Говорят, что весной 1940 года Сталин приказал расстрелять 21857 польских офицеров, попавших в плен Красной Армии исключительно из-за их непримиримой позиции к Советской власти. Но факты говорят о другом – из очень многих других антисоветски настроенных пленных офицеров польской армии Сталин впоследствии создал целых три польские армии численностью более 300 тысяч человек. И эти армии так хорошо были укомплектованы опытными, хоть и антисоветски настроенными уцелевшими польскими офицерами, что появляется вопрос – а точно ли именно офицеров Сталин расстрелял в 1940-м, и точно ли за антисоветизм?
Любой военный прекрасно знает, что самое главное в любой армии – это офицерский состав, а вовсе не солдаты и вооружение. Оружие – это вообще не проблема для любой армии, в противном случае армия просто не создается. Солдаты могут быть мобилизованы из всех слоев населения и после непродолжительной подготовки могут быть посланы в бой.
А вот костяк любой армии – это именно офицеры, и без офицеров, подготовка которых требует много лет, ни одна армия, даже самая большая и вооруженная до зубов, воевать не сможет ни при каких условиях.
И вот, на фоне этого соображения встает вопрос – если Сталин в 1940 году расстрелял более 20 тысяч польских офицеров, откуда же у него во время Великой Отечественной войны появилось еще столько же, чтобы организовать целых три польские армии для борьбы с Гитлером общей численностью почти в 300 тысяч человек?
Напомню, что в 1941-1942 гг. на территории СССР была сформирована первая польская армия под командованием польского генерала Андерса, численный состав по разным данным варьируется от 75 до 100 тысяч человек. Позже эта армия была выведена из СССР через Иран и Палестину, и под британским руководством воевала в Италии.
В 1944 году Сталин приказал сформировать на территории СССР еще две польские армии – Первая армия Войска Польского (командующий - генерал-лейтенант Зыгмунт Берлинг) и Вторая армия Войска Польского (командующий - генерал-лейтенант Кароль Сверчевский). Эти армии включали в себя не только пехотные и артиллерийские части, но и танковые и авиационные, и они прошли с боями Польшу и Германию, закончив войну в Берлине (1-я армия) и Дрездене (2-яармия).
Обе эти армии, в составе которых насчитывалось более 200 тысяч человек, под командованием своих польских офицеров сражались очень умело, и за свою боевую работу были награждены многими польскими и советскими орденами, например, Орденом Креста Грюнвальда I степени, Орденом Красного Знамени и Орденами Кутузова двух степеней.
Те, кто думает, что поляками в этих польских армиях руководили советские командиры, приведу интервью газете «Красная Звезда» от 13 мая 1943 года польской писательницы Ванды Василевской, представлявшей «Союз польских патриотов в СССР». Речь шла о создании 1-й польской дивизии имени Тадеуша Костюшко, которая стала основой 1-й армии Войска Польского:
«…Новая армия будет польской не только по своему составу, но и по своему существу. Все её офицеры - поляки, команды будут отдаваться на польском языке, гимн - польский. Солдаты и офицеры принесут присягу на верность, польскому народу. Они оденут форму польской армии 1939 года. Знамя польской дивизии будет двухцветным - белым и красным - национальным знаменем Польши. На знамени будет красоваться орёл времен династии польских королей Пястов, когда Польша вела войну против немцев»…
И вот спрашивается – где Сталин набрал столько польских офицеров в три польские армии, если он до войны расстрелял не сотни и не тысячи, а десятки тысяч польских офицеров?
Понятно, что нового офицера можно хоть как-то подготовить за три года, но Сталин этим не занимался - армии Андерса в 1941-м он дал пленных поляков, уже готовых офицеров, а для двух других армий просто взял то, что от них на территории СССР осталось. Но то, что остались именно боевые офицеры – это факт, иначе две польские армии представляли бы собой беспомощную орду, а не боеспособную армию.
Получается так, что в 1940 году Сталин расстрелял вовсе не офицеров, по крайней мере, не тех, которые могли бы повести армию в бой. А кого же он тогда расстрелял?
Недавно мне довелось посмотреть один британско-канадский документальный фильм от компании Off the Fence BV, посвященный участию поляков во Второй Мировой войне. И некоторая часть этого фильма представила сведения о расстреле Сталиным пленных польских офицеров в 1940-м. И вот, внук одного из этих расстрелянных рассказал такую вещь, которая начала приоткрывать завесу тайны – зачем польские офицеры вообще были расстреляны.
Так, он рассказал, что его дед был участником советско-польской войны 1919-1921 гг., в 1920-м был ранен, и после излечения попал не на фронт, а в лагерь для военнопленных, где служил охранником.
Как известно, в польских лагерях погибло около 50 тысяч советских военнопленных, причем многие умерли не от антисанитарии, которая в этих лагерях царила, и не от голода, которым поляки морили своих узников, а от пыток и массовых казней. Ясно, что охранники этих лагерей в казнях принимали самое непосредственное участие, и большинство их дожило до 1939 года, когда Польша была разделена между Гитлером и Сталиным.
Ну и что вы думаете – мог ли охранник концлагеря, участвовавший в убийствах советских военнопленных в той войне, получить прощение от советских властей в 1939-1940-м? Органы НКВД работали эффективно, они быстро вычислили всех причастных к этим давним преступлениям, и те, кто попал к ним в руки, суду не подлежали.
Ясно, что кто-то из поляков, охранявших лагеря с советскими военнопленными, не были виноватыми, но кто там будет разбираться? Всех таких согнали в общую кучу и просто расстреляли без суда и следствия, точно так же, как в 1919-1921-м поляки мучили и расстреливали без суда и следствия советских пленных. Напомню – не сотни и не тысячи, а десятки тысяч.
И вот, этот внук расстрелянного польского «офицера» сокрушается, что Сталин расстрелял его деда, потому что тот был простым польским офицером. Это вообще уже ни в какие ворота не лезет, этот поляк или необразованный down, или ему просто было заплачено за антисоветскую пропаганду, хоть и на основе реального факта расстрела его деда.
А вот еще был момент, когда другой внук еще одного расстрелянного польского офицера рассказал, что Сталин приказал расстрелять всех польских офицеров, которые оказывали сопротивление Красной Армии во время вторжения в Польшу Красной Армии в 1939-м. Правда, его дед не был военнослужащим, а был обычным полицейским офицером, который организовал отряд из своих коллег-полицейских и пытался сдерживать наступление советских войск на подступах к Львову.
Однако, как известно из истории, польский генерал Андерс тоже оказывал ожесточенное сопротивление Красной Армии в 1939-м, был захвачен в плен, не скрывал своих антисоветских взглядов, но почему-то его не расстреляли, а позже даже доверили создать на территории СССР целую польскую армию. Сдается мне, что дед того поляка, который пострадал за то, что якобы оказывал сопротивление наступающей Красной Армии в 1939-м, был расстрелян не за то, что был офицером и воевал против СССР и Сталина лично, а за то, что был полицейским. Возможно, против него советскими чекистами были получены данные, что он когда-то принимал участие в массовых убийствах евреев, которые имели место быть на освобожденных в 1921 году от Красной Армии территориях Западной Украины, в частности – в Львове, где данный персонаж служил полицейским.
Евреи, кстати, очень часто жаловались в 1939 году советскому командованию на беспредел поляков, которые их убивали не с меньшим азартом, чем это делали гитлеровцы. Польша ведь тоже была национально унитарным государством, как и Германия, так что репрессиям в этом государстве подвергались не только евреи. Для советского человека расовый вопрос был невыносим, поэтому не стоит удивляться тому, что многих польских жандармов и чиновников, на которых жаловались освобожденные евреи, украинцы и белорусы, красноармейцы убивали прямо на месте, не передавая их в органы НКВД.
И вот, если попытаться расследовать послужной список каждого из 20 тысяч расстрелянных в 1940-м польских офицеров, то вполне может оказаться, что за каждым из них тянулся тот или иной кровавый след. Ведь не расстрелял Сталин оставшихся 10 или больше тысяч польских офицеров и 20 тысяч унтер-офицеров, среди которых, кстати, было много генералов, полковников и прочих высших офицерских чинов. А почему такое милосердие к ним было применено? Не успели просто расстрелять?
Да нет, если бы их надо было расстрелять, то расстреляли бы еще в 1940-м вместе с остальными. Но, как видно, никакой вины за ними не числилось, кроме того, что они были офицерами и многие сражались против Красной Армии в 1939-м. Расстреляли только настоящих преступников, а почему их не судили за совершенные ими преступления – это другой вопрос. Поляки, когда казнили всех «вредных элементов», тоже это делали без суда и следствия, и чем они в этом отличаются от советских чекистов?
Вот тут попался мне под руку интересный момент, цитирую по документу:
«…По состоянию на 1 марта 1942 года в польской армии Андерса в СССР уже числилось более 60 000 человек, включая 3090 офицеров и 16 202 унтер-офицеров. Берия констатировал сильные антисоветские настроения в армии, в том числе и нежелание офицеров и даже солдат идти в бой под советским руководством»...
Вот интересно – почему Сталин не приказал расстрелять этих антисоветчиков, саботировавших такое важное дело, как создание антигитлеровской армии? Не потому ли, что он не рассматривал антисоветизм иностранных, по сути, военнослужащих преступлением против СССР? Тогда за что он расстрелял весной 1940 года целых 20 тысяч других польских офицеров?
Я думаю, что вовсе не за антисоветизм, а за дела гораздо более серьезные и даже ужасные.
Как бы там ни было, а Сталин четко разделил всех захваченных польских офицеров на две части – на настоящих армейских офицеров (неважно – лояльных советской власти, или антисоветчиков), и обычных преступников под личиной офицерского звания.
Правда, эта статистика подлежит дальнейшему, более тщательному изучению, но тот факт, что Сталин стрелял «польских офицеров» строго выборочно, а не всех подряд, заставляет над всем этим делом хорошо призадуматься.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Тайна варшавского восстания 1944 года. Почему Сталин не захотел помочь полякам, и мог ли?