Найти в Дзене
Lace Wars

Сделано в Шотландии: разбирая на нитки национальные мифы

Оглавление

Великий плед и промышленная революция: как на самом деле появился килт

Когда кто-то говорит «Шотландия», воображение тут же рисует сурового горца в клетчатой юбке, стоящего на фоне туманных холмов. Килт кажется таким же древним и неотъемлемым атрибутом этой земли, как сам вереск или гранитные скалы. Кажется, что предки Уильяма Уоллеса уже щеголяли в тартане, отбиваясь от англичан. Но если отбросить романтический флер, сотканный писателями и голливудскими режиссерами, история оказывается куда прозаичнее и интереснее. Настоящий костюм горца, известный как минимум с конца XVI века, имел мало общего с современной короткой юбкой. Это был так называемый «большой плед» или «великий килт» (féileadh-mór на гэльском). Представьте себе кусок плотной шерстяной ткани длиной до пяти-семи метров и шириной около полутора. Чтобы облачиться в него, горец расстилал ткань на земле, тщательно укладывая ее складками в центральной части. Затем он ложился на нее спиной, оборачивал вокруг себя гладкие концы, закрепляя их широким кожаным поясом. Встав на ноги, он получал не только юбку до колен, но и массивный плащ, который можно было перекинуть через плечо, накинуть на голову как капюшон в непогоду или использовать в качестве теплого одеяла ночью. Это была гениальная в своей простоте и многофункциональности одежда, идеально приспособленная к суровому и влажному климату Хайленда. Она не сковывала движений при ходьбе по горам и болотам, быстро сохла у костра и служила универсальным предметом гардероба.

Современный же килт, известный как «малый килт» (féileadh-beag), — это, по сути, лишь нижняя часть своего большого предка, уже сшитая в складки и лишенная верхней части-плаща. И появился он, что самое ироничное, не в седой древности, а в разгар промышленной революции, в 1720-х годах. Причем автором этой «модернизации» был не шотландец, а английский промышленник из Ланкашира по имени Томас Роулинсон. Он управлял чугунолитейным заводом в Лохабере, в самом сердце шотландских гор, и столкнулся с производственной проблемой: его рабочие-горцы, носившие традиционные большие пледы, рисковали жизнью у доменных печей. Длинные развевающиеся плащи могли легко загореться или попасть в механизмы. Роулинсон, будучи человеком практичным, предложил простое решение: отрезать верхнюю часть пледа, а нижнюю, со складками, сшить для удобства. Идею он разработал вместе с портным из полка, расквартированного в Инвернессе. Так, из соображений техники безопасности и производственной эффективности, родился современный килт. Рабочие оценили удобство новой одежды, и вскоре она начала распространяться по Хайленду. К 1740-м годам малый килт уже стал частью униформы новообразованных шотландских полков британской армии, что и закрепило его статус. Получается, что один из самых ярких символов шотландской самобытности — результат английской смекалки и индустриализации. Это ничуть не умаляет его значения сегодня, но хорошо показывает, как практическая необходимость порой рождает самые стойкие традиции.

Тартан от поля до клана: история в цветах вереска и черники

Другой незыблемый миф — это система клановых тартанов. Принято считать, что у каждого шотландского клана с незапамятных времен был свой уникальный клетчатый узор, по которому можно было, как по паспорту, определить принадлежность человека. Эта идея настолько укоренилась, что сегодня существуют сотни «официальных» тартанов для кланов, семей, городов и даже корпораций. Однако до середины XVIII века все было гораздо проще и зависело не от геральдики, а от ботаники. Ткачи в разных регионах Шотландии использовали для окраски шерсти те красители, которые могли добыть буквально у себя под ногами. Цветовая гамма тартана определялась местной флорой. Например, из корней марены получали красный цвет, из ольховой коры — черный и коричневый, из вайды — синий, из дрока и вереска — желтый, а из ягод черники и лишайников — фиолетовые и зеленые оттенки. В результате узоры и цвета тартанов были скорее «районными», а не «клановыми». Люди из одной долины или с одного острова носили похожую по расцветке одежду просто потому, что их местные ткачи использовали одинаковый набор растительных красителей. Конечно, богатые вожди могли позволить себе импортные красители, вроде ярко-красной кошенили, и их одежда выглядела ярче, но о строгой системе «свой цвет для своего клана» речи не шло.

Настоящий бум «клановых тартанов» начался лишь в XIX веке, на волне романтизма и нового интереса к шотландской культуре. Огромную роль в этом сыграл писатель сэр Вальтер Скотт. Его романы, полные благородных горцев и старинных традиций, создали идеализированный образ Шотландии, который пришелся по вкусу всей Европе. Кульминацией этого процесса стал визит короля Георга IV в Эдинбург в 1822 году — первый визит правящего британского монарха в Шотландию почти за два столетия. Скотт, будучи главным организатором церемоний, призвал всех шотландских вождей явиться ко двору в своих «клановых тартанах». Это вызвало некоторую панику, поскольку у многих вождей никаких специфических тартанов попросту не было. Текстильные мануфактуры тут же отреагировали на возросший спрос и начали массово производить и придумывать узоры для разных кланов, часто основываясь на весьма сомнительных источниках или просто на своей фантазии. Именно в этот период предприимчивые авантюристы, братья Джон и Чарльз Аллен, выдававшие себя за потомков шотландских королей под фамилией Стюарт, опубликовали книгу «Vestiarium Scoticum». В ней они якобы представили древний манускрипт с описанием тартанов всех основных кланов. Позже было доказано, что это искусная подделка, но свою роль она сыграла: идея о древней связи клана и тартана прочно вошла в массовое сознание. Окончательно эта система была закреплена лишь в XX веке. Только в 1970-х годах, на пике националистических настроений, был создан специальный совет вождей, который официально зарегистрировал и стандартизировал около 141 вариации тартанов. Так относительно недавнее изобретение маркетологов и романтиков XIX века обрело статус древней и незыблемой традиции.

Путь килта: от одежды бунтарей до гордости нации

История килта неразрывно связана с одним из самых драматичных периодов в истории Шотландии — восстаниями якобитов, сторонников изгнанной династии Стюартов. Горцы Хайленда были основной военной силой этих восстаний. После сокрушительного поражения последнего из них в битве при Каллодене в 1746 году, британское правительство решило положить конец влиянию клановой системы, которая была источником постоянной угрозы. Одной из самых жестких мер стал «Акт об одежде» (Dress Act) 1746 года. Этот закон под страхом тюремного заключения или ссылки запрещал гражданскому населению Хайленда носить традиционную одежду, включая килт и тартан. Исключение было сделано лишь для шотландских полков, служивших в британской армии. Это был целенаправленный удар по культуре и самосознанию горцев. Одежда была не просто тканью; она была символом их образа жизни, их воинской доблести и их верности клану. Запрет длился почти 36 лет и был отменен лишь в 1782 году. За это время килт практически исчез из повседневной жизни. Когда запрет сняли, оказалось, что возвращаться к старой одежде никто особо не спешит. Поколение, выросшее под запретом, уже привыкло к брюкам, а сама экономика и социальная структура Хайленда необратимо изменились.

Парадоксальным образом, возрождение килта произошло благодаря тем, кто его запретил — британской армии. Шотландские полки, такие как знаменитые «Черные стражи» (Black Watch), продолжали носить килт и тартан в качестве униформы. Они храбро сражались за Британскую империю по всему миру, от Америки до Индии, и их экзотический и грозный вид создавал им репутацию элитных и бесстрашных воинов. Килт из одежды мятежников превратился в символ воинской доблести на службе короне. В XIX веке, на волне романтизма, начался новый виток популярности. Сэр Вальтер Скотт и другие писатели создали образ благородного горца, а визит короля Георга IV в 1822 году, когда он сам появился на публике в килте, окончательно легитимизировал эту одежду в глазах высшего света. Огромную роль сыграла и королева Виктория, страстно полюбившая Шотландию. Она купила замок Балморал, проводила там много времени, а ее муж, принц Альберт, сам спроектировал особый «балморалский» тартан. Королевская семья сделала шотландскую культуру модной. То, что когда-то было символом сурового нрава и непокорности, стало аристократическим шиком. В XX веке, особенно после Второй мировой войны, на фоне роста шотландского национализма и стремления к независимости, килт и тартан вновь обрели политическое значение. Они стали мощными символами национальной идентичности, способом заявить о своей уникальности и отличии от Англии. В 1930-е годы килт стал популярен даже среди женщин и девочек, а сегодня его надевают по особым случаям люди по всему миру, имеющие шотландские корни, как знак уважения к своему наследию — наследию, чья история оказалась куда сложнее и противоречивее, чем кажется на первый взгляд.

Мелодия империй: почему волынка — не шотландское изобретение

Звук волынки для многих — это звуковой эквивалент шотландского пейзажа: протяжный, немного меланхоличный и пронизывающий до глубины души. Кажется, что этот инструмент родился среди туманных гор и озер и веками сопровождал клановые сборы, битвы и похороны. Однако, как и в случае с килтом, реальная история волынки гораздо шире и древнее, чем ее шотландский образ. Сама идея инструмента, состоящего из мешка-резервуара и нескольких игровых трубок, настолько проста и эффективна, что, скорее всего, изобреталась независимо в разных частях света. Точное место и время ее появления неизвестны, но самые ранние свидетельства уводят нас далеко от Шотландии — на Ближний Восток или в Малую Азию. Одно из первых письменных упоминаний инструмента, похожего на волынку, встречается у римского историка Светония. Он описывает, как император Нерон, известный своей любовью к музыке, играл на гидравлическом органе, флейте и «тибиа утрикулярис» (tibia utricularis), что дословно переводится как «дудка с мешком». Есть даже монеты времен Нерона, где он изображен с этим инструментом. Из Рима волынка, скорее всего, вместе с легионами распространилась по всей империи, от Испании до Британии.

В Средние века волынка была одним из самых популярных инструментов в Европе. На ней играли при дворах королей, на сельских праздниках и в военных походах. Изображения волынщиков можно найти на средневековых миниатюрах, церковных барельефах и гобеленах по всей Европе. В Испании она известна как «гайта» (gaita), в Германии — «дудельзак» или «закпфайфе» (Dudelsack, Sackpfeife), во Франции — «корнемюз» (cornemuse), в Италии — «дзампонья» (zampogna). Даже в знаменитой «Кентерберийской повести» Чосера, написанной в XIV веке, мельник играет на волынке, ведя паломников из города. Так почему же этот повсеместно распространенный инструмент стал так прочно ассоциироваться именно с Шотландией? Причина в том, что в то время как в остальной Европе волынка со временем вышла из моды, уступив место более сложным инструментам, в горах Шотландии она не просто сохранилась, а стала центром уникальной музыкальной культуры. Именно здесь развился ее самый известный и мощный вариант — Большая хайлендская волынка (Great Highland Bagpipe). Она стала инструментом клановых вождей. У каждого вождя был свой личный волынщик, должность которого передавалась по наследству. Волынщики были не просто музыкантами, а хранителями истории и традиций клана. Они играли на сборах, вели воинов в бой и исполняли сложнейшие классические произведения для волынки, известные как «пиброх» (pìobaireachd). Во время якобитских восстаний волынка была боевым инструментом, «оружием войны», и после поражения при Каллодене ее, как и килт, запретили. Этот запрет лишь усилил ее символическое значение как голоса непокоренной Шотландии. Позже, когда шотландские полки стали частью британской армии, их военные оркестры волынщиков и барабанщиков разнесли звуки хайлендской волынки по всей Британской империи, окончательно закрепив ее статус главного музыкального символа Шотландии.

Вода жизни: единственная легенда, которую не пришлось выдумывать

На фоне разоблаченных мифов о килтах и волынках остается один столп шотландской идентичности, чья подлинность не вызывает сомнений, — это виски. Да, Ирландия тоже претендует на звание родины этого напитка, и споры о том, кто был первым, не утихнут никогда, но шотландская традиция производства виски уходит корнями в глубь веков и является абсолютно аутентичной. Само слово «виски» — это англизированная версия гэльского выражения «uisge beatha» (произносится как «уишке бяха»), что означает «вода жизни». Точно так же звучит это название и на ирландском. Это калька с латинского «aqua vitae», термина, которым алхимики Средневековья называли дистиллированный спирт, приписывая ему целебные свойства. Искусство дистилляции пришло на Британские острова, скорее всего, вместе с христианскими миссионерами, которые научились ему в континентальной Европе. Изначально спирт использовался в монастырях в качестве лекарства.

Первое письменное упоминание о производстве виски в Шотландии датируется 1494 годом. В финансовых отчетах шотландского казначейства, так называемых Exchequer Rolls, есть запись о выдаче «восьми боллов солода брату Джону Кору для производства аквавиты». Восемь боллов — это около 1200 килограммов, из которых можно было изготовить примерно 400-500 литров крепкого спирта. Это говорит о том, что к концу XV века производство уже было налажено в промышленных, по тем временам, масштабах. Изначально виски был грубым, резким напитком, который не выдерживали в бочках. Это был просто дистиллят из ячменного солода, который фермеры гнали для собственных нужд, чтобы сохранить излишки урожая и согреться в холодные зимы. Все изменилось в XVII-XVIII веках, когда английское правительство ввело высокие налоги на производство солода и спирта. Производство виски ушло в подполье. По всей Шотландии, особенно в горах и на островах, заработали тысячи нелегальных самогонных аппаратов. Контрабандисты прятали бочки в пещерах, ущельях и под полами церквей. Именно в этот период постоянной борьбы с акцизными чиновниками и родилась романтика шотландского виски. И именно тогда производители случайно обнаружили, что напиток, спрятанный на месяцы или годы в дубовых бочках (часто из-под хереса, который контрабандой ввозили из Испании), кардинально меняется: становится мягче, ароматнее и приобретает красивый янтарный цвет. Так родилось искусство выдержки. В 1823 году был принят «Акцизный акт», который значительно снизил налоги и сделал легальное производство более выгодным, что положило конец эпохе массового самогоноварения. Сегодня, чтобы напиток мог гордо называться шотландским виски (Scotch Whisky), он по закону должен быть произведен в Шотландии и выдержан в дубовых бочках на территории страны не менее трех лет. Так что, в отличие от килта и волынки, чью историю пришлось изрядно «состарить» и приукрасить, история «воды жизни» оказалась подлинной легендой, не нуждающейся в выдумках.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай дополнительные статьи!

Тематические подборки статей - ищи интересные тебе темы!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера