Хогвартс в детстве казался идеальным местом. Но что происходит, когда спустя годы мы возвращаемся в любимую вселенную, но смотрим на неё уже не детскими глазами?
Правильно, мы внезапно замечаем странности, которые раньше пролетали мимо внимания.
Взрослое прочтение "Гарри Поттера" можно сравнить с тем, как человек, у которого плохое зрение, вдруг надел очки. Вроде бы всё вокруг тоже самое, но столько было упущено деталей. Некоторые решения любимых персонажей выглядят как минимум сомнительно, а их поступки больше не восхищают, а удивляют, и далеко не в хорошем смысле.
В этом материале предлагаю обсудить некоторых персонажей, которые кажутся куда хуже при повторном прочтении во взрослом возрасте.
Приятного чтения!
Рубеус Хагрид
Начнём с персонажа, проблемность которого была заметна ещё в детстве, но в более взрослом возрасте она возведена в абсолют.
Рубеус Хагрид - первый волшебник в жизни Гарри, символ безусловной защиты, тепла и простой, искренней дружбы. В детстве он воспринимается как большой и добрый великан, чья единственная слабость - любовь к очаровательным, пусть и немного опасным, зверушкам. Он приносит Гарри торт на день рождения, знакомит его с магическим миром и готов броситься на любого, кто обидит мальчика. Что может пойти не так?
На самом деле, это ходячая угроза безопасности детей.
Хагрид регулярно приводит на уроки смертельно опасных существ, искренне не понимая проблемы. Взрывастики, которые буквально взрываются? Отличный учебный материал для тринадцатилетних! Гиппогриф, который может снести голову одним движением клюва? Пусть дети подходят поближе! Его любовь к чудовищам ослепляет настолько, что он неспособен адекватно оценить риски.
Но уроки - это ещё цветочки. Хагрид систематически втягивает Гарри, Рона и Гермиону в опасные ситуации. Он выращивает нелегального дракона в деревянной хижине рядом со школой. Отправляет двенадцатилетних детей в Запретный лес к Арагогу - гигантскому акромантулу, который прямым текстом говорит, что с удовольствием бы их сожрал. Приводит в школу младшего брата-великана Грохха, который далеко безобиден.
При этом Хагрид обладает поразительной способностью не учиться на ошибках. Он проболтался пьяным незнакомцу о том, как усыпить Пушистика = и это прямо привело Квиррелла к Философскому камню. Казалось бы, урок получен? Нет, он продолжает сливать секретную информацию детям, которые потом лезут в неприятности.
Отдельная проблема = эмоциональная незрелость. Хагрид постоянно использует школьников как бесплатных терапевтов, вываливая на них свои переживания. Они должны его утешать, решать его проблемы, а когда не приходят - он обижается как ребёнок. Это взрослый мужчина манипулирует подростками чувством вины.
Люциус Малфой
Люциус в детском восприятии - это элегантный антагонист, опасный противник в дорогом плаще. Взрослый взгляд обнаруживает другое: перед нами патетический неудачник, который прикрывает свою ничтожность деньгами и связями. Мужчина, который подкладывает артефакт тёмной магии одиннадцатилетней девочке, чтобы свести счёты с её отцом - это не грозный злодей, это мелкая крыса.
Вся его карьера Пожирателя - сплошной провал. Он не смог достать пророчество из Министерства, привёл за собой авроров и попал в Азкабан. Вернулся - и сразу же начал сдавать позиции, умолять, пресмыкаться. В седьмой книге он окончательно превращается в жалкое существо, которое боится и Волдеморта, и за собственную шкуру, и за сына - но недостаточно, чтобы хоть что-то предпринять.
Худшее в Люциусе - что он калечит Драко. Сын для него не человек, а проект по продолжению рода и амбиций. Люциус втянул мальчика в идеологию превосходства, а когда всё пошло наперекосяк, не смог его защитить. Драко получил задание убить Дамблдора в шестнадцать лет как наказание за провалы отца. В общем, Люциус Малфой - это ходячий урок о том, что аристократизм и деньги не компенсируют отсутствие хребта.
Римус Люпин
Люпин - один из самых трагичных персонажей серии, и в этом вся проблема. Он настолько погружён в собственные страдания, что это парализует любую способность действовать. Взрослый читатель видит не благородного оборотня, а человека, чья пассивность граничит с моральной трусостью.
Начнём с его времён в Хогвартсе. Люпин знал, что его лучшие друзья систематически издеваются над Снейпом, и не сделал ничего. Он был старостой - у него была власть остановить это. Но Римус предпочёл смотреть в сторону, потому что боялся потерять единственных друзей.
Во взрослой жизни ничего не изменилось. Когда Люпин преподавал в Хогвартсе и знал, что Сириус Блэк может проникать в замок через тайные ходы (о которых знали только Мародёры), он промолчал. Поставил свою репутацию выше безопасности учеников, включая Гарри. Дамблдор доверял ему, а он скрывал критически важную информацию, потому что боялся признаться в своём прошлом.
Но это всё цветочки, которые можно хоть как-то оправдать. Кульминация его безответственности - бегство от беременной Тонкс, что фильмы, кстати, полностью вырезали. Книги показали, как мужчина средних лет бросает жену, которая носит его ребёнка, и приходит к семнадцатилетнему Гарри искать утешения и разрешения присоединиться к его "странствиям".
Молли Уизли
Молли Уизли в детском чтении - это воплощение материнской любви, тёплый очаг семьи Уизли. Взрослый взгляд замечает другое: женщину, которая использует заботу как инструмент контроля, а любовь - как оправдание для манипуляций. Её гиперопека душит детей, особенно Рона, который вырос с ощущением, что он недостаточно хорош на фоне успешных братьев. Молли постоянно сравнивает, критикует, обесценивает - а потом удивляется его неуверенности.
Особенно показательно её отношение к Флёр и близнецам. Флёр она третирует открыто, не давая шанса - просто потому что та не вписывается в её представления об идеальной невестке. Бизнес Фреда и Джорджа она высмеивает и обесценивает годами, хотя близнецы создали успешное дело. Для Молли существует только один правильный путь: тот, который она одобрила. Всё остальное - глупость и легкомыслие.
А то, как легко она поверила клевете Риты Скитер о Гермионе, отправив той крошечное пасхальное яйцо, демонстрирует не материнскую заботу о сыне, а мелочную и предвзятую натуру.
Гермиона Грейджер
"Самая умная ведьма своего возраста", верная подруга, голос разума и моральный компас всего повествования. В детстве мы восхищаемся её умом, смелостью и непоколебимой преданностью друзьям. Она - та, кто всегда знает ответ, находит выход из безвыходной ситуации и ставит общее благо выше личных амбиций. Её перфекционизм и некоторая заносчивость кажутся лишь милыми недостатками, полностью оправданными её гениальностью и искренним желанием помочь.
Однако при взрослом прочтении её праведность начинает вызывать дискомфорт. Становится очевидно, что Гермиона не просто умна - она обладает зашкаливающим интеллектуальным высокомерием. Она презирает всё, что не укладывается в её рациональную картину мира: от прорицаний профессора Трелони до веры Луны Лавгуд в мозгошмыгов. Ее знаменитая кампания за права домовиков - это ярчайший пример навязывания своей воли тем, кого она якобы спасает. Она совершенно не слушает самих эльфов, которые воспринимают её действия как оскорбление, и продолжает свою "борьбу" с упрямством, граничащим с фанатизмом.
Но всё ещё хуже, когда её самоуверенность перерастает в жестокость, оправданную благой целью. Именно Гермиона придумывает проклятие, которое навсегда уродует лицо Мариэтты Эджкомб за её предательство. Именно она похищает Риту Скитер, превращённую в жука, и месяцами незаконно удерживает её в банке, шантажируя и используя в своих целях. Эти поступки демонстрируют её тёмную сторону: Гермиона свято верит в свою правоту и считает, что эта вера даёт ей право на самосуд, похищение и пытки. В своём стремлении к справедливости она порой использует методы, которые пугающе близки к методам тех, с кем она борется.
Сириус Блэк
По сути, Сириус Блэк навсегда застрял в эмоциональном состоянии пятнадцатилетнего парня, который в школьные годы издевался над слабыми. Он видел в Гарри лишь копию Джеймса и шанс вернуться в школьные золотые школьные годы. Сириус проецирует на мальчика собственную тоску по приключениям и бунту, подстрекает его к риску, поощряет нарушение правил. Он не наставник, а старший товарищ по проказам, которому плевать на последствия. Когда Гарри нужен взрослый совет, Сириус предлагает подростковую браваду.
Хуже всего - его жизнь на площади Гриммо. Вместо того чтобы найти способ быть полезным, Сириус погружается в депрессию, пьёт, огрызается на всех и завидует тем, кто сражается. Он ревнует Гарри к другим взрослым, обижается как ребёнок, когда ему не позволяют рисковать. А потом эта инфантильность убивает его - он бросается в Министерство, потому что не может упустить шанс на экшен, и погибает из-за собственной импульсивности.
Сириус достоин сочувствия. Но он так и не стал тем взрослым, который был нужен Гарри - осторожным, мудрым, ответственным. Он остался вечным подростком, и это сделало его опасным.
Северус Снейп
Снейп - герой, рисковавший жизнью годами, двойной агент, защищавший Гарри. Всё это правда. Но взрослый читатель видит и другую правду: это взрослый мужчина, который систематически издевается над детьми, потому что может. Он доводит Невилла до такого состояния, что мальчик боится его больше, чем Беллатрису Лестрейндж - женщину, которая пытала его родителей до безумия. Вдумайтесь в это. Снейп страшнее для тринадцатилетнего ребёнка, чем воплощение его худшего кошмара.
Гермиону он публично высмеивает за внешность, когда её зубы вырастают от проклятия. Гарри достаёт с первого урока лишь за сам факт существования. Снейп использует свою власть, чтобы мстить детям за грехи их родителей. Это не педагог, это взрослый хулиган в мантии, и никакой героизм не оправдывает то, что он калечит психику одиннадцатилетних.
Отдельная тема - его "вечная любовь" к Лили. В детстве "Всегда" кажется романтичным. Во взрослом возрасте это нездоровая одержимость женщиной, которая отвергла его двадцать лет назад. Снейп называл её "грязнокровкой", выбрал идеологию, которая хотела истребить таких как она, дружил с будущими убийцами. А потом, когда Лили погибла, он перенёс эту фиксацию на её сына - которого ненавидит за то, что тот похож на отца.
Снейп сложен, трагичен, храбр. Но храбрость не равна доброте, а героическая смерть не отменяет годы жестокости. Он спас мир, оставаясь мелочным садистом, и это делает его самым неудобным персонажем серии.
Альбус Дамблдор
Дамблдор в детском чтении - мудрейший волшебник, добрый дедушка, воплощение света. Взрослый взгляд обнаруживает холодного стратега, который выстраивает многоходовки чужими жизнями. Он оставил младенца Гарри у Дурслей, прекрасно зная, что там его ждёт. "Защита крови" - удобное оправдание, но Дамблдор годами игнорировал сигналы об абьюзе. Он растил мальчика как оружие, которое нужно будет использовать и выбросить.
Вся его тактика построена на манипуляции через недосказанность. Дамблдор не объясняет, не доверяет, не делится информацией, которая могла бы спасти жизни. Он позволяет Гарри страдать и искать ответы, потому что так "правильнее" по его расчётам. Он использует Снейпа как шпиона, зная, что тот обречён на ненависть со всех сторон. Он манипулирует Сириусом, запирая его в доме, который тот ненавидит. Для Дамблдора люди - инструменты большой игры, и он не моргнув жертвует пешками ради победы короля.
Его юность раскрывает ещё более тревожную картину. Дамблдор увлекался теми же идеями превосходства, что и Волдеморт, планировал порабощение магглов "для их же блага". Да, он раскаялся - после того как его действия убили сестру. Но этот опыт не научил его смирению. Он просто стал осторожнее, изощрённее, научился прикрывать жажду власти отказом от должностей и добродушным видом.
Дамблдор гениален, храбр, победил величайшую угрозу волшебного мира. Но он сделал это, используя детей как расходный материал, и его "великое благо" всегда важнее жизней конкретных людей. Он - урок о том, что благие намерения не оправдывают манипуляции, а мудрость без человечности становится чудовищной.