Тимур Икрамов (Соколов) — ведущий на Радио ENERGY дал интервью Школе журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста и поделился профессиональным опытом.
— Кому подходит работа радиоведущим?
— Подходит людям, которые любят радио и музыку, говорят о ней и живут музыкой.
— Нужно ли какое-то специфическое образование для работы на радио?
— Необходимо высшее, но специфическое необязательно. Широкий кругозор, богатый словарный запас, хорошую речь дает именно образование, необязательно профильное, но обязательно высшее. Конечно, будет плюсом журналистское образование. Однако у меня, к примеру, нет журналистского образования.
— А где обучались Вы?
— Я окончил Российскую международную академии туризма.
— Относительно работы радиостанции сильно отличаются друг от друга? Если да, то чем?
— Думаю, подачей, идеей. В целом радио — это одна структура. Это человек, микрофон, музыка, слушатель. Ты проводник информации, и желательно, чтобы ты не был говорящей головой, которая просто объявляет время и исполнителя. Это, к сожалению, довольно часто сейчас встречается у многих молодых ведущих, которые только приходят на радио и грешат тем, что не несут никакой информативности. А настоящие радиоведущие — это всегда какая-то информация, даже если есть всего 20 секунд, если мы говорим о линейном радиоведущим, который выходит между песнями.
— Выход в эфир всегда сопровождается волнением, или со временем он становится чем-то обыденным, повседневным?
— Если работа на радио становится обыденной и повседневной, как бывает в любой профессии, то нужно уходить на пенсию или менять место. Как говорится «кто не волнуется, тот не волнует». Любой выход в эфир — это приятное волнение, которое тебя стимулирует. Если этого волнения нет, значит что-то пошло не так.
— Как попасть в сферу радио? Насколько сейчас это сложно, и возможно ли без связей?
— Ничего нереального нет абсолютно. Для всех студентов, всех школьников, — конечно же, для тех, кто любит радио — это возможно. Нужно задаться целью и идти к ней, интересоваться музыкой и радионовостями в целом. Главное — стучаться в двери; если не откроется одна дверь, в любом случае откроется другая. Дорога открыта, поэтому самое главное — окончить институт. Я же заинтересовался, когда еще учился на первом курсе, даже чуть раньше, наверное, — в школе. Я слушал радио, пытался проговаривать те же самые ситуации, которые описывали ведущие . И после — попал все-таки на радио, где был замечен. То есть моя карьера началась вообще в 16 лет. Сейчас мне 44 и всё это время я нахожусь в одной сфере. Слово на радио и везде — это великое оружие, с ним нужно обращаться аккуратно. Желательно, чтобы ты нес позитивную энергию, и чтобы человек, слушая тебя, улыбался, узнавал что-то новое. Если ты успел зацепить слушателя своей информацией, подачей, голосом, — значит, ты хороший радиоведущий.
— Многие сталкиваются с проблемой монотонности. Возможно ли от этого избавиться, став профессионалом, или это уже заложено в человеке?
— Над этим можно работать, развивать речь, дикцию и подачу, есть разные упражнения. Можно просто эмоционально передать то, что радиоведущий сказал, повторить его манеру, записать его выход и с помощью этого прийти к своему стилю. Монотонность возможна только от страха — когда ты не контролируешь себя, хочешь быстрее выйти в эфир и ждешь, чтобы это закончилось.
Необходимо получать удовольствие от того, что происходит: условно, ты заговорил и не испугался своего голоса, а наоборот, насладился им, и речь течет как ручей — с хорошей дикцией, с хорошей подачей. Но эти навыки приходит с опытом, всегда нужно с чего-то начинать. Хотя бы просто читать книги вслух. Будут отрабатываться и дикция, и подача, и эмоции.
Все радиоведущие, с которыми я знаком, читают множество книг и зачастую остерегаются мата в своей речи, потому что он входит в привычку и незаметно становится частью слога.
— Приходилось ли Вам быть в составе команды редактором группы подготовки эфира или сразу удалось стать ведущим?
— Я в 17 лет попал на телевидение, после на радио, читал новости, заходил к диджею, смотрел, как он все это делает. Я смог договориться посадить меня в ночной эфир на страх и риск руководства. После чего, проработав так месяц, я стал работать в будни.
Помощником я не работал, потому что пришел в компанию с определенной целью и сказал: «Я хочу работать на радио. Смотрите, пожалуйста, мое демо». Сейчас это происходит так же. Главное — уметь красиво выразить свою мысль и желание.
— Вы упомянули телевидение, почему же все-таки для себя рассматривали только радио?
— Мне нравится музыка, близок формат радио, для меня не особо важна картинка. Хочется, работая, получать удовольствие от дела. В эфире на радио я как рыба в воде.