О том, чтобы написать эту короткую заметку меня подтолкнули два реальных случая из личной практики. Так получилось, что два раза (спойлер - больше, но об этом ниже) мне пришлось нарушить Приказ МЧС России от 6 июля 2020 г. N 487 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации" а именно: Статья II. «Требования к пользованию маломерными судами» п. 13 «При плавании на маломерных судах запрещается»: п.п. с) выходить на судовой ход при видимости, составляющей менее 1 километра; у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование и х) эксплуатировать судно в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней требованиям, установленным МППСС-72 и ГШВВП;
А всё почему? Потому что немного не рассчитав время светового дня и вынужденной остановки из-за ремонта двигателя и оказания помощи на воде на базу пришлось возвращаться уже не просто в потёмках - а глубокой ночью. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так вот, что я хочу сказать об этих «увлекательных» происшествиях - не делайте так НИКОГДА. Особенно если у вас не катер а надувная моторная лодка как у меня, куда ходовые огни не предусматриваются в принципе. И дело здесь не в том, что движение в тёмное время суток доставляет некоторый дискомфорт для судоводителя а в том, что это - действительно опасно.
Ни для кого не секрет, что ночью всё кажется совсем иным, чем при свете дня. Но понять и осознать это можно только испытав лично. И здесь нужно сразу сказать, что маломерное судно - это не автомобиль, где водителю ночью помогают фары ближнего и дальнего света. Как показывает практика - на воде все эти установленные на носу вперёдсмотрящие огни и фара - искатель просто бесполезны. Другие условия по сравнению с той же дорогой. Какая бы ни была мощная фара или даже прожектор на лодке, они из-за большего рассеивания на воде не захватывают фокус а наоборот - рассеивают его.
Первый раз я попал в такую ситуацию на Ладоге, когда уже под вечер пришлось взять на буксир потерявшее ход судно, которое пришлось буксировать от траверза Габановского маяка до устья реки Лисья из за серьёзной потери в скорости с 42 до 7 км/час к Лисьей мы шли 5 часов за место обычных 40 минут и подойдя к устью этой речки ночью я смог попасть в неё только раза с четвёртого. Хотя днём проходил этот же маршрут десятки раз и наивно полагал, что попаду в неё даже с закрытыми глазами.
Тогда получилось так, что из-за того, что у меня почти закончилось топливо пришлось оставить буксируемое судно с людьми на рейде и на полной скорости и почти пустом баке дойти до базы и уже там рассказав о ситуации вернуться обратно на катере, оснащённом прожекторами и прочими ходовыми огнями. И то, прежде чем найти потеряшек ночью на достаточно ограниченной акватории даже с фарой-искателем мы два раза проехали мимо них. И пусть тогда GPS и прочие навигаторы были ещё не так распространены, как сейчас, но всё же тот случай заставил меня о многом задуматься.
Второй случай произошёл уже в этом году, когда во время небольшого путешествия по Вуоксе из за неверного расчёта времени и скорости на базу пришлось возвращаться уже в потёмках. И вот двигаясь буквально на ощупь по в общем-то знакомой акватории я окончательно вывел для себя, что попав в такую ситуацию судоводитель должен думать не о том, чтобы видеть самому, а о том, чтобы видели его. И для этого хороши все средства. Вплоть до фонарика на смартфоне.
Обычно, отправляясь в очередной водномоторный поход я доверху забиваю одно из отделений своего рюкзака всевозможными источниками света. Как правило, это самые простые аккумуляторные фонари, купленные в строительном или хозяйственном магазине с помощью которых можно не только осветить лагерь на ночёвке но и использовать их как подзарядку для телефона.
Но как только солнце село - они тут же становятся навигационными огнями, которые развешиваются на носу, корме и бортам лодки. А всё почему - потому что знаю, что на акватории я не один и другие судоводители почему-то не озабочены ни собственной ни уж тем более чужой безопасностью. А переехать на идущем на большой скорости катере надувную лодку вообще ничего не стоит. Потому что водитель катера её даже не заметит, а удар примет за наезд на топляк или камень. И убедившись, что ни корпус, ни двигатель ни винт не пострадали продолжит движение как ни в чём не бывало. Оставив за кормой чью-то оборванную судьбу.
Автор: Павел Прудников, специально для февральского выпуска журнала Петербургская рыбалка
Читайте новый выпуск журнала Рыбалка GROUP
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ /КАНАЛ VK/ НАШ САЙТ
Ставьте лайки, если вам понравилась статья – это очень мотивирует вести канал дальше )))
Советуем почитать:
👉 Морская рыбалка. Подбираем лодку