Гитара во многом определяет популярность классических рок-песен, кто бы с этим спорил. Когда мы слышим будоражащие душу композиции, в центре внимания чаще всего оказываются ревущие риффы электрогитар. Тем не менее, многие из наших любимых хитов, зачастую спрятанные под слоями дисторшна, имеют удивительное происхождение: изначально они были написаны на скромном фортепиано, а затем превратились в мощные гитарные шедевры, которые мы обожаем и по сей день.
Готовы мы это признать или нет, но фортепиано сыграло решающую роль в формировании звучания рок-музыки. Эта вечная классика нередко может даже вдохновить отказаться от гитары и изучить звуковые возможности цифрового пианино в поисках свежего вдохновения для написания песен. Я представлю истории, стоящие за легендарными треками популярных исполнителей, и попробуем представить себе как простой фортепианный рифф может превратиться в рок-магию. Приготовьтесь увидеть свои любимые песни в совершенно новом свете.
The Kinks «You Really Got Me»
Никто не станет спорить, что «You Really Got Me» – самый большой хит британской группы The Kinks, их визитная карточка. Жемчужина 60-х, одна из первых композиций, построенных на гитарных пауэр-аккордах и, в то же время, – это незабываемая презентация эффекта дисторшн. В августе 1964 года после выхода сингла с этой песней состоялась самая настоящая революция. Никогда до того в рок-музыке не звучало такое сочетание хуков и необузданной гитарной агрессии.
В списке журнала «Rolling Stone» «100 величайших гитарных песен всех времён» «You Really Got Me» заняла четвёртую строчку, а в 2005-м году в опросе радио «BBC» она была названа «песней десятилетия». И что немаловажно, эта композиция сподвигла огромную армию гитаристов – от Джимми Пейджа и Тони Айомми, до Эдди Вана Хален и Панки Медоуза следовать таким же риффовым путём. Но, как вы уже поняли, её написали на фортепиано.
Летом 1964 года The Kinks были абсолютными новичками. Их первые пара синглов не попали в чарты, осев на складах, и компания «Pye Records» пригрозила аннулировать контракт, если и третий сингл группы не будет успешным. Это был последний шанс спасти карьеру, и 19-летний на тот момент гитарист Рэй Дэвис, студент «Колледжа искусств Хорнси» в Лондоне и почитатель ритм-энд-блюза, засел в гостиной дома родителей за фортепиано в надежде что-нибудь придумать. Он был большим поклонником джаз-бэнда Джерри Маллигана, чья музыка звучала в фильме «Jazz on a Summer’s Day». И вот, восседая за пианино, он и придумал эту фигуру, основанную на блюзе из 12 тактов, как бы в духе Маллигана.
Рэй вспоминал:
«К тому времени, как я сочинил эту композицию, я вообще только недавно начал писать песни. Она стала одной из первых пяти, которые я создал. Когда я писал «You Really Got Me», я хотел, чтобы это была блюзовая песня в стиле джаз, как у Ледбелли или Большого Билла Брунзи, потому что в то время мне это нравилось. Но так как я был белым парнем из Северного Лондона, я привнёс в музыку определенные изменения, которые сделали мое творение уникальным».
Младший Дэвис, Дэйв, напомнил о другом музыкальном влиянии на Рэя:
«Мне и моему брату Рэю нравилась запись Джимми Джюффри под названием «The Train and the River», где было что-то вроде «ба-ба, ба-ба». Находясь под впечатлением от этой песни, Рэй дурачился на фортепьяно в гостиной и сочинил мелодию для «You Really Got Me»».
Во время фотосессии Рэй Дэвис сыграл на пианино раннюю версию «You Really Got Me» рок-фотографу Аллану Балларду. Она стилистически сильно отличалась от конечного продукта, который мы все знаем, будучи намного легче и несколько ориентированной на джаз. Позже Баллард вспоминал:
«Это была довольно маленькая, убогая терраса в викторианском стиле, немного неряшливая, а в коридоре у них стояло пианино. Рэй сел и выпалил: «Дер-дер, дер-дер, Дер-дер!» Он спросил: «Что ты на это скажешь?» В то время это ничего для меня не значило, а в итоге получилось «You Really Got Me»».
По словам менеджера группы Ларри Пейджа, характерный на двух пауэр-аккордах гитарный рифф песни появился во время работы над версией песни The Kingsmen «Louie Louie». В книге Ника Хастеда «You Really Got Me: The Story of the Kinks» Рэй Дэвис объяснил, что гитарный рифф Дэйва заменил соло саксофона, которое изначально было в песне, причем сам Дэйв утверждает, что этот рифф пришел к нему случайно. «Я подумал: «Вот куда мы направляемся». Это дало Рэю основу для написания», – сообщил он. Сравнивая оригинальную мелодию с «григорианским песнопением», Рэй сказал, что изначально думал, что пишет ритм-энд-блюзовую песню:
«Я хотел, чтобы это была мелодия джазового типа, потому что это то, что мне нравилось в то время. Изначально она написана на основе саксофонной партии... В итоге Дэйв сыграл партию саксофона на фуззовой гитаре, и это продвинуло песню на шаг вперед».
Рэй также вспомнил, как им пришлось бороться за песню, сообщив, что лейбл хотел выпустить более медленную первую запись и что их будущее зависело от успеха «You Really Got Me»: «Мы боролись и в конце концов получили ту версию, которую хотели».
Годы спустя продюсер Шел Тэлми рассказывал:
«Я на самом деле думаю, что медленная блюзовая версия также стала бы хитом номер один. Однако, когда мы все её послушали, Рэй захотел попробовать сделать это быстрее, и он оказался прав».
Сам Рэй рассказывал, что первоначальная запись сильно отличалась от той, которая стала хитом. К счастью, именно агрессивная быстрая версия тотчас же после своего выхода возглавившего британский хит-парад.
Во время записи в студии Дэйв Дэвис использовал фузз-бокс для своей «Guild», а также, чтобы получить более грязное звучание, сделал два надреза бритвой на диффузоре динамика своего комбика «Elpico», который затем пропустил через больший усилитель «Vox» в качестве «предусилителя». Этот звук был одним из первых проявлений дисторшна. И это оказало грандиозное влияние на более поздних рок-музыкантов, особенно в жанрах хард-рок, хэви-метал и панк-рок.
The Beatles «Something»
Композиция «Something», считающаяся одной из лучших гитарных песен в каталоге Джорджа Харрисона, была написана в 1968 году во время записи битловского «White Album». Как и в случае с другими треками Харрисона, такими как «Old Brown Shoe», при написании песни он использовал фортепиано, а не гитару. Трудно отделить эту песню от её довольно уникального гитарного звучания, характерного для Харрисона, но мы, безусловно, можем представить, как эта песня могла бы начать свою жизнь в качестве фортепианной композиции. Джордж вспоминал:
«Во время работы над альбомом был период, когда мы все были в разных студиях и занимались разными вещами, пытаясь закончить его, и я обычно брал тайм-аут», – вспоминал он. «Однажды я пришёл в пустую студию и написал «Something». В ней, по-моему, всего пять нот, и это устраивает большинство певцов. Когда я писал её, мне представлялось, как её поет Рэй Чарльз, и он действительно спел её через несколько лет».
Джордж трудился над этой песней долго и кропотливо: было записано сорок законченных вариантов, в одном из которых партию соло-гитары исполнял Эрик Клэптон. Оглядываясь назад, можно сказать, что «Something» считается одной из самых красивых песен о любви, когда-либо написанных, но коллеги по «Битлз» Пол Маккартни и Джон Леннон поначалу отнеслись к этому треку прохладно, усомнившись в его коммерческой привлекательности и способностях Джорджа как автора песен. Да, что там они, поначалу даже Джордж Мартин не был ей впечатлён, считая «Something», по словам музыкального журналиста Микала Гилмора, «слишком слабой и производной».
Несмотря на эти сомнения, «Something» получила огромное признание, и Фрэнк Синатра, как известно, назвал её «величайшей когда-либо написанной песней о любви». Проникновенный текст песни и чарующая мелодия в конечном счёте обеспечили ей место в истории музыки, продемонстрировав исключительный талант Харрисона и сложную динамику, царившую в то время в группе.
Slade «Look Wot You Dun»
После достижения своего прорывного успеха с песней «Get Down and Get With It» Slade добились дальнейшего успеха с последующим синглом «Coz I Love You», который возглавил британский чарт в октябре 1971 года. В январе 1972 года ему вдогонку был выпущен следующий сингл «Look Wot You Dun», который, продолжил восхождение группы, достигнув в Великобритании 4-го места. Эта песня стала вторым по счёту релизом группы (после «Coz I Love You»), в названии которого появилась их фирменная орфографическая ошибка. После своего выхода «Look Wot You Dun» вызвала протест со стороны учителей по всей стране, поскольку было сочтено, что фонетическое написание вызывает путаницу среди учеников.
Вокалист и гитарист Нодди Холдер рассказывал:
«Это очень простая поп-песня написанная на пианино. Возможно, не самая лучшая наша вещь, но нам нужно было что-то выпустить, когда «Coz I Luv You» покинула чарты».
Песня была написана басистом и клавишником Джимом Ли при участии барабанщика Дона Пауэлла, но их не устраивал припев, и Ли переработал его с Холдером. Дон Пауэлл вспоминал:
«Я написал текст, но никак не мог его закончить, и Нод помог с припевом. Это дыхание, которое вы в нём слышите – моё, кажется это идея Чеса (Чес Чандлер – менеджер и продюсер группы), но я не уверен. Я ещё спичечный коробок там использовал. Не спрашивайте зачем, как-то само получилось».
Собственно, клавишная аккордовая техника Ли при записи осталась, но что сделало это песню яркой гитарной работой с дисторшн, так это броская партия Дейва Хилла. Причём, для записи он одолжил гитару Питера Фрэмптона, поскольку плохая погода в рождественский период привела к тому, что его инструмент не прибыл, как ожидалось, в студию. «Look Wot You Dun» начинается с драматичного вступления пианино, за которым следует грув ритм секции. Гитарный проигрыш после припева сделан на фоне фирменной фишки Slade тех времён – громких барабанов, притопов и ухания, имитирующих атмосферу неистовствующего зала, типичную для концертных выступлений Slade.
Нодди вспоминал: «Мы не были вполне уверены. Она казалась нам чересчур клавишной, не совсем наш сценический стиль. Но у неё была эта битловская атмосфера, которая понравилась Чесу». Марк Нельсон из «The Chester Chronicle» полагал, что песня Slade станет «убойным хитом-монстром № 1 в их руках», и отметил «действительно отличный ритмичный удар, который заставит вас хотеть танцевать каждый раз, когда вы её услышите». Он добавил: «Это хитроумная песня, но она неотразима».
Argent «God Gave Rock and Roll to You»
Песня «God Given Rock And Roll To You» настолько позитивна и так вдохновляет, что трудно представить, что её автор, Расс Баллард, переживал один из самых мрачных периодов своей жизни, сочиняя эту классику гитарного рока. Песня, написанная в непростое для Балларда время, отражает его путь от отчаяния к надежде, демонстрируя эмоциональную глубину, которую может передать рок-музыка. Вдохновляющий текст и заразительная энергетика этого трека воспевают радость творчества и веру в то, что музыка может служить путеводной звездой в трудные времена.
«Я испытывал блаженство, когда начал писать «God Given Rock And Roll To You», – вспоминает Баллард. «Это было полной противоположностью тому, что я чувствовал годом ранее. Мои родители оба были одновременно серьёзно больны: у моего отца был рак простаты, а у мамы – рак кишечника. Я чувствовала себя очень подавленным».
Однако «God Given Rock And Roll To You» ознаменовала конец его мрачности:
«Было чудесно почувствовать, что я вышел из той депрессии. Я чувствовал такой подъем. На написание этой песни у меня ушло, наверное, всего двадцать минут. Мне всегда нравилась музыка в стиле госпел. Этими текстами я хотел выразить, что мы живем на этой невероятной планете, и когда ты находишь свою страсть, всё обретает смысл. С другой стороны, если ты довольствуешься простой работой, чтобы оплачивать счета, это очень печально».
Он добавляет:
«Песня была написана на этом тяжелом пианино «Eavestaff», которое я получил на свой двадцать первый день рождения. Это может показаться странным для рок-песни, но я также написал на пианино и «Since You’ve Been Gone». В детстве я учился играть на классическом фортепиано, и как только мои мама и папа выходили из комнаты, я начинал играть в стиле Джерри Ли Льюиса».
Argent записали эту песню в 1971 году во время сессий своего альбома «All Together Now,» но первоначально она не появлялась в качестве сет-трека до альбома «In Deep» 1973 года, зато была выпущена в качестве успешного сингла (18-е место в Великобритании и 114-е в США). Позже кавер-версии выпустили группы Petra и Kiss. Особенно популярной стала версия последних.
Fleetwood Mac «Rhiannon»
Композиция «Rhiannon» рок-группы Fleetwood Mac первично была в составе их десятого студийного альбома «Fleetwood Mac» 1975 года. В следующем году она вышла отдельным синглом. В некоторых странах название песни указывалось на синглах как «Rhiannon (Will You Ever Win)». Песня достигла 11-го места в США (в «Billboard Hot 100») и 46-го места в Великобритании (в сингловом чарте «UK Singles Chart»).
Она была написана Стиви Никс после прочтения романа Мэри Бартлет Лидер «Триада». Стиви была настолько увлечена сюжетом, что почувствовала, что ей «нужно что-то написать об этом персонаже». Она же исполнила в песне лид-вокал. Иногда на концертах Никс предваряла исполнение словами «Это история об валлийской ведьме».
Богиня Рианнон – выдающаяся фигура в валлийской мифологии. Вдохновленная ей, Стиви рассказывает историю женщины, олицетворяющей свободу и независимость. С неземным вокалом и легендарным гитарным риффом Линдси Бакингема в качестве бэка трудно представить, как Никс садится за пианино, чтобы написать песню, и ещё труднее понять, что у нее на это ушло всего 10 минут!
«Я просто влюбилась в название, села и написала песню примерно за 10 минут. Позже я узнала, что вся история уже описана в валлийской мифологии», – объяснила Стиви. «Я ужасно играю на пианино, но могу сесть и через 20 минут придумать законченную песню, текст и все такое», – размышляла она. Линдси прокомментировал: «Я играю с восьми лет, и тренируясь каждый день, мне всё же приходится «убивать себя», чтобы написать песню».
Кит Олсен, спродюсировавший эту композицию, объяснил, что «это была одна из тех песен, на создание основного трека у нас ушло больше дня, и мы записали её на аналоговую плёнку». Джейсон Элиас назвал гитарный рифф в песне «идеальным» и посчитал, что остальная музыка была «холодно сдержанной и атмосферной». В 2004 году журнал «Rolling Stone» поместил «Rhiannon (Will You Ever Win)» в исполнении группы Fleetwood Mac на 488 место своего списка «500 величайших песен всех времён».
Ozzy Osbourne «Mama I’m Coming Home»
Этот единственный сольный сингл Оззи Осборна, вошедший в топ-40 чарта «Billboard Hot 100», достигнув там 28-го места. «Mama I’m Coming Home» – это проникновенная баллада, которая с момента своего выхода в 1991 году нашла глубокий отклик у поклонников метал, и её влияние только усилилось после кончины легендарного певца. Песня служит пронзительным размышлением о любви и страстном желании, подчеркивая неприкрытую уязвимость, которая скрывается за хеви-металическим стилем Оззи.
Мощные тексты были написаны другой иконой жанра – Лемми из Motörhead, а музыка была создана давним коллегой Оззи – Закком Уайлдом. В интервью Закк объяснил, что изначально песня начиналась как фортепианная пьеса, с которой они с Оззи экспериментировали.
«На самом деле это произошло из-за того, что мы с Оззи играли на пианино в моей квартире в Северном Голливуде», – вспоминает Закк. «Всё началось с игры на пианино, а потом, когда мы пришли в студию, я переложил это на гитару, и знаете, это зазвучало великолепно… песня началась с чего-то вроде педальной слайд-гитары. Я имею в виду, что она просто звучала великолепно… Именно в строе «Open E» я разработал гитарную линию, которая переходит от «Ми» к «Ля». На начало композиции повлияла моя любовь к The Allman Brothers и Lynyrd Skynyrd, а также стиль Альберта Ли».
На концерте «Back to the Beginning», состоявшемся 5 июля 2025 года и ознаменовавшем последнее выступление Осборна на сцене, эта песня была единственной в репертуаре Оззи из 5 песен, не вошедших в его дебютный альбом «Blizzard of Ozz».
Papa Roach «Last Resort»
Если говорить о гимнах ню-метал, то «Last Resort» группы Papa Roach выделяется как один из самых запоминающихся треков десятилетия. Выпущенная в качестве ведущего сингла со студийного альбома «Infest» в начале 2000 года, песня посвящена темам психического здоровья и изоляции, которые часто сопровождают подобные проблемы. Её откровенный текст затрагивает ощущение депрессии и мыслей о самоубийстве, давая возможность высказаться тем, кто сталкивается с подобными переживаниями.
В основе трека лежит заразительный, зацикленный гитарный рифф, который движет всей песней. Интересно, что эта классическая метал-композиция возникла как фортепианная пьеса в классическом стиле, созданная басистом Тобином Эсперансом. В одном из интервью ведущий вокалист Джекоби Шэддикс рассказывает историю, стоящую за этим ставшим культовым риффом:
«Мы жили в этом печально известном доме в Сакраменто с несколькими другими группами, выступавшими на сцене, и в то время репетировали там. Когда впервые прозвучал рифф «Last Resort», Тобин играл его на пианино. Это звучало как классическое музыкальное произведение, но мы наложили его на гитару, придали ему тот ритм, и я помню, как наш менеджер услышал это через стену и ворвался со словами: «Сыграй это еще раз, чувак! Это было круто!» Я такой: «Нам нужно занести это в протокол»».
Бас-гитарист Тобин Эсперанс подтвердил:
«На самом деле эта песня была исполнена мною на фортепиано, а потом я просто исполнил её на гитаре… Я наигрывал кое-что на пианино, и вошёл Джекоби и начал это разбрасывать. И мы просто сделали наше типичное микширование в стиле фанк-хип-хоп с оттенком панк-рока. И эта песня просто так сошлась. Джекоби сказал: «Это крутой рифф, продолжай играть эту лапшу», – мы называли это лапшой. Мы делали это снова и снова, и Джекоби вкладывал в неё свои тексты, и песня просто превращалась в то, что есть сейчас».
Сингл занял 57-е место в «Billboard Hot 100». Он также возглавлял в течение семи недель чарт «Billboard Modern Rock Tracks» и вошёл в десятку лучших ряда стран, включая и Великобританию.
В общем, вы поняли – фортепиано очень часто стоит во главе угла песнятворчества.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал
☢️ Другие статьи подобной тематики: