Вчера мы беседовали о самых красивых киногероинях, и мои гостьи предложили обсудить красавцев-мужчин советского синематографа. Я представлю свой список, а вы в комментариях – свой. Вообще, всё это – вкусовщина. Приведу для затравки пару примеров. Я в детстве обожала внешность Олега Табакова, особенно в ролях Вальтера Шелленберга и Людовика XIII. Потому и не была удивлена, что его выбрали на роль Аполлона Окоёмова в экранизации пьесы «Красавец-мужчина» (1978). Ну, вот так!
Ещё мне безумно нравился Сильвио в мюзикле «Труффальдино из Бергамо» (1976) в исполнении ленинградского актёра и певца Виктора Кривоноса. Мне он виделся волшебно-прекрасным. Сейчас я бы сказала, что Кривонос отлично вписался в эстетику рококо с её округлыми лицами и лёгонькой полнотой. Моим подругам был по душе Морис Джеральд из «Всадника без головы» (1973) – Олег Видов, безусловно, хорош, но мне он казался растрёпанным и бледным. То ли дело Сильвио в пышном парике! На вкус и цвет, как говорится…
1. Здесь нет рейтинга, и киногерои расположены по датам выхода фильмов. Итак, начнём с белогвардейского поручика Вадима Говорухи-Отрока из киноленты Георгия Чухрая «Сорок первый» (1956). Олег Стриженов шикарен в роли дворянина, причём его совершенно не портят борода и лохмотья. Его Вадим – это манящее сочетание брутальности с утончённостью, силы и нежности.
Неслучайно Марютка Басова – эта непримиримая воительница против господ, или, как тогда говорили - паразитирующих классов, так потеряла голову. И какой трагедией для неё стал финальный выбор – девушка стреляет в спину поручику, чтобы он не ушёл к своим. Она до этого убила сорок белогвардейцев, и Говоруха-Отрок стал сорок первым. В повести Бориса Лавренёва это выглядит ещё страшнее, чем на экране…
2. Как же обойтись без Вячеслава Тихонова, который хорош и в качестве Андрея Болконского, и в облике Макса-Отто фон Штирлица и даже в роли престарелого функционера из перестроечной попсы «Любовь с привилегиями» (1989)? Но больше всего мне нравится (внешне!) его Матвей Морозов из фильма «Дело было в Пенькове» (1957) Станислава Ростоцкого. По книге этот герой не обладает роскошной наружностью – он всего лишь интересный.
Собственно, Тоню Глечикову привлекла не красота, а борзая удаль «плохого парня» - типичное влечение «барышни» к «хулигану». Кроме того, у Матвея – харизма, он отличается от других жителей Пенькова. Вкупе с невероятной привлекательностью Вячеслава Тихонова это – настоящая бомба. Как и в случае с Олегом Стриженовым, пеньковского шалопая не портят ватники да кепки. Этакий заколдованный принц в изгнании!
3. О, разумеется, Василий Лановой в экранизации «Войны и мира» (1965-1967) Сергеем Бондарчуком. Анатоль Курагин – это стопроцентное совершенство при мерзостной натуре. Этот персонаж гадок от и до, и при том – чарующе-дивен. Дьявол в обличье ангела. Курагин – средоточие всех пороков – самовлюблённости, paзврата, интеллектуальной недалёкости. Однако даже князь Андрей простил своего врага, когда увидел, как тому ампутируют ногу после сражения…
Вообще, Лев Толстой почему-то не любил красивых людей – они у него какие-то гадкие да подлые, а в конечном итоге – наказанные, как Анатоль и его сестра Элен, которая заболела и умерла. Или же красавцы-красавицы у Толстого несчастливые, как Анна Каренина. Кстати, почему не Вронский, которого тоже сыграл Василий Лановой? Мундиры начала XIX века много эффектнее, чем форма 1870-х годов.
4. Какой же список красавчиков без Александра Абдулова? В принципе, он хорош в образе прохладного любовника – привлекательного парня, за которым бегают все девушки и дамы - что Никита из «Карнавала» (1981), что Володя из «Самой обаятельной…» (1985), что Робер де Шаранс из «Ищите женщину» (1982). Иногда Абдулов вырывался из этого амплуа, но всё равно сущность проглядывала. Пишут, что Александр Гаврилович играл самого себя.
Наиболее красив он в роли Медведя из «Обыкновенного чуда» (1978) режиссёра Марка Захарова. Белая рубашка со «старинным» воротником ему невероятно к лицу. Вообще, Абдулову одинаково шли, как современные, так и сказочно-исторические костюмы. Тут за его героем бегает аж настоящая Принцесса! «Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны», - говорит девушка. И как можно не побежать за таким Медведем?
5. И, наконец, Игорь Кеблушек – Мистер Икс из экранизации «Принцесса цирка» (1982) Светланы Дружининой. Собственно, Кеблушек вообще не актёр, а чешский дипломат, а ныне - коммерсант. На тот момент он обучался в МГИМО, а Дружинина пригласила его на съёмки именно из-за наружности. Дружинина вообще не равнодушна к красивым людям и, благодаря этому, её фильмы отлично смотрятся. Так-то «Принцесса цирка» - слабовата.
«Мистер Икс» (1958) с Георгом Отсом куда как сильнее и глубже. Кеблушек был настолько хорош собой, что даже утончённая Наталья Белохвостикова просто терялась на его фоне. Больше того, она казалась рядом с ним простушкой, а не графиней Палинской. В принципе, от Кеблушека требовалось не так много – изысканно двигаться во фраке и открывать рот в музыкальных номерах – за него пел Владимир Мальченко из Большого Театра.
- …А кого из красавцев-киногероев советского кино назвали бы Вы?
Zina KorZina (c)