводной части корпуса, образовались трещины наружной железной обшивки, которая была вогнута. Планировали починить крейсер за месяц, но правда позже оказалось, что повреждений больше (по площади борта), и ремонт не настолько крупный, но пришлось четыре месяца провести крейсеру в доке (правда война уже как таковая закончилась, )). В тоже время, нельзя не согласиться с важностью поддержания этого крейсера в боевой готовности - подрыв произошел 24 мая (по н.стилю), а буквально через три дня - была Цусима (27-28 мая), то есть накануне! Любопытно, что все это описано в дневнике под датой "13 мая" - в то время как взрыв на "Дельфине" - 5(10) мая, а подрыв "Громобоя" - 24 мая. Хотя могут быть разночтения из-за смены стиля дат (такое сплошь и рядом в документах).

Видимо автор дневника решил собрать все происшествия и "покритиковать", только что и кого?

"Не могу не отметить следующий факт. Когда с моря последний раз вернулся этот злополучный крейсер, в нашем единственном сухом доке стоял другой крейсер, который уже около 10 месяцев чи­нился от своей пробоины, и все не мог никак от неё излечиться, несмотря на то, что требовал на это ле­чение колоссальных средств, - поэтому в порту зака­зан был кессон, с помощью которого и должна была производиться заделка полученной крейсером про­боины.
Крейсер "Громобой" в сухом доке Владивостока
Крейсер "Громобой" в сухом доке Владивостока

И этот факт верен, сухой док Владивостока в тот период был занят крейсером "Богатырь", который за год до этого - 15 мая 1904 года не просто "чинился от своей пробоины" - а налетел на камни у мыса Брюса в Амурском заливе, и так распорол себе днище, что его с трудом удалось спасти. Более того, кессон бы ему не помог, так как требовалось выполнить больший объем работы в сухом доке.

"Нагнали плотников работа закипела... Инте­ресно, однако, - пятого числа этот злополучный крей­сер все-таки был введен в док взамен другого, неиз­лечимо больного, который временно вывели из дока, между тем шестого, седьмого, восьмого и далее экстренные работы плотников на кессоне все еще продолжались, хотя надобности в нем уже и не предвиделось. Между тем почти все требования с флотилии подводных лодок о присылке плотников пор­том оставлялись без удовлетворения под предлогом, что плотники заняты в порту «весьма срочными работами».

Возмущение и зависть командира подводной лодки к тому, что кто-то получает рабочих для выполнения работ, а кто-то нет - понятна. Но должен быть и здравый смысл. Неизвестно про какие даты упоминает автор - "пятого числа", "шестого, седьмого, восьмого"..... Мы уже выяснили, что "Громобой" подорвался 24 мая 1905 года, но важно что, в сухой док его ввели только 23 июня!!! - через месяц, и причина как раз в том, что "Богатырь" оттуда не так просто было вывести. Не исключено, что именно для этого и проводились срочные работы над кессоном - чтобы обеспечить вывод "Богатыря" из дока с незаконченными работами на днище! Так что опять претензии странные и необоснованные.

Крейсер "Богатырь" во Владивостоке
Крейсер "Богатырь" во Владивостоке

Кстати, крейсер "Громобой" вернулся в строй 6 сентября 1905 года, и задержки в его ремонте были связаны не только с занятостью дока, но и с тем, что вмешался никак не предусмотренный начальством фактор - пьянство рабочих порта, что снизило темп работ. Но зачем это автору воспоминаний, если можно с обидой в голосе обвинить во всех грехах портовое начальство. Интересно, зачем командиру подводной лодки "Скат" требовались плотники?

Продолжение следует, ссылка - ЗДЕСЬ

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).