На киноэкран вышел художественный фильм Бакура Бакурадзе “Лермонтов”, посвященный последнему дню жизни Михаила Юрьевича Лермонтова -15 июля/27 июля 1841г. Если бы не великое имя, это кино можно было бы смело относить к артхаусным, причём согласно с демонической темой - с большим элементом стиля нуар. Даже если это не артхаус, перед нами, несомненно, авторское кино. В этом историческом триллере режиссер ставит задачей реконструировать последние часы жизни гения, которая делится на жизнь до смерти и после. Такая мысль появляется во время просмотра. Каждое мгновение фильма, молчание героев в диалогах, редкая музыка подчеркивают величину личности Лермонтова перед неотвратимым исходом. Фатализм на экране демонстрируется прямо лермонтовский. Сам же Лермонтов в предчувствии своей судьбы сосредоточен на поиске смысла "всего".
Однако помимо магии кино существует его биографическая основа, которую интересно сопоставлять с увиденным на экране, сравнивать и обогащать свои представления с версиями случившегося 15 июля 1841г. у горы Машук. Для создания своего произведения режиссер Бакурадзе должен был принять какую-то историческую версию событий, хотя бы потому, что не всё с этим поединком ясно полностью до сих пор. Участие в дуэли и во времена Николая Павловича расценивалось как преступление. Неслучайно, на следствии по поводу смерти Лермонтова участники дуэли были далеко не всегда правдивы. С течением времени обозначалось ещё большее преступление – гибель национального гения, вину за которую брать никто не хотел бы. Что ж, фильм Бакурадзе возлагает вину не просто на Рок, а на "Ненависть", ослепляющую глаза и разум. Начнём поэтому с поведения в фильме носителя последней - Николая Мартынова.
Мартынов и Эмилия
По сюжету в этот день Мартынов встречается с розой Кавказа - Эмилией Клинкенберг, во время свидания на лоне природы Мартынов дает выстрелить девушке из ружья. В разговоре звучат подлинные воспоминания Эмилии об её отношении с Михаилом Юрьевичем. Для понимания зрителя надо только указать, что Эмилия Клинкенберг (в замужестве Шан-Гирей) – это та самая девушка, вокруг которой якобы разгорелся конфликт Лермонтова и Мартынова в Пятигорске. Эмилия вроде как сначала отвечала на ухаживания поэта, а потом переключила внимание на Мартынова. На этой почве Лермонтов постоянно язвительно подсмеивался над соперником, что и послужило поводом для вызова его на дуэль. Эмилия была приёмной дочерью генерала Верзилина, в доме которого и произошла стычка самолюбий. Откровенная насмешка над Мартыновым прозвучала громко при дамах, когда тот стоял у рояля с меньшой дочкой Верзилиных Надей. Именно ей Николай оказывал большие знаки внимания. Сама эта сцена в фильм не включена, поскольку выходит за рамки его хронологии.
Ближе к делу замечу, что Эмилия не вспоминает о встрече 15 июля с Мартыновым – “15 июля пришли к нам утром кн. Васильчиков [секундант на будущей дуэли - О.Д.] и еще кто-то, не помню, в самом пасмурном виде; даже maman заметила и, не подозревая ничего, допрашивала их, отчего они в таком дурном настроении, как никогда она их не видала. Они тотчаc замяли этот разговор вопросом о предстоящем князя Голицына бале..” Вообще то Эмилия готовилась весь день к этому балу, а Васильчиков пришел к Верзилиным пасмурный, поскольку Мартынов повторил своё желание драться на дуэли. Разговор секундантов с Мартыновым и попытка их склонить к отказу от дуэли подан в кино уже после сцены утреннего свидания с Эмилией. В реальности нет свидетельств того, что Роза Кавказа ходила на “тайное” утреннее свидание в то 15 июля, т.е. оно носит вневременной характер. Сценарно это маскируется утверждением, что действие картины происходит в "последние" дни, хотя ночи как времени суток в этом кино нет.
Лермонтов и Катя Быховец
Со своей стороны Лермонтов имел 15 июля встречу с дальней родственницей Екатериной Быховец, которая имела действительно место, что подтверждается разными источниками. Из сведений, почерпнутых из чудесно обнаруженного в старой книжке букиниста в 1892г. письма Быховец от 5 августа 1841г., режиссером сделана конфетка. Впрочем, не зная канвы, зритель остается в полном недоумении, где и почему происходит эта встреча. Из письма (ниже) это становится более-менее ясно.
Между прочим, Н.П.Раевский утверждает в воспоминаниях, что его приятеля Лермонтова раздражало именно внимание Мартынова к Быховец, прозванной поэтом belle noire. Но Бакурадзе на это внимание не обратил, а активно использовал линию письма, которое долгое время считали фальшивкой. Со своей стороны замечу, что сомнения вокруг истинности этого письма могут быть частично решены, если предположить, что Лермонтов публично насмехался в доме Верзилиных над Мартыновым не только вечером 13 июля (день вызова на дуэль), но и вечером 9 или 10 июля. Тогда пасьянс загадок начинает сходиться.
Согласно рассказу Эмилии, рано утром 14 июля Лермонтов и Столыпин уезжают на Железные воды из Пятигорск (за 14 верст, для утихомиривания скандала). Согласно письму Быховец, перед отъездом поэт приглашает её в Железные воды. “Я ему обещала, и 15 <июля> мы отправились в шесть часов утра, я с Обыденной в коляске, а Дмитриевский, и Бенкендорф, и Пушкин — брат сочинителя — верхами.” Эту версию в художественном изложении мы видим в кино. Но всё-таки с Катей Лермонтов гулял в июльском саду, а не в осеннем лесу (как на экране), ну а с..кс Льва Пушкина с Обыденной ("мужнина" фамилия её кузины Прянишниковой?) - это понты режиссера. Право на художественный вымысел никто не отрицает, как, впрочем, и проколы.
“Ошибся” режиссер, как я понимаю, с бандо, которое, как известно, Лермонтов попросил на память у Быховец. Сценарист счел, что это ленточка для повязывания волос. Между тем Эмилия поясняет так: “М-llе Быховец носила на голове золотой ободок, называвшийся по тогдашней моде bandeau. Когда она с кузиной своей ехала в Железноводск, то встретилась случайно в колонии Каррас с Лермонтовым и Столыпиным, обедали вместе, и М. Ю. выпросил у m-elle Быховец ободок и, положив его в боковой карман сюртука, обещал доставить его на другой день”. Заметим, что всех подробностей той поездки Роза Кавказа, наверняка, не знает, ведь согласно Быховец, вся компания с Лермонтовым из Железноводска отправилась обратно в Пятигорск и обедала около 17ч. в колонии Каррас (Шотландка). Там они расстались.
Путь к горе Машук
Лермонтову нужно было ехать на дуэль, о чём он, конечно, спутникам не поведал. Первый биограф Лермонтова Висковатов дополнил этот эпизод в колонии так: “Говорят, Мартынов приехал туда [в колонию] на беговых дрожках с князем Васильчиковым. Лермонтов был налицо. Противники раскланялись, но вместо слов примирения Мартынов напомнил о том, что пора бы дать ему удовлетворение, на что Лермонтов выразил всегдашнюю свою готовность.” На следствии, между прочим, кн.Васильчиков, заявивший себя секундантом М.Ю., дал показания, что он выехал на дуэль с Лермонтовым однозначно из Пятигорска - в 19.00, хотя М.Ю., по словам князя, и жил в то время в Железноводске. Сказано так, возможно, было, чтобы отмести подозрения, что на дуэли присутствовало больше, чем 4 человека (Лермонтов, Мартынов, Глебов, Васильчиков), то есть был сужен круг опрашиваемых и подсудных лиц.
Поведение Лермонтова и Мартынова на дуэли
Вообще следствие велось не слишком дотошно, главной задачей его было выяснить, не были ли нарушены законы дуэли во время её хода. Подследственные отрицали это, хотя разные нюансы и слухи говорили, что это не совсем так. Бакурадзе решил обойтись без всяких домыслов. Из его интервью: “ Остаётся нерешённым вопрос, стрелял он [М.Ю. первым] в воздух или вообще не стрелял. Мне это не важно, для меня что поднятый вверх пистолет, что выстрел в воздух — это сигнал отказа от стрельбы…. я подумал, зачем мне нужно Мартынова очернять так сильно и обелять ещё больше и без того белого Лермонтова?”
Однако режиссер не прав в том, что – цитирую его - “никто из его современников не говорил, что он стрелял в воздух”. Как раз об этом то и говорили, и писали тогда в письмах. Ладно, пусть кажется, что он прав. Ведь кино придерживается канонической версии события, обрисованной князем Васильчиковым на склоне лет. “Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!» Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста.” В фильме Лермонтов просто поднимает пистолет, не пытаясь защитится. В более раннем рассказе Васильчиков поясняет. “Лермонтов, прижимая правой рукой [к груди - О.Д.], вскинул <пистолет> на левое плечо.” О чем говорит такое поведение? Согласно всему известному, поэт не собирался стрелять в противника, но ожидал его выстрела. Поэтому М.Ю., во-первых, прикрыл грудь правой рукой, а, во-вторых, не стал двигаться к барьеру [если не стал], чтобы Мартынов стрелял в него с далекого расстояния. Напротив, Николай подходит к барьеру и целит в "неприятеля". Гремит выстрел Мартынова, Лермонтов падает, дуэлянт подбегает к нему, целует и покидает место убиения. Поцелуй, как ненужное для образа ненавидящего, обиженного антигероя, в картине выкинут.
К версиям о ходе дуэли
В чем спорность концепции Бакурадзе? Он сильно упростил условия дуэли. У него секунданты умолкают после команды сходитесь. Они молчат, как рыбы, до самого выстрела, но это иллюзия кино. На поединках в России такое поведение не было заведено. На стрельбу обычно подавался особый сигнал. Вот, что пишет Висковатов, общавшийся тет а тет с Васильчиковым: ” Каждый мог стрелять, стоя на месте, или подойдя к барьеру, или на ходу, но непременно между командой: два и три.” Глебов уже произнес команду три, а они всё не стреляли, по правилам надо было снова разводить их. (Стреляли до 3 раз по условиям.) Столыпин (или Трубецкой) в нарушение правил закричал: „Стреляйте! Или я разведу вас!..“ Собирался ливень, гремела гроза, нужно было сворачиваться. Столыпин не рассчитывал, что не очень опытный стрелок ("мазила" по современному) Мартынов попадет в человека (на расстоянии 20-25 шагов), а думал прекратить дуэль из-за непогоды после обмена (единожды) выстрелами.
Увы, на эту команду дуэлянты среагировали по-разному. Услышав счет “три” и крик Столыпина, Лермонтов или выстрелил вверх, или ничего не делал. Напротив, услышав крик Столыпина и возможный выстрел вверх Лермонтова, Мартынов счел выстрел вверх (если он был) оскорблением (а оно было бы так, если дуэль продолжалась) и выстрелил, целясь в ногу. Шансов убить у него было немного, но злой рок и незримый демон победили. Не факт, что Лермонтов стрелял, тем не менее всем участникам дуэли было похоже, что скрывать и от следствия, и от потомков. Так или иначе, несчастный случай, как и презрительные слова Лермонтова в адрес противника, в концепцию фильма “Лермонтов” 2025 не встраиваются.
Очерк включен в подборки Исторические фильмы и Деятели искусств блога Друг Истории.
Признателен за лайки и подписку, а также донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №385, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории и в группе ВК