Найти в Дзене
Сити x M24

20 + 1 невыдуманная история: новинки гуманитарного нон-фикшна

Оглавление

Культурный код березы, вампиры, единороги и мировые кладбища. Собрали 21 книгу — новинки нон-фикшна, которые точно стоит прочитать.

Бернд Ролинг, Юлия Вайтбрехт. «Мифы о единорогах. От любимцев Эдема и рогатых химер до чудотворного снадобья и символа любви»

МИФ

-2

Единорог — мифическое существо, за века обросшее новыми смыслами и легендами, порой бесконечно далекими от первоначального образа. Когда-то он был символом чистоты, потом — уникальности, а сегодня живет на обложках школьных тетрадей и в стандартном наборе эмодзи. Какой была история единорогов в массовом сознании — от античных хроник и христианских притч до алхимических трактатов, средневековых бестиариев, фильмов и маркетинга XXI века? И почему мы до сих пор не готовы признать его выдуманным существом? Авторы книги создают портрет не столько фантастического зверя, сколько человеческой потребности в чуде, которая не исчезает даже после того, как доказано, что единорогов не существует.

Ольга Козлова, Светлана Шехтер. «Искусство и флора. От Аканта до Яблони»

«Слово»

-3

В этой книге цветы на натюрмортах, пейзажах, портретах, гобеленах, предметах мебели, фасадах зданий становятся ключами к пониманию предметов искусства: от античного аканта до символических яблонь эпохи модерна.

Искусствовед Ольга Козлова превращает ботанику в историю чувств и культурных кодов, а заодно в личный дневник исследовательницы, которая с нежностью и любопытством рассматривает все, что растет, цветет и живет в искусстве.

Я выбирала героя каждой главы — растение, которое считаю важным. И не только рассказываю о растениях на примерах из истории искусства, но и провожу целые ботанические расследования. А вот визуальный образ букваря, в котором искусство и ботаника сливаются воедино и шедевры мирового искусства соседствуют с авторскими рисунками, придумала художник Светлана Шехтер.

Ольга Козлова, искусствовед, автор книги

Франческо Паоло Де Челья. «Вампир. Естественная история воскрешения»

«Новое литературное обозрение»

-4

Вампиры тревожили умы задолго до появления на свет знакового романа Брэма Стокера и голливудских блокбастеров. В XVIII веке Европа пережила настоящую панику: пресса писала о мертвецах, восставших из могил, а жители выкапывали тела и пробивали их кольями. Франческо Паоло Де Челья разбирает этот культурный феномен как пример беспрецедентного коллективного помешательства — и как метафору страха перед неизвестным.

Он увлекательно и с иронией рассказывает, как идеи вампиризма и возвращения с того света существовали в славянских, финно-угорских, романских, германских и скандинавских культурах. А если этой книги на полтысячи страниц покажется мало — можно заглянуть в примечания и самостоятельно продолжить исследование: перечитать письма Руссо или пересмотреть «Сумерки».

Лев Данилкин. «Палаццо Мадамы: Воображаемый музей Ирины Антоновой»

«Альпина нон-фикшн»

-5

Антонова — не просто директор музея, а целая эпоха как в общем культурном контексте, так и в истории конкретного музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Лев Данилкин выстраивает «воображаемый музей» жизни Ирины Антоновой: предметы, истории, анекдоты, скандалы и артефакты, через которые читается судьба человека, полностью подчиненного служению искусству. Из фрагментов вырастает не биография, а инсталляция — про амбиции, власть, гений, одиночество и, конечно, дух эпохи, когда искусство еще могло быть религией, а директор музея — ее верховной жрицей.

Что ей на самом деле удалось создать, так это локальное — в лучшем смысле этого слова — явление; местную, сугубо московскую, с «волхонским колоритом», достопримечательность: «Пушкинский с магией». В этом смысле «пара» и «компания» к ИА — не какой-либо другой ее коллега, но скорее уж феррарский герцог д’Эсте, Лоренцо Медичи, герцог Урбинский или кардинал Франческо дель Монте; она превратила часть Москвы в своего рода Феррару, Перуджу или Урбино; магнит и пространство-кокон со своей художественной атмосферой, «биосредой», как выражались в 1970‐е.

Лев Данилкин, автор книги

Сильви Ле Бра-Шово. «Королева моды: Нерассказанная история Марии-Антуанетты»

«КоЛибри»

-6

Шли века, сменялись политические режимы, а Марию-Антуанетту продолжают помнить по знаменитой фразе «пусть едят пирожные», в которой, кажется, заключена вся она: легкая, юная, свободолюбивая, сосредоточенная прежде всего на себе. Что, впрочем, вполне объяснимо, когда вся твоя судьба — это выйти замуж, блистать рядом с королем и подарить ему наследников.

Трагическая история Марии-Антуанетты не раз становилась предметом исследований историков, а теперь французская фэшн-журналистка предлагает взглянуть на нее через призму стиля — как в одежде и украшениях отражались ее характер, эмоции, быт и целая эпоха жизни страны.

Елена Якович. «Двое. Рассказ жены Шостаковича»

Corpus

-7

Не автобиография, а, скорее, автобиографическая прямая речь, перенесенная на страницы книги — как ранее это было сделано с фильмами «Подстрочник» и «Дочь философа Шпета». Можно подумать: не лучше ли обратиться к первоисточнику, к кино Елены Якович, чтобы увидеть живую мимику и эмоции Ирины Антоновны Шостакович, когда она рассказывает о себе, муже и жизни после его смерти? Нет, не лучше — просто иначе. Книга и фильм дополняют друг друга.

Здесь — воспоминания Ирины Шостакович, сцены из жизни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, попытка заполнить пробелы, возникшие из-за их 27-летней разницы в возрасте, история совместной жизни — и жизни после, уже без него, но с живой памятью о нем.

Иван Давыдов. «Люди и города. Путеводитель по русскому Средневековью»

Individuum

-8

Учебники истории — это в основном даты, имена полководцев и краткие описания побед и поражений. За этими цифрами редко видны живые люди, а уж тем более те мирные времена, ради которых войны и велись. Обычная жизнь остается за кадром — разве что в музейных залах можно прикоснуться к свидетельствам быта и повседневности. Именно к этой стороне истории обращается Иван Давыдов. В своей книге он исследует допетровскую литературу, ее особую красоту и рассказывает о десяти древних городах России, переводя старинные тексты на современный язык. Получается не только исследование, но и лирическое путешествие по улицам старейших русских городов — рассказ о том, как они были устроены и какие связи объединяли их жителей. Эта книга — не экскурсия и не лекция, а прогулка по временам, когда Россия только училась быть собой.

Александра Мережникова. «R.I.P. Всемирная история кладбищ глазами художника»

«Бомбора»

-9

Мир живых и мир мертвых не так уж далеки — иногда их разделяет только каменная ограда. Художница и исследовательница Александра Мережникова отправляется в поэтическое путешествие по самым необычным кладбищам планеты — под землей, под водой, в небе и даже в интернете. Здесь мрамор соседствует с легендами, а архитектура — с любовью и памятью. Книга о том, как люди во все времена стремились сделать смерть частью красоты, а память — вечной, как искусство.

Энни Рид. «Фальшивая наследница: Величайшая мошенница Позолоченного века»

«КоЛибри»

-10

История реальной женщины, которая отказалась мириться со средними показателями счастья, доступными американкам второй половины XIX века. Ее не устраивали ни ранний брак, ни муж с лесопилки или фермы, ни жизнь, наполненная заботой о пятерых-шестерых детях. Вместо этого она, женщина с десятком имен, решила притвориться другим человеком — тем, у кого есть возможности, деньги и связи. Так начинается история Кэсси Чедвик, прожившей 14 лет за счет кредитов, подкрепленных поддельными векселями. Она с легкостью очаровывала банкиров и убеждала всех вокруг, что является дочерью самого Эндрю Карнеги. И спустя век стала героиней собственной беллетризованной биографии.

Станислав Зельвенский. «100 ужасов Станислава Зельвенского»

«Кинопоиск», «Яндекс Книги», «Подписные издания»

-11

Не ищите в оглавлении «Сияние», «Психо», «Техасскую резню бензопилой» и «Чужого» — в этой книге Зельвенский собрал 100 не всегда очевидных фильмов, которые можно было пропустить, но они определенно заслуживают внимания. Его хоррор-киногид — не антология и не учебник, а личная карта страха: субъективная, умная и страшно увлекательная. Автор сразу признается в произвольности своей выборки — и этому веришь, ведь в искусстве нет места объективности, как бы мы к ней ни стремились. Акцент здесь сделан на курьезном, неожиданном и часто незаслуженно незамеченном. Хоррор, один из самых живых жанров, не требует больших бюджетов и не терпит снобизма — он демократичен, искренне рад новому зрителю и просит от него лишь одного: позволить себе иногда пугаться. В этих 100 фильмах ужас становится способом говорить о жизни, а само содержание книги — расширенной версией ответа на вечный вопрос «что посмотреть вечером?». А испугаться или нет — вопрос лишь настроения.

Джеральдин Норман. «Отстаньте от искусства!»

«Слово»

-12

Кому на самом деле принадлежит «Давид»? А фараоновские саркофаги, статуи с тропических островов, картины из колониальных коллекций? Джеральдин Норман исследует споры о возвращении культурных ценностей и чувство вины, с которым человечество вступило в XXI век. Это книга о раскаянии и ответственности за деяния предков, о том, как история завоеваний и колоний отражается на судьбе искусства. Должны ли произведения, когда-то вывезенные с родных территорий, быть возвращены «домой»? Что мы имеем в виду, когда говорим о наследии — материальные ценности или память? Норман показывает, как музеи становятся зеркалами эпохи, где пересекаются искусство, политика, этика и попытка человечества разобраться, что на самом деле значит «культурное наследие».

Владимир Набоков. «Лекции по русской литературе»

Corpus

-13

Гоголь, Толстой, Чехов — глазами человека, который видел в них не классиков, а живых, странных, смешных людей. Университетские лекции Набокова, прочитанные в Уэллсли, Корнелле и Гарварде в 1940–1950 годах и дополненные в этом издании отрывками из черновиков и писем, — это не учебник, а фейерверк наблюдений, которые превращают чтение в искусство. Теперь впервые полностью на русском: редкий шанс услышать Набокова-преподавателя, который говорил о литературе как о чуде, требующем не почтения, а внимательности.

Риккардо Фальчинелли. «Хроморама. Как цвет изменил наш взгляд на мир»

Дмитрий Аронов

-14

Культурный код, который человечество переписывает из века в век, — цвет остается одной из самых абстрактных и сложных для описания категорий. Кажется, говорить о нем без привязки к конкретным предметам почти невозможно. Но какая ассоциация к, например, черному или красному цвету из всего множества вариантов может считаться самой верной? И можно ли утверждать, что восприятие цвета в 20-х годах XXI века более точно, чем в XVII веке?

Итальянский дизайнер и теоретик Риккардо Фальчинелли предлагает погрузиться в исследование этих вопросов, показывая, как мы научились видеть мир через призму технологий и медиа. За немногими исключениями, цвет — это всегда совокупность красителей, а его понимание неизбежно включает в себя комплекс представлений, накопленных человечеством, а не отдельным мыслителем. Почему пурпур перестал быть символом власти, а синий стал «корпоративным»? Как индустриализация и телевидение изменили наши зрительные привычки? «Хроморама» — это история о том, как человечество раз за разом заново изобретало цвета, чтобы рассказать о себе.

Фритьоф Нансен. «По Кавказу к Волге»

«Паулсен»

-15

В 1925 году великий норвежец, полярник и гуманист Фритьоф Нансен отправился в экспедицию по Кавказу и Поволжью. Спустя 100 лет его путевые заметки читаются не как отчет о маршруте, а как документ эпохи: уважительный, точный и удивительно живой. Нансен пишет о людях и землях, где политическая карта постоянно перекраивается, но человеческое достоинство остается неизменным. Впервые изданная на русском, эта книга становится в один ряд с тревелогами Стейнбека и Уэллса — внимательных свидетелей истории.

Никита Исанов. «Триумфы и трагедии ХХ века»

АСТ

-16

Историк и автор подкаста Никита Исанов берется за ХХ век — эпоху рекордных скоростей и чудовищных катастроф. Двадцать историй о людях, мечтах, ошибках и озарениях, из которых складывается неофициальная биография страны: от Остапа Бендера до Тани Савичевой, от первой линии метро до Олимпиады-80 — это хроника повседневности и великих перемен, рассказанная с увлеченностью и без пафоса.

Елена Хохлова. «Частная жизнь корейской знати. Запреты, положение женщин, быт и идеалы эпохи Чосон»

МИФ

-17

Книга Елены Хохловой предлагает взгляд за кулисы эпохи Чосон, позволяя увидеть подлинную Корею без прикрас. Если современный кинематограф часто представляет эту эпоху как тщательно отредактированный сценарий с четкими ролями и идеалами добродетели, то автор бережно восстанавливает детали быта корейской элиты, используя документы, дневники и живопись.

Исследование тесно связано с кинематографом и призвано развеять мифы, которые популярность корейских сериалов только умножает — зачастую они передают дух эпохи, но не следуют букве истории. Через изобразительное искусство автор воссоздает повседневность чиновников и ученых, раскрывая «правила жизни» привилегированного общества, где женщина должна была оставаться невидимой, а мужчина — быть примером добродетели. Это погружение в мир настоящих противоречий и ритуалов корейской аристократии.

Татьяна Голубева. «Дома-музеи. Хранители историй. В гостях у 35 писателей, художников, музыкантов и ученых»

«Бомбора»

-18

Книга музееведа Татьяны Голубевой — это приглашение в гости к 35 великим людям: писателям, композиторам, художникам и ученым. Здесь не только описания интерьеров, но и воспоминания самих хозяев об их домах, заметки о том, как места, в которых они жили, отразились в творчестве. С одной стороны, это биографическая проза, открывающая завесу повседневной жизни знаменитостей, а с другой — своего рода путеводитель, ведь многие из этих усадеб находятся совсем недалеко от Москвы и Петербурга, но по-прежнему остаются почти неизвестными широкой публике. Книга не только о музеях, но и о доме как концепте — пространстве, где можно укрыться от суеты и прикоснуться к живой памяти.

Надежда Дёмкина. «Право на творчество: Судьбы художниц Российской империи»

«Альпина Паблишер»

-19

Книга Надежды Дёмкиной возвращает в историю искусства имена художниц Российской империи, которые незаслуженно оставались в тени. В то время как учебники полнились мужскими именами, эти женщины продолжали творить, несмотря на запреты и предрассудки. Автор кропотливо собрала комментарии, справки и воспоминания, ждавшие своего исследователя, чтобы воссоздать 15 биографий.

Среди них есть как знакомые, так и совершенно новые имена, но каждая из этих художниц не только создавала картины, но и формировала пространство для будущих поколений. Их творчество заложило основу мощной, хотя и незаметной традиции женского присутствия в культуре.

Зигфрид Кракауэр. «Перед лицом времени. Эссе о фотографии»

Ad Marginem

-20

Философ и социолог Веймарской республики Зигфрид Кракауэр одним из первых понял: фотография — это не просто изображение, а форма памяти. В эссе 1920–1950-х он рассуждает о снимках как о медиуме между жизнью и смертью, историей и забвением, городом и личностью. Его тексты звучат современно, словно комментарии к бесконечным лентам социальных сетей нашего времени. Сборник завершается серией его собственных фотографий — автобиография без слов, но с удивительной точностью взгляда.

Игорь Нарский, Наталья Нарская. «Русская березка. Очерки культурной истории одного национального символа»

«Новое литературное обозрение»

-21

Книга Игоря и Натальи Нарских предлагает многогранное исследование культурной истории березы — главного дерева России. Но когда и почему оно превратилось в национальный символ и какие события, институты и идеи сформировали этот образ? Пятнадцать эссе показывают, как образ березы постепенно национализировался и почему он так живуч — от старинных крестьянских песен и поэтизации в XIX веке до советского танцевального ансамбля «Березка» и валютных магазинов.

Опираясь на научные, фольклорные, поэтические источники, архивные документы, визуальные искусства и кинематограф, авторы приходят к смелому выводу: последовательная «национализация» березы — относительно недавний феномен, окончательно оформившийся лишь во второй половине XX века.

Франсуа Жюльен. «Невозможная нагота»

Ad Marginem

-22

Почему в китайской культуре не существовало понятия «обнаженное тело»? Франсуа Жюльен, один из самых тонких философов современности, ищет ответ на границе Востока и Запада. Для Европы нагота — форма истины, для Китая — нарушение естественного течения жизни. Это не просто эссе об искусстве, а размышление о том, как мы смотрим, как понимаем форму и где проходит граница между эстетикой и метафизикой.

Текст: Елена Чернышева