Найти в Дзене
Архивариус Кот

И ещё о фильме

А что можно сказать о главных героях? Наверное, в первую очередь нужно говорить о кинообразах самого Петра и Алексашки Меншикова. Эталонный Пётр для людей моего поколения – это, конечно, Н.К.Симонов. К моменту выхода герасимовского фильма уже появились в роли царя и Р.Д.Ткачук («Баллада о Беринге и его друзьях»; там, помнится, роль была совсем маленькой), и В.С.Давыдов («Табачный капитан»), и А.С.Лазарев «Дмитрий Кантемир»), и А.В.Петренко («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»), но, во всяком случае, для меня, Симонов остался непревзойдённым. Однако нового Петра я приняла сразу. Наверное, повлияло прежде всего то, что, в отличие от старого фильма, здесь мы видим становление характера будущего императора, самое начало его пути. Мне кажется, артист воплощает именно молодого Петра прекрасно (поэтому практически все безоговорочно приняли Петра в том же исполнении и в «России молодой»). И добавим к тому же явное сходство с портретом молодого царя, который помещён в начале статьи. К Менш
Портрет Петра I кисти Г.Кнеллера, подаренный им в 1698 году английскому королю
Портрет Петра I кисти Г.Кнеллера, подаренный им в 1698 году английскому королю

А что можно сказать о главных героях?

Наверное, в первую очередь нужно говорить о кинообразах самого Петра и Алексашки Меншикова.

-2

Эталонный Пётр для людей моего поколения – это, конечно, Н.К.Симонов. К моменту выхода герасимовского фильма уже появились в роли царя и Р.Д.Ткачук («Баллада о Беринге и его друзьях»; там, помнится, роль была совсем маленькой), и В.С.Давыдов («Табачный капитан»), и А.С.Лазарев «Дмитрий Кантемир»), и А.В.Петренко («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»), но, во всяком случае, для меня, Симонов остался непревзойдённым. Однако нового Петра я приняла сразу. Наверное, повлияло прежде всего то, что, в отличие от старого фильма, здесь мы видим становление характера будущего императора, самое начало его пути. Мне кажется, артист воплощает именно молодого Петра прекрасно (поэтому практически все безоговорочно приняли Петра в том же исполнении и в «России молодой»). И добавим к тому же явное сходство с портретом молодого царя, который помещён в начале статьи.

К Меншикову я привыкала дольше. В статье о «России молодой» я уже писала о когда-то постигшем меня разочаровании, что Меншиков не похож на М.И.Жарова (именно так, а не Жаров на Меншикова!) Образ из старого фильма и не дал сразу принять молодого Алексашку у Н.Н.Ерёменко, хотя здесь можно говорить о гораздо бо́льшем портретном сходстве с реальным человеком. Со временем, как я уже писала, Меншикова-Ерёменко приняла полностью.

-3

Что касается женских персонажей, то здесь мне было намного легче, так как сравнений не было: Екатерина, действующая в старом фильме, появилась много позднее, а все четыре героини дилогии ушли из жизни Петра ещё в период, показанный Герасимовым.

Я уже упоминала о моих замечаниях к исполнительницам ролей царевны Софьи и Натальи Кирилловны.

У замечательной Т.Ф.Макаровой просто несовпадение по возрасту. Кто-то из комментаторов возразил мне, что «типаж именно её», и добавил: «Понимаю Герасимова - никого лучше на роль Натальи Кирилловны и представить не могу». А я каждый раз, когда смотрю фильм, с болью думаю: сыграть бы ей царицу в ту пору, когда была она Хозяйкой Медной горы! Наверное, это было бы великолепно. А так мы видим, вопреки роману, очень красивую, но уж очень немолодую женщину. Конечно, игра прекрасна, но если бы ещё и внешность…

-4

А гладя на царевну Софью, невольно вспоминаю её описание в «Последнем Новике» И.И.Лажечникова: «И здесь, посреди красавиц московских, она была всех их прекраснее, хотя ей было уже двадцать пять лет».

-5

Силу характера Софьи, на мой взгляд, актриса передаёт великолепно (помню, когда смотрела в первый раз фильм, буквально потрясло её «Скажи им: пусть кричат меня на царство»). Но назвать эту женщину непривлекательной, даже в те моменты, где подчёркивается её жестокость, не могу никак. Мятущаяся, трагическая – бесспорно. Но - красивая вопреки всем словам автора о «некрасивом лице».

Что касается Евдокии и Анны Монс, то для меня это как раз случаи точного попадания в образ. Правда, Евдокию я себе представляла несколько другой, но, в отличие от Саньки, приняла сразу и безоговорочно. И её изумительные интонации («Всё, что надо, - кругленькое» - в фильме, что вполне объяснимо, Евдокия свои размышления высказывает вслух Воробьихе), и манеру держаться…

-6

А вот Анна Монс практически стопроцентно совпала с той, что я видела, читая роман: хорошенькая, практичная, сентиментальная, хозяйственная, не слишком умная…

-7

Есть, конечно, в фильме и другие персонажи, занимающие более или менее заметное место, и играют их замечательные артисты: М.Н.Зимин, О.А.Стриженов, А.Б.Белявский, М.И.Ножкин, Р.С.Филиппов, В.С.Спиридонов – прошу прощения, если не назвала кого-нибудь ещё из любимых многими, но ведь даже просто перечислить всех сложно! О них могу сказать только одно: эти артисты просто не умели играть плохо, потому и образы у них получились более чем убедительными.

Так что же в итоге? Конечно, замечательный фильм, ставший уже давно киноклассикой, хотя и соглашусь с моим комментатором, заметившим, что адресована картина явно тем, кто хорошо знает роман Толстого. А образы главных героев – так каждый видит их по-своему…

А в следующий раз вернёмся к роману.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал! Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

"Путеводитель" по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь