Найти в Дзене
Друг Истории

Фильм “Лермонтов” - от забвения к признанию национального духа. Легенды о жизни великого поэта в кино

15 октября 2024 в день 210-летия Михаила Юрьевича Лермонтова на экраны кинотеатров вышел фильм Лермонтов. Этого события режиссер Николай Бурляев ждал 38 лет. Сейчас уже не так просто понять, почему эта лента, снятая в хорошей советской стилистике, легла на полку и не показывалась в эпоху горбачевского нового мышления.

в роли Лермонтова снялся сам режиссер Николай Бурляев, этот очерк о его правде и "вымысле". Отзывы. В 1986-87гг. фильм вышел на киноэкран, но его показ был остановлен после волны критики
в роли Лермонтова снялся сам режиссер Николай Бурляев, этот очерк о его правде и "вымысле". Отзывы. В 1986-87гг. фильм вышел на киноэкран, но его показ был остановлен после волны критики

Уникальный случай - расправлялись с картиной молодого Бурляева, стремились препятствовать её показу не советские партработники, а собратья по профессии – кинорежиссеры (Э.Климов, С.Соловьев,Р. Быков, М.Козаков и др.) Именно они публично объявили этот фильм слабым (профессионально), а потому негодным для демонстрации широкой публике. Выскажу догадку о том, что если бы главным героем в картине был бы не Лермонтов, а кто-то другой, то такой расправы, наверно, не случилось бы. Увы, при упоминании имени национального гения у всех вдруг взыграло ретивое, возбудилась ревность, заставляющая акцентировать внимание на недостатки и несоответствия экранного образа собственным высоким представлениям. Самое любопытное, что главное достоинство фильма – патриотический замысел его режиссера - критиками большей частью игнорировался.

Всё прошло, критики ушли в мир иной, - да, с 1986 года много воды утекло. Если в 1986г. снять фильм о Лермонтове означало присоединить себя к рядам небожителей, то в 2024г. всё стало иначе. При той реформе образования, что случилась, Лермонтов – это не огромная самодовлеющая величина, к которой притронуться страшно, а поэт и писатель, стоящий во времени между Пушкиным и Львом Толстым. Поэтому взгляд на кинотворение о поэте стал более спокойным; кому-то начало фильма покажется даже скучноватым.

Николай Бурляев в роли Лермонтова
Николай Бурляев в роли Лермонтова

Как выражает свое кредо – замысел Бурляев в кино? В уста героя он вкладывает целый философско-политический монолог : “Зачем нам (сильным мира сего) гармония всеобщая? Нам своя корысть дороже. C тех пор расползается корысть по миру, как ржавчина души растлевает, но не по зубам ей Россия придётся, вот о чем я писать хочу, Мартышка. Три столетия российские поднять, в корни заглянуть, показать, как корысть по Руси растекалась, ведь если корень зла открыть, то зло будет легче победить.” Это не прямая цитата Михаила Лермонтова, такого последний в письменном наследии нам не оставил. Но Это, если хотите, публикация внутренних наклонностей поэта, как их понимает кинорежиссер. На такой полёт мысли проницательный проректор Литературного института Е.Сидоров в 1986г. возражал: “Нельзя превращать Лермонтова в славянофила.” Согласно букве наследия Лермонтова - автора "Прощай, немытая Россия" проректор прав. Однако в кино мы внимаем художественную догадку о направлении мысли поэта "Бородинской битвы" , к чему вёл его уникальный творческий путь. К чему бы привел его способность говорить во весь голос, если бы он не погиб на дуэли. Лермонтовское стремление к свободе духа на российской почве ведет к стихийному коммунизму, - разве это не красивая мысль Бурляева?

Характеристика 1985-1987 годов, когда фильм Бурляева стал "жертвой" гласности, а точнее клановых разборок в киносреде
Характеристика 1985-1987 годов, когда фильм Бурляева стал "жертвой" гласности, а точнее клановых разборок в киносреде

Это принципиальный авторский подход к биографии, фиксация внимания не на том, кем человек был, а на том, кем он мог стать, то есть на развитии. В 1986г. жизнь в СССР вела к внедрению принципа корысти в экономику, то есть развитию хозрасчета предприятий. В этом виделось спасение страны и социализма. Неудивительно, что творческий поиск Бурляева, выражающийся в стихийном коммунистическо-славянофильском образе Лермонтова, не был воспринят с энтузиазмом в “продвинутой” режиссерской среде.

Лермонтов и Николай Мартынов (Юрий Мороз) после фехтования. Лермонтов в военной школе учился в гусарском отделении, Мартынов на кавалергардском
Лермонтов и Николай Мартынов (Юрий Мороз) после фехтования. Лермонтов в военной школе учился в гусарском отделении, Мартынов на кавалергардском

Между тем создавая цельный характер своего положительного героя, режиссер, развивает и линию зла, столь органичную в сюжете. На стороне зла выступают царь Николай, пришлый француз Дантес, приятель Лермонтова и он же убийца Мартынов. Вообще для 1986г. сюжет фильма был неким откровением, поскольку в нем открыто постулировалось, что Мартынов и Лермонтов были хорошими давними друзьями. Далеко не везде в советских работах по Лермонтову вы прочитаете, что Лермонтов и Мартынов учились вместе в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в 1832-1834гг., а семьями были знакомы и раньше. Видимо, по причине перерывов по болезни Мартынов задержался в этой школе на 3 года и вышел в 1835г. в Кавалергардский полк, то есть он стал сослуживцем того самого убийцы Пушкина Дантеса. Этот факт отражен в фильме.

Мартынов, Эрнест де Барант (Павел Русланов) и Дантес(Андрей Давыдов) на балу. Есть свидетельства, что Эрнест де Барант приехал в Россию только в 1838г., - после смерти Пушкина и отъезда из России Дантеса, то есть на этом балу его могло бы и не быть. Но есть и легенда  о более раннем приезде Баранта в Россию
Мартынов, Эрнест де Барант (Павел Русланов) и Дантес(Андрей Давыдов) на балу. Есть свидетельства, что Эрнест де Барант приехал в Россию только в 1838г., - после смерти Пушкина и отъезда из России Дантеса, то есть на этом балу его могло бы и не быть. Но есть и легенда о более раннем приезде Баранта в Россию

В дуэли Пушкина и Дантеса все офицеры Кавалергардского полка встали на сторону Дантеса, тогда как большинство офицеров лейб-гусарского полка, включая, конечно, Лермонтова на сторону Пушкина. Это разногласие умело обыграно в кино в виде размолвки Лермонтова и Мартынова на почве того, что Мартынов упирает на факт необходимости защиты чести (Дантесом), а Лермонтов указывает, что жизнь Пушкина как слава российская выше понятий о чьей-то чести и обидах. Это близко к истине, хотя реально похожий разговор происходил у поэта с Алексеем Столыпиным, а предложение стать Мартынову секундантом в желаемой дуэли Лермонтова с Дантесом – вообще киновыдумка. Также выдумка пребывание Мартынова в Петербурге в 1841г., когда он слушает в фильме слова Лермонтова о корысти и зле.

Дед, а что такое Россия? В роли Дмитрия Столыпина Дмитрий Золотухин, маленький Лермонтов- Иван Бурляев
Дед, а что такое Россия? В роли Дмитрия Столыпина Дмитрий Золотухин, маленький Лермонтов- Иван Бурляев

“Лермонтов” с самого начала делался в эссеистическом духе. Показанные эпизоды биографии несут большую смысловую нагрузку для концепции Бурляева. Так, встречи с прославленным двоюродным дедом Дмитрием Столыпиным(1785-1826) призваны дать понятие мальчику, что такое Родина, Россия, напомнить зрителям о движении декабристов. Да, приезд Дм. Столыпина в Тарханы - это творческая догадка. Вообще то считается, что маленький Михаил не видел никогда своего боевого двоюродного деда, но кто знает все подробности?..

Лермонтов Лопухиной (Галина Беляева) Мне нужно видеть вас каждый, а я вынужден уехать на 2 года. - Лермонтов решил перейти из Московского университета (где у него не заладилось) в Петербургский университет,(и там, и там 3 годичный курс), но там ему не зачли первые 2 года учебы в Москве и он поступил в двухгодичную военную школу в столице. В фильме эти моменты не поясняются.
Лермонтов Лопухиной (Галина Беляева) Мне нужно видеть вас каждый, а я вынужден уехать на 2 года. - Лермонтов решил перейти из Московского университета (где у него не заладилось) в Петербургский университет,(и там, и там 3 годичный курс), но там ему не зачли первые 2 года учебы в Москве и он поступил в двухгодичную военную школу в столице. В фильме эти моменты не поясняются.

А свидания молодого человека с Варей Лопухиной показывают силу любовного чувства поэта, по сюжету в отчаянии он загоняет лошадь, узнав, что Варенька вышла замуж. В фильме тактично обходится вопрос, почему Лопухина не дождалась возлюбленного. Девушка получила вести о романе Лермонтова с Екатериной Сушковой, на которой собирался жениться её брат. Лермонтов расстроил этот брак и удовлетворенный этим действием оставил Сушкову. Лопухина вышла замуж в 1835г., Лермонтов уже тогда служил в гвардии. Свидетелем получения письма с известием о браке от Лопухиной стал Аким Шаг-Гирей, а не Мартынов, как в фильме.

На единственном развернутом кадре дуэли бросается в глаза присутствие 6 секундантов и свидетелей. По воспоминаниям секунданта Васильчикова, кроме дуэлянтов было 4 человека. В показанном моменте на кадре Лермонтов стоял с поднятой вверх рукой с пистолетом. Это принципиальный момент.для уяснения сути произошедшего.
На единственном развернутом кадре дуэли бросается в глаза присутствие 6 секундантов и свидетелей. По воспоминаниям секунданта Васильчикова, кроме дуэлянтов было 4 человека. В показанном моменте на кадре Лермонтов стоял с поднятой вверх рукой с пистолетом. Это принципиальный момент.для уяснения сути произошедшего.

Тема роковой дуэли с Мартыновым проходит нитью через весь фильм, но сам момент её исполнения показан в роковом, мистическом ракурсе и обходит важные подробности. Возможно, это правильно, учитывая различные версии события, произошедшего 15/27 июля 1841г. у горы Машук. Однако первая дуэль Лермонтова с Эрнестом де Барантом, сыном французского посланника, в 1840г. и обстоятельства к ней приведшие, показаны достаточно подробно. В фильме говорится, что стрелялись дуэлянты из пистолетов Баранта, которые ещё в 1837 одалживал он Дантесу для дуэли с Пушкиным. Но согласно протоколам допросов, пистолеты привез на дуэль А.Столыпин, секундант Лермонтова. А вот шпаги были от Баранта. Согласно воспоминаниям, поединок на шпагах был очень краткосрочный, француз сразу попал в грудь Михаилу, но подскользнулся и лишь слегка его поцарапал. У Лермонтова шпага сразу же сломалась, поэтому они перешли к дуэли на пистолетах. В фильме поединок на шпагах растянули по времени. Это, впрочем, не так существенно. Важен, пожалуй, только нюанс, который имеет роковое значение для судьбы поэта.

Лермонтов подходит к барьеру после выстрела де Баранта. Создатели фильма не озадачились изучением условий той дуэли. Стрелять надо было одновременно. Следовательно, Лермонтов не мог двигаться к барьеру после выстрела де Баранта.
Лермонтов подходит к барьеру после выстрела де Баранта. Создатели фильма не озадачились изучением условий той дуэли. Стрелять надо было одновременно. Следовательно, Лермонтов не мог двигаться к барьеру после выстрела де Баранта.

По условиям дуэли противники должны были стрелять одновременно. Тем не менее Лермонтов чуть задержался с выстрелом и мгновением позже выстрелил на воздух, то есть сознательно мимо. В фильме паузу между выстрелами растянули и получилось, что вроде как Барант ждет законный ответный выстрел. Но главное другое, на допросе Лермонтов заявил, что сознательно стрелял на воздух, а это было уже оскорблением противника. Конечно, дуэлянт мог стрелять мимо, но показывать это открыто в тех условиях было новым оскорблением, чем француз был открыто возмущен. Барант приехал объясняться с Лермонтовым по вызову последнего на гауптвахту, и поэт отговорился тем, что таким в любом случае правдивым показанием хотел облегчить и свою участь, уменьшить наказание за дуэль. Впрочем, если Барант не доволен, то дуэль можно повторить. Француз был удовлетворен, но весть о манере Лермонтова вести поединок распространилась в обществе, узнал о ней и Мартынов.

В основе дуэли с де Барантом лежал любовный треугольник  вокруг княгини Щербатовой. Но в фильме заменили Щербатову на Соломирскую (Илзе Лиепа), другое увлечение Лермонтова
В основе дуэли с де Барантом лежал любовный треугольник вокруг княгини Щербатовой. Но в фильме заменили Щербатову на Соломирскую (Илзе Лиепа), другое увлечение Лермонтова

В роковой день дуэли 15 июля 1841г. противники при схождении к барьеру могли стрелять в любой момент. Есть много свидетельств тому, что Лермонтов не собирался стрелять в друга на поражение. Он держал пистолет дулом кверху, не опускал его для прицеливания. Получается, он ждал первый выстрел со стороны Мартынова. Мартынов же видя это, мог думать о том, что Лермонтов наносит ему новое оскорбление, презрительно игнорируя его как противника. Поведение секундантов в этот момент заслуживает отдельного обсуждения, но подчеркну главное, “убить или не убить” решалось Мартыновым и за те страшные несколько секунд схождения к барьеру. Возможно, он действительно целил в ногу приятеля, но, увы, попал в правый бок. Создатели кино решили не транслировать какую-то одну версию той дуэли. По концепции фильма руку с пистолетом Мартынова незримо вела рука из Петербурга. Какие-то подозрительные люди мелькают на экране, ведут неслышимые нами разговоры с Мартыновым.

Мартынов ведет разговор в беседке
Мартынов ведет разговор в беседке

Другими словами, зрителям как бы намекают на заговор. Вроде открыто о заговоре на экране не говорится, тем не менее присутствует элемент мистификации. Насколько она удачно, говорит одно из обвинений в адрес Бурляева в 1986г. Е.Сидоров: "К концу фильма я как бы сам подталкивал руку Мартынова ( к выстрелу – О.Д.)”.

Мартынов Лермонтову: Сколько раз я вас просил оставить эти шутки при дамах! Такой публичной сцены "на людях" не было. По крайней мере, на следствии гости показали, что раздора между Мартыновым и Лермонтовым не заметили.
Мартынов Лермонтову: Сколько раз я вас просил оставить эти шутки при дамах! Такой публичной сцены "на людях" не было. По крайней мере, на следствии гости показали, что раздора между Мартыновым и Лермонтовым не заметили.

Лермонтов: "Полно, Николай, на дуэль ты меня что ли вызовешь? - Да" По показанию Мартынова на следствии, Лермонтов сказал ему иначе: "Вместо пустых угроз,ты бы лучше сделал, если б действовал; ты знаешь , я от дуэлей никогда не отказывался: следовательно ты никого этим не испугаешь"
Лермонтов: "Полно, Николай, на дуэль ты меня что ли вызовешь? - Да" По показанию Мартынова на следствии, Лермонтов сказал ему иначе: "Вместо пустых угроз,ты бы лучше сделал, если б действовал; ты знаешь , я от дуэлей никогда не отказывался: следовательно ты никого этим не испугаешь"

Так оно и было, характер у Лермонтова становился порой язвительно тяжёлым. Он злил Мартынова, словно нарошно играя с судьбой. Есть известия о том, что Николай I среагировал в узком кругу на известие о смерти Лермонтова словами “собаке собачья с.. ерть”. В любом случае, Мартынов за дуэль отделался легко. Он получил 3 месяца гауптвахты, а затем нес церковное покаяние. Если бы в Петербурге были действительно огорчены дуэлью, наказание за смерть поэта - славы России, преемника Пушкина - было бы строже.

Очерк включен в подборки Исторические фильмы и Советское кино и Деятели искусств блога Друг Истории

Советское кино | Друг Истории | Дзен

Признателен за лайки и подписку, а также донаты (подмога) на развитие канала) Олег Душин ©, Друг Истории №298, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории